Приблизительное представление об этих рисунках Шарлье можно было получить на вернисаже Венецианской бииеннале. Приблизительное, так как показывались они на экране телевизора, установленном на пароходике, взятом в аренду специально по этому случаю.
Выставка получилась импровизированная, потому что художник, которого Энрико Лунги, директор Музея современного искусства Люксембурга, выбрал представителем франкоязычного населения Бельгии, стал жертвой цензуры - сначала со стороны Биеннале, которая отказалась включить его в свою программу, а затем - муниципалитета Венеции, запретившего Жаку Шарлье вывешивать в городе воспроизведения своих работ, чтобы «не оскорбить целомудрия жителей города».
Никто не думал, что жители Венеции отличаются такой повышенной стыдливостью. Что же касается устроителей Биеннале, похоже, они не поняли, что современное искусство просто помрет, если будет принимать себя слишком всерьез. А самое главное: как заметила в своем письменном обращении министр культуры франкоязычного населения Бельгии, вопреки намерению городских властей Венеции, это решение приковало к запрещенным работам всеобщий интерес – пиписьки Жака Шарлье, в общем-то совершенно безобидные, стали предметом оживленного обсуждения публики: люди, которым посчастливилось увидеть их, описывали их другим, часто в самых хвалебных выражениях.
Но все знают : лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Теперь это стало возможно – во Дворце изобразительных искусств Брюсселя им посвящена выставка, открытая до 13 сентября. Серия «100 половых органов художников» в некотором смысле представляет собой урок по современному искусству, или лучше сказать, загадки на тему истории искусства: рисунки, представляющие атрибут каждого художника, не реалистичны, а представляют собой метафору его творчества.
Так, причандал Кристо упакован, атрибут Хэринга покрыт граффити, а херстовскую пипиську (конечно, так и подмывает написать «херстовский хер» - но боюсь, начальство этого не одобрит, а то и просто попрут меня с форума, поэтому я, пожалуй, воздержусь), постигла та же участь, что и его телят – она нарезана на куски, как колбаса. Что же касается Кунса, то его мужская гордость похожа на надувной шарик: как и следовало ожидать, она наполнена воздухом. Среди избранных творцов мало женщин : можно отметить красивый, хотя и не слишком изобретательный цветок Джорджии О’Киф.
По правде говоря, серия Шарлье заслуживает того, чтобы ее использовали на вступительных экзаменах в Школу Лувра.
Каждый может стать участником этой игры и протестировать свое знание искусства ХХ века на сайте Шарлье :
www.jacquescharlier-venise2009.be.
«100 половых органов художников», Бозар, Дворец изобразительных искусств Брюсселя, 23, ул. Равенштайна. Тел. (00-32) (0) 2-507-82-00.