Кроме фальшивок, рынок картин сотрясают ценовые перипетии. Несколько лет назад, рассказывает «КП», ведущие мировые аукционные дома Sotheby’s и Christie’s, на которые приходится почти треть всех аукционных продаж произведений искусства, обвинили в ценовом сговоре, завышении комиссионных платежей и обмане продавцов антиквариата на 446 млн. евро. По решению американского суда Sotheby's заплатил многомиллионные штрафы, а бывший глава аукционного дома Альфред Таубман провел год в тюрьме и лично заплатил штраф в 7,5 миллиона долларов. Окончательный диагноз рынку поставили крупные скандалы, причем в трех из топ-10 арт-скандалов последнего времени фигурирует Ив Бувье. Фигура Бувье по-своему легендарная на элитном арт-рынке. Он известен созданием схемы «свободного порта», своеобразного дьюти-фри для произведений искусства. Ему принадлежат фрипорты в Женеве, Цюрихе, Сингапуре и Люксембурге.
В этих официально числящихся складами гигантских помещениях (площадь Beijing Freeport of Culture в Пекине составляет 120 000 кв. метров, в создании которого участвовал Бувье), на деле представляющих собой симбиоз галереи-хранилища, могут по много лет находиться произведения искусства «разной степени прозрачности», порой меняя владельцев, но не свое местопребывание. Режим «свободного порта» означает условия свободной налоговой зоны, в которую предметы искусства ввозятся без уплаты таможенных пошлин и, добавим, особого контроля, что позволяет использовать фрипорты для отмывания денег.
С Бувье охотно сотрудничали музеи и коллекционеры мира, пока в 2015 году Дмитрий Рыболовлев не подал на швейцарского подданного Ива Бувье иски в суды Монако и Сингапура. Рыболовлев обвинял Бувье в завышении цен на приобретенные картины на сумму почти 1,05 млрд долларов и присвоении средств.
За почти 13 лет сотрудничества Рыболовлев при посредничестве Бувье купил 37 шедевров мирового искусства на сумму более 1 млрд долларов. Бувье по поручению Рыболовлева договаривался с предыдущими собственниками полотен, но для своего клиента выставлял окончательную сумму порой почти в два раза выше, чем просили собственники. В суде Бувье утверждал, что выступал не только консультантом, но и дилером, , которому позволено определять размер своих комиссионных. Рыболовлев со своей стороны предъявил договор, согласно которому Бувье причиталось 2% от суммы продажи и ничего более. Бувье арестовали, но скоро выпустили под залог. Дело продолжается.
История с Рыболовлевым и Бувье всколыхнула арт-рынок, участники которого традиционно старались разрешать свои споры без публичной огласки. Оказалось, что Бувье замешан еще в двух неприятных историях.
С 2013 года до настоящего времени тянется иск на $127,5 млн Консорциума дилеров против Ива Бувье и Sotheby's по поводу картины Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Дилеры при посредничестве Sotheby's в 2013 году за $80 млн продали полотно Иву Бувье, который перепродал его Рыболовлеву за $127,5 млн. Участники консорциума дилеров считают, что Бувье нанес им ущерб в виде упущенной выгоды. Суду предстоит выяснить, почему представители Sotheby’s пошли на непрозрачную сделку с Бувье.
Во Франции продолжается судебное разбирательство по поводу двух портретов кисти Пабло Пикассо Жаклин Рок Пикассо − матери истицы, падчерицы художника Катрин Ютен-Блэ. Г-жа Ютен-Бле, по ее собственным словам, обнаружила два портрета своей матери, второй жены знаменитого художника, в перечне произведений, принадлежащих Рыболовлеву. Эти картины, а также еще 58 эскизов кисти Пикассо Ив Бувье продал фонду Рыболовлева в общей сложности за 27 млн евро. Катрин Ютен-Бле утверждает, что никогда не продавала полотна, но имеются доказательства, что она не только знала арт-дилера, но и сотрудничала с ним. В возбужденном в 2015 году деле много неясностей, полиция подозревает его участников в лжесвидетельстве.
Как пишет Newyorker, Бувье в деле Рыболовлева был безжалостен в эксплуатации тех фактов, которые остались недосказанными. Полотно «Играющий на флейте и обнаженная женщина», которую Бувье продал Рыболовлеву за двадцать пять миллионов евро, он купил за день до этого всего за три с половиной миллиона. Люди, близкие к вопросам искусства считают, что Бувье очернил идею, кем должен быть арт-дилер и использовал любую двусмысленность в деле, которое предполагает торговлю по-джентльменски. Однако ущерб, нанесенный арт-рынку, связан, писали СМИ, в основном с наглостью Бувье и грубостью его достижений. Если верить информации из Википедии, по наблюдению журналиста Newyorker, беседовавшего с Бувье, он напоминает «животного, занятого падалью, типа шакала». В то же время открытые источники сообщают, что в «непрозрачные сделки» Бувье помимо дилеров и посредников могли быть вовлечены контрабандисты и персоны, занятые отмыванием денежных средств. Эксперты утверждают, что торговля краденным антиквариатом и подделками в последние сорок лет стала по доходности третьим криминальным бизнесом после наркотиков и оружия.
Адекватная цена на произведение искусства такое же необходимое условие инвестиций в него, как и подлинность. Описанные и другие скандалы стали подрывать веру инвесторов в надежность арт-рынка, в 2015 году мировой оборот произведений искусства снизился на 7% по сравнению с предыдущим годом, в 2016, по оценкам, падение составит 6%.
Дмитрий Рыболовлев пришел на арт-рынок из бизнеса, где прозрачность и открытость сделок является непреложным правилом. Его намерение не скрывать деталей, публично решать возникающие проблемы, вызывало у многих игроков этого рынка неприятие, а то и осуждение. Но, похоже, что без такого инвестиционного подхода невозможно оздоровление рынка, на котором вращаются не просто ценности, а объекты культурного достояния человечества.
Евгений Шаров
http://stolenart.ru/news/59/19/delo-...ka-prekrasnogo