Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство (https://forum.artinvestment.ru/index.php)
-   Выставки, события (https://forum.artinvestment.ru/forumdisplay.php?f=85)
-   -   «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 гг.» (https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=303241)

Кирилл Сызранский 16.11.2015 15:39

«Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 гг.»
 
Вложений: 10
4 ноября в Манеже открылся масштабный выставочный проект "Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 гг.".

Выставка, организованная Музейно-выставочным центром «РОСИЗО» совместно с Министерством культуры России, включает лучшие из произведений соцреализма периода его расцвета.
Восемьдесят хрестоматийных работ из ведущих музеев, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, РОСИЗО, Государственный исторический музей, Центральный музей Вооруженных Сил, собраны в одном месте.
Отбором занималась куратор Зельфира Трегулова, в феврале этого года занявшая пост директора Третьяковской галереи, один из самых опытных специалистов по искусству соцреализма. Художественное оформление выставки взяли на себя театральный режиссер Эдуард Бояков и главный художник «Первого канала», архитектор Wowhaus Дмитрий Ликин.
Выставочное пространство выглядит нарочито театрально, по образцу архитектуры «большого стиля»: 12 экспозиционных залов выстроены по принципу центрально-осевой симметрии, лежащей в основе и самого громкого архитектурного проекта сталинской эпохи, так и оставшегося неосуществленным, — Дворца Советов.
Образ вождя, праздничные демонстрации, спортивные праздники, индустриализация, авиация, Великая Отечественная война — все стороны жизни того времени нашли здесь свое отражение. Редкая выставка может похвастать таким количеством шедевров соцреализма: в одном зале соседствуют «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки, «Александр Невский» Павла Корина, «Фашист пролетел» Аркадия Пластова, «Мать партизана» Сергея Герасимова.

Нынешняя выставка в Манеже демонстрирует еще один этап в осмыслении соцреализма. Прежде всего предлагается реабилитировать «художественные достоинства» главного советского стиля. Хотя, конечно, человек, мало-мальски интересующийся искусством, вряд ли будет отрицать художественные достоинства полотен Дейнеки, Пименова, Петрова-Водкина, Лабаса и других художников, работавших в советскую эпоху. Более программным выглядит намерение кураторов реабилитировать сам советский миф, его пафос жизнестроительства.

"И вот что вижу, вот что очевидно для меня: это время — не только время страха и насилия. Это время невероятной силы. Невероятной энергии. Невероятных, романтических надежд", — пишет в своем блоге Эдуард Бояков. — "И наши деды и прадеды этими надеждами жили. Собственно, и страну они спасли за счет этой энергии и этой веры. Не за счет страха, а за счет этого мифа. Не видеть и не понимать это — значит закрыть связь с прошлым, а это самое страшное для человека». Видимо, такому пониманию мифа выставка обязана появлением в названии слова «романтический".

Кирилл Сызранский 16.11.2015 15:45

Стиль репрессионизм
 
Вложений: 10
Репутация — вещь хрупкая, особенно в культурной сфере. В феврале этого года Зельфира Трегулова въехала на белом коне в Третьяковскую галерею под аплодисменты экспертов, отмечающих ее управленческие таланты, современные взгляды и способность наладить международные связи. Выставка "Романтический реализм" заставляет пересмотреть сложившуюся точку зрения на эффективность этого менеджера. Выясняется, что эффективность госпожи Трегуловой простирается настолько широко, что заканчивается где-то за гранью добра и зла. Удивительно уже то, что ее первым кураторским проектом в статусе директора Третьяковской галереи стала выставка-аппендикс, приделанная к свежему историческому блокбастеру от Патриаршего совета по культуре из серии "Русь православная". Но этот факт можно хотя бы объяснить близким знакомством госпожи Трегуловой с советским материалом, который она осваивала на предыдущем месте работы — в РОСИЗО. А вот содержание, концепцию и общий смысл "Романтического реализма" нельзя, к сожалению, объяснить ничем, кроме этической и эстетической слепоты. Или аппаратной изворотливости и цинизма. Возможно, это сложное сочетание всех четырех факторов, и каждый из них имеет смысл изучить по отдельности.

Читать дальше... 

Начнем, пожалуй, с вопросов эстетики. У выставки помимо госпожи Трегуловой есть еще два автора — главный художник "Первого канала" Дмитрий Ликин и театральный деятель Эдуард Бояков. В поминальнике господин Бояков заявлен в качестве "режиссера" экспозиции. Не совсем ясно, значит ли это, что госпожа Трегулова, музейщик с громадным опытом, не может сама развесить 80 единиц хранения. В любом случае режиссер выставки из господина Боякова плохой. Иначе бы он не стал вешать изобилующее мельчайшими деталями полотно Исаака Бродского "II конгресс Коминтерна" сразу на входе, в качестве заглавной работы. Это, впрочем, мелочи по сравнению с тем, под каким соусом нам пытаются продать соцреализм, продукт репрессивной сталинской эпохи. Хорошо известно, что показать советскую пропагандистскую живопись как искусство с большой буквы — это одна из главных идей госпожи Трегуловой. Чтобы добиться этой цели, она готова на ряд подмен, не основанных ни на каких разумных аргументах. Сначала смягчаем терминологию и ставим романтику вместо социализма. Потом смешиваем несколько направлений под общей шапкой и показываем европейского уровня художников из Общества станковистов, от Самуила Адливанкина до Петра Вильямса и вездесущего Дейнеки, вместе с зубрами тоталитарной картины типа Василия Яковлева и Григория Шегаля, которые писали ровно то, что требовалось внутри- и внешнеполитической повесткой. Следующий шаг — порассуждать об "образах рая", будто бы сконструированных сталинскими художниками: невероятная пошлость, если не сопровождать ее четким и глубоким анализом обещающих счастье идеологем. Наконец, осыпать зрителя ворохом блестящих ассоциаций и параллелей, например, найти в картине того же Бродского "У гроба вождя" (1925) сходство с экзотическими пейзажами Таможенника Руссо. Глядя на эти трюки, хочется спросить: "Послушайте, ну кого вы хотите обмануть?" Бродский, безусловно, был художником тонким и знающим, но не настолько, чтобы цитировать ненавистных ему модернистов. В общем, с искусствоведческой точки зрения "Романтический реализм" опрокидывает наше осмысление соцреализма на 30 лет назад, когда между ОСТом и Студией Грекова, скажем, еще не делали различий.

Теперь об этике. Выставка "Романтический реализм" работает в те же сроки, что и "Русь православная". Суть последней довольно трогательная: в утомительной бездне мультимедийных инсталляций зрителям предлагается простая идея, что Россией управляет непосредственно Бог, а все реальные деятели, которые хоть сколько-нибудь похожи на него статью, для страны безусловное добро. На одном из экранов вокруг портрета Сталина (не совсем Господь, но в принципе близко) высвечиваются цитаты с оценками его роли в истории. Дольше всего, кажется, бесконечно долго, на экране висит Шолохов: "Да, был культ... Но была и личность!" В "Романтическом реализме" сталинская тема раскрыта с небывалой полнотой: он появляется сразу на многих полотнах, и смотреть на эти работы мы вроде как должны с незаинтересованно-эстетической точки зрения. Так вот, у этих работ низкое качество, они сделаны на заказ, по поводу, их авторы получили все мыслимые для художника земные блага и принадлежали к элите, до которой подавляющему большинству граждан СССР было не дотянуться. Мало того что на "Романтическом реализме" чистят Сталина, так еще и заставляют ценить мелких князьков соцреализма, не примечательных ничем, кроме умения делать то, что прикажут. Был, мол, культ, но были и талантливые личности!


В заключение скажем несколько слов об изворотливости и цинизме. Встречающий зрителя текст к выставке отчаянно пытается быть одной крови с образованной публикой. Тут упоминается авангард — в качестве крупнейшего явления советской эпохи, говорится о том, что соцреализм — это пропаганда, обращавшаяся к "простецам" (так в тексте!). Но — можно же смотреть на это искусство как на искусство с большой буквы, можно искать "талант" и "остроумие" в сплетении тоталитарных тел. Нет, нельзя. Если вы славите советскую монументалку, будьте последовательны, оставьте совесть за порогом и целиком погружайтесь в наслаждение специфическими способами контроля толп с помощью образов. Коготок-то увяз. Отступать-то некуда — за вами "Русь православная". И вам же бюджет дан невероятный, таких стен Манеж не видывал. Возможно, авторы скажут: мы же профессионалы, вот у нас такой государственный заказ, мы сделали все, что могли. Мы же взрослые люди, все понимаем. Министерство культуры и так далее. Да, "мы взрослые люди" — давайте повторять эту фразу, пока не отсохнет язык, и жить станет лучше, жить станет веселее.

ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ

Sevrov7 21.11.2015 01:40

На мой взгляд уважаемый Валентин Дьяконов мог бы несколько короче поведать нам о том,как он не любит советский реализм периода 1925-1945г.г. ,а так же все,что ассоциативно у него с ним связано :shy:
"Каждая эпоха рождает свои мифы,и заниматься их развенчанием-дело последующих. Один из самых часто встречающихся сегодня мифов о советской культуре-миф об упадке искусства и отсутствии творческой мысли.Такое мнение вызвано тем,что упор в то время делался на советский реализм,то есть показ будней и праздников обычного человека.А отношение к будням и праздникам зависит только от восприятия,а вовсе не от эпохи."

Кирилл Сызранский 21.11.2015 02:06

Вложений: 1
Цитата:

Сообщение от Sevrov7 (Сообщение 3607971)
На мой взгляд уважаемый Валентин Дьяконов мог бы несколько короче поведать нам о том,как он не любит советский реализм периода 1925-1945г.г. ,а так же все,что ассоциативно у него с ним связано :shy:

А на мой взгляд, уважаемый обозреватель газеты «КоммерсантЪ» делает свою работу.
Те же, кому "многобуков" осилить невмоготу, могут и вовсе не утруждать свой мозг чтением.

Sevrov7 21.11.2015 13:52

Цитата:

Сообщение от Кирилл Сызранский (Сообщение 3607991)
А на мой взгляд, уважаемый обозреватель газеты «КоммерсантЪ» делает свою работу.
Те же, кому "многобуков" осилить невмоготу, могут и вовсе не утруждать свой мозг чтением.

Я всего лишь высказал свое субъективное мнение. Работа уважаемого обозревателя(с трудом,но я справляюсь иногда и с более объемными текстами),показалась мне несколько черно-белой.А в советском реализме 1925-45г.г. имеются,на мой взгляд, "нюансы".И я бы предпочел обсуждать именно"нюансы",конечно при условии,что вы их видите,чем давать несомненно полезные советы,но для иного,скорее медицинского форума"не утруждать свой мозг" :shy:

Кирилл Сызранский 21.11.2015 15:16

Цитата:

Сообщение от Sevrov7 (Сообщение 3608261)
А в советском реализме 1925-45г.г. имеются,на мой взгляд, "нюансы"

Обозреватель газеты «КоммерсантЪ» написал не о "советском реализме 1925-45г.г.", а о конкретной выставке «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 гг.».

Sevrov7 21.11.2015 20:16

Я с вами совершенно согласен:"Обозреватель газеты «КоммерсантЪ» написал не о "советском реализме 1925-45г.г". По моему обозреватель взял газету "Правда" того же периода,что отражает выставка и немного подогнал слова соответственно своему сегодняшнему мировозрению,но нетерпимость и агрессию оставил:"въехала на белом коне", "за гранью добра и зла", "аппаратной изворотливости и цинизма", "пытаются продать соцреализм", "продукт репрессивной сталинской эпохи", "она готова на ряд подмен", "невероятная пошлость", "чистят Сталина", "заставляют ценить мелких князьков соцреализма", "несколько слов об изворотливости и цинизме","славите советскую монументалку", "оставьте совесть за порогом", "контроля толп с помощью образов". Ну и наконец:"Мы же взрослые люди, все понимаем".Наверное я не достаточно взрослый человек и многого не понимаю,так например,к проходящим альтернативным выставкам, с гораздо более провокационными арт объектами(соцреализм отдыхает),те же "обозреватели"призывают зрителей относится как исключительно чистому искусству(я лично за!),без примеси личных мировозренческо-политико-религиозных предпочтений.Автор же"обозрения",на мой взгляд, вскрылся по полной!Неплохо было бы понять,имеют ли такие закамуфлированные статьи к нашему форуму прямое отношение?

ANATOLY 21.11.2015 20:19

Выставка очень даже неплохая и спасибо организаторам за нее. Об..ть можно что угодно. Кто хоть немного разбирается в живописи и в истории искусства тому без надобности, что пишут обозреватели различных газетенок, а тот кто не разбирается, а пришел на выставку созерцать тому вообще до лампочки, что пишут. Как расположили работы, что с чем вяжется и что пишут организаторы выставки - они так понимают. Каждый пусть судит исходя в соответствии со своей подготовкой, образом мышления и т.д. Кто не посетил еще выставку рекомендую посетить.

Us-tin 21.11.2015 20:32

Господа, я побывал на выставке. Я видел великолепную живопись. Я наслаждался мастерством художников. Я восхищался композицией, цветом и линией. Не думал об идеологии. Никого не осуждал. И просто получал удовольствие. Работы замечательные.

Лен-Гор 21.11.2015 23:14

Цитата:

Сообщение от Us-tin (Сообщение 3608621)
Господа, я побывал на выставке. Я видел великолепную живопись. Я наслаждался мастерством художников. Я восхищался композицией, цветом и линией. Не думал об идеологии. Никого не осуждал. И просто получал удовольствие. Работы замечательные.

Присоединяюсь к вышесказанному.
Добавить нечего.
Спасибо.


Часовой пояс GMT +3, время: 08:05.

Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot