Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство (https://forum.artinvestment.ru/index.php)
-   Арт-калейдоскоп (https://forum.artinvestment.ru/forumdisplay.php?f=235)
-   -   Нет никакого всемирного арт-рынка (https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=294801)

Кирилл Сызранский 19.08.2015 14:16

Нет никакого всемирного арт-рынка
 
Вложений: 1
В последние десятилетия глобальные масштабы арт-рынка воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Предполагается, что современное искусство продается на некоем «едином» всемирном рынке, где расстояния больше не играют никакой роли. Дилеры, художники, коллекционеры и кураторы говорят об арт-рынке как о деревне мирового масштаба. Однако оказывается, что эти представления обманчивы — по крайней мере это следует из новой книги, над которой Олав Вельтхёйс работал с профессором Стефано Байа Курони. Мы представляем самые интересные данные из этого исследования

Доминируют три страны

За исключением крошечного топового сегмента, единый глобальный рынок — чистой воды миф, поскольку рынки по-прежнему функционируют в локальном масштабе. И даже верхушка арт-рынка не так космополитична, как кажется: здесь преобладают дилеры, коллекционеры и художники, родившиеся и живущие в Европе и Соединенных Штатах. Согласно последнему ежегодному отчету TEFAF, доминируют всего три страны: Соединенное Королевство, США и Китай, вместе составляющие 83% рынка. Индия, Бразилия, Россия, Турция, Мексика и многие другие страны, выразительно обозначенные как «остальной мир», вместе дают лишь 1% продаж искусства. В то время как за последние 25 лет экспорт вырос на впечатляющие 500% и теперь составляет более €1 млн, за две трети этой цифры отвечают две страны: США и Великобритания.

Художники и коллекционеры родом всего из нескольких стран

Профессора Алан Кеман и Фемке ван Хест проанализировали данные немецкого сайта Artfacts.net, на котором представлена информация о современных художниках, и Kunstkompass — ежегодный рейтинг современных художников, выходящий с 1970-х годов. Они обнаружили, что количество стран, представленных в этих рейтингах за десятилетие, почти не выросло и составляет не более 10% от общего числа стран мира. Львиная доля входящих в рейтинг художников живет в Германии и Соединенных Штатах. Другой анализ, проведенный экономистами культуры Лассе Штайнером, Бруно Фреем и Магнусом Решем с использованием данных Larryslist.com, рисует сходную картину среди коллекционеров: из 3119 самых заметных частных коллекционеров искусства 63% живут в Северной Америке или в Европе, 24% — в Азии. В Латинской Америке и на Ближнем Востоке проживает 8% и 5% частных коллекционеров соответственно, а в Африке — всего 16 коллекционеров искусства (0,1%).

Национальное искусство преобладает на аукционах и в галереях в своих странах

Еще одним стабильным результатом исследования стала «локальность»: то, что покупается и продается, чаще всего создано здесь же. К примеру, ученые Кристоф Спаньерс и Люк Реннебог подсчитали, что 80% произведений американских и британских художников, выставлявшихся на торги с 1957 по 2007 год, остались внутри своих стран. За тот же период французские аукционные дома продали в общей сложности 68 518 работ французских художников против 544 британских. Ученые видят «мало свидетельств того, что интегрированность со временем растет». По наблюдениям, в Китае это домашнее смещение касается, по-видимому, и самых успешных художников: у них нет ни поклонников, ни продвижения вне родной страны.

Две трети галерей на Art Basel — из четырех стран

На ярмарках тоже наблюдается сильное «домашнее смещение»: участницами с гораздо большей вероятностью становятся галереи из той страны, в которой проходит ярмарка. На главной ярмарке Индии India Art Fair 60% галерей и 60% представленных художников — индийские. Даже Art Basel не так глобальна, как ей хотелось бы. Более 90% ее галерей-участниц в 2014 году были из Европы, Соединенных Штатов и Японии. Две трети из них составляют галереи всего из четырех стран: США, Германии, Великобритании и Швейцарии. Как демонстрируют данные Larryslist.com, коллекционеры чаще всего покупают местное искусство. Так, 89% южноамериканских коллекций искусства состоят из произведений, созданных южноамериканскими художниками. Для азиатских и североамериканских коллекций эти показатели равны 82% и 76% соответственно. Исключение составляют только европейские коллекции: всего 43% произведений в них созданы европейскими художниками.


Львиная доля входящих в топ рынка художников — из США. Здесь же проживает большинство самых заметных коллекционеров искусства.

K-Maler 19.08.2015 17:39

Цитата:

Сообщение от Кирилл Сызранский (Сообщение 3530521)
Национальное искусство преобладает на аукционах и в галереях в своих странах

Еще одним стабильным результатом исследования стала «локальность»: то, что покупается и продается, чаще всего создано здесь же.

Эта статья перекликается с довольно старой статьей Олвина Тоффлера "Столкновение с будущим", где он выступает против распространенного мнения о том, что "технизация всего" ведет к стандартизации жизни, засилью роботов и т.п.

Напротив, утверждает Тоффлер, высокая технологичность современного общества позволит удовлетворять самые разнообразные потребности и вкусы людей.
И мы видим как этот прогноз осуществляется, в том числе, и в искусстве. В том кто и как его создает и как потребляет.

Vladimir 19.08.2015 18:30

Наверное правильнее было бы сказать, что всемирный рынок есть, но только для относительно небольшого круга художников международного значения (французских импрессионистов, немецких экспрессионистов, американских неоэкспрессионистов и т.д.). Их покупают все - и русские, и китайцы, и скандинавы. Но кроме этого, есть огромное количество локальных рынков, про которые не пишут в газетах, но которые вполне себе живут. Вот много мы знаем про шведских и финских художников? А они есть, среди них наверняка есть и сильные, которые вполне себе котируются у местных коллекционеров. Да, лишь единицы пробиваются на международный уровень. Се ля ви. Стоит ли на эту тему переживать?

Кирилл Сызранский 19.08.2015 19:20

Цитата:

Сообщение от Vladimir (Сообщение 3530821)
Вот много мы знаем про шведских и финских художников?

Думаю, все знают шведских как минимум - Карл Улоф Ларссон и Андерс Цорн, а финских - Том оф Финланд. :D

Кирилл Сызранский 20.08.2015 15:46

Цитата:

Индия, Бразилия, Россия, Турция, Мексика и многие другие страны, выразительно обозначенные как «остальной мир», вместе дают лишь 1% продаж искусства.
Посмотрел у artnet Топ 200 арт-коллекционеров по всему миру в 2015 году и обнаружил условно "наших" - пару Абрамович-Жукова, Рыболовлева и Светлану Кузьмичеву-Успенскую.


Часовой пояс GMT +3, время: 20:31.

Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot