Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство (https://forum.artinvestment.ru/index.php)
-   Художники, творчество, история (https://forum.artinvestment.ru/forumdisplay.php?f=75)
-   -   Художник Тулуз-Лотрек. Париж и его женщины (https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=24005)

Жар-птица 09.04.2009 00:38

Художник Тулуз-Лотрек. Париж и его женщины
 
Вложений: 5
Граф ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри Мари Раймон де (1864-1901) - французский живописец, один из ярчайших представителей постимпрессионизма.

Родился в старинной дворянской семье. В детстве, дважды упав с лошади, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой. Этот физический недостаток наложил отпечаток на дальнейшую жизнь художника. Интерес к рисованию пробудился под влиянием художника Р.Пренсето. Учился у Л.Бонна (1883) и Ф.Кормона (1884- 1885). Большое влияние на формирование его творческой манеры оказало искусство Э.Дега и японской гравюры.

Читать дальше... 
Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники ("Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме", 1883; "Графиня Адель де Тулуз-Лотрек", 1887 - обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво, иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека ("Молодая женщина, сидящая за столом", 1889, Собрание Ван Гога, Ларен; "Прачка", 1889, Собрание Дортю, Париж).

В дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек совершенствует способы и методы передачи психологического состояния моделей, сохраняя при этом интерес к воспроизведению их неповторимого облика ("В кафе", 1891, Музей изящных искусств, Бостон; "Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж", 1891-1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Сатирический взгляд художника на мир театра, ночных кафе, артистической богемы Парижа и опустившихся завсегдатаев притонов находит свое выражение в гротесковом преувеличении, которым он пользуется при написании таких картин, как "Танец в Мулен-Руж" (1890, частное собрание), "Занятия Валентена с новыми девушками в Мулен-Руж" (1889-1890, Художественный музей, Филадельфия) и др.

Для современников А. де Тулуз-Лотрек был прежде всего мастером психологического портрета и создателем театральных афиш.

Все его портреты можно условно разделить на две группы: в первой модель как бы противопоставлена зрителю и смотрит ему в прямо в глаза ("Жюстин Дьель", 1889, Музей Орсэ, Париж; "Портрет месье Буало", ок. 1893, Кливлендский музей искусств), во второй она представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки ("Гостиная в Шато де Мальроме", 1886-1887; "Дезире Дио (Чтение газеты в саду)", 1890 - обе в музее Тулуз-Лотрека, Альби; "Портрет Мадам де Гортцикофф, 1893, частная коллекция). Для того чтобы все внимание зрителя было сконцентрировано на внутреннем мире его модели, он делает ее внешние черты менее резкими, расплывчатыми, использует абстрактный фон, а в более поздних картинах - пейзаж или некоторые предметы быта и обстановки, раскрывающие истинную сущность своих персонажей.

Анри де Тулуз-Лотрек никогда не интересовался проблемой воздействия света на поверхность изображаемых предметов, но постепенно его палитра светлеет, а утонченное сочетание нескольких цветов, в основном зеленого и фиолетового, станет визитной карточкой большинства его работ.

Анри де Тулуз-Лотрек никогда не приукрашивал свои модели, но в его даже самых "грубых" портретах всегда чувствуется симпатия художника, выраженная в сжатой форме несколькими энергичными мазками ("Туалет (Рыжеволосая)", 1889, Музей Орсэ, Париж; "Рю де Мулен", 1894, Национальная галерея искусств, Вашингтон).

Анри де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш ( "Джейн Авриль в Жарден де Пари", 1893; "Divan japonais", 1893 - обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Художник блестяще владеет линией, заставляет ее прихотливо извиваться по контуру модели и по велению момента, создавая произведения, отличающиеся изысканной декоративностью.

Многие помнят выставку Музея Орсе в Третьяковской галерее, которая проходила в 2006 году на Крымском Валу. Там было выставлено 2 живописных произведения Анри Тулуз-Лотрека (1864-1901) "Рыжая (за туалетом)" (1889) и "Жюстина Дьёль" (1888). Вероятно уже тогда была задумана отдельная выставка творчества художника, но к завершению ее подготовка пришла только в 2008 году. Выставка под названием "Парижские удовольствия" прошла в начале 2009 г. в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.

В 1889 году в Париже был открыт "Мулен Руж", при входе которого были выставлены два произведения Тулуз-Лотрека, позже ему заказали афишу кабаре, это был первый заказ афиши для живописца. Неудивительно, что залы выставки оформлены в винно-красном цвете, ведь "Мулен Руж" - это красная мельница, на выставке Вы этого не забудете.
Многих удивит то, что в собрании Третьяковской галереи одно время находилась работа Тулуз-Лотрека "Иветт Гильбер" из собрания М.А. Морозова. Теперь на выставке представлено 83 произведения. Может возникнуть вопрос - сколько произведений из российских коллекций? Одно. Это темперная работа "Дама у окна" (1889) из Музея изобразительных искусств. Всего произведений оригинальной графики на выставке два, кроме работы из ГМИИ, еще "Тулуз-Лотрек, читающий газету" (1891) из собрания Фонда Пьера Джанадда.
81 работа Тулуз-Лотрека - печатная графика: литографии кистью, карандашом, карандашом и кистью, с набрызгом и без. Художник использовал до шести цветов, что является показателем сложнейшей литографической техники. Печатная графика вызывает разное отношение у зрителя. Сколько было сделано отпечатков, кто их делал? При жизни художника или после?
Коллекция, которую показывают в Третьяковской галерее, принадлежит Библиотеке Национального института истории искусства в Париже. Библиотека представляет работы из собрания Жака Дюсе (1853-1929), этот знаменитый французский кутюрье хорошо разбирался в современном искусстве, он и Тулуз-Лотрек были современниками. Конечно, Дюсе старался отобрать лучшие экземпляры литографий для кабинета гравюр, который был организован при его многотомной библиотеке. Но так как собиралась коллекция, для полноты представления творчества в нее вошли как первые отпечатки, так и дальнейшие. Всего в библиотеке 220 литографий художника, на выставку отобрано 82 произведения, все они прошли реставрацию.
Здесь и знакомые всем сюжеты с Джейн Авриль, Ла Гулю, Лой Фюллер, Ша-Ю-Као, Иветт Гильбер. Публика знает их по афишам, которые хранятся в собрании многих музеев. В 2006 году большая выставка афиш прошла в Музее изобразительных искусств, где было показано несколько работ Тулуз-Лотрека. На выставке в Третьяковской галерее знакомые сюжеты предстали в другом ракурсе. Большие тиражные афиши были предназначены для того, чтобы быть расклеенными по городу лишь на время, их делали на тонкой бумаге, которая со временем изменила цвет, также поменяли оттенки и краски. Литографии Тулуз-Лотрека выполнены на специальной толстой бумаге для художественных работ, которая меньше подвержена разрушительному воздействию времени. К тому же парижская библиотека прежде не выдавала из своего собрания более 10 произведений, то есть работы довольно редко выставляются и еще не знакомы широкому зрителю.
Темы для творчества Тулуз-Лотрека не очень широки. Он изображает женщин, сценки в театре, в кафе, в кабаре, в цирке, на отдыхе, иногда зарисовывает животных. Порою, художник ищет большую тему для творчества, мечтая написать что-то значительное, а в ежедневных моментах не видит темы для искусства. Для Тулуз-Лотрека темой становится поворот головы, взгляд, жест, прикосновение, поцелуй, отношения или их отсутствие.

Выставка дополнена фотографиями героев и героинь, которых писал и рисовал Тулуз-Лотрек. Это редкий прием для художественной выставки, но в случае с Тулуз-Лотреком он совершенно оправдан. Художник иронизировал не только в своих произведениях, но и в фотографиях, например, "Господин Тулуз пишет портрет господина Лотрека-Монфа" (1892).

Вивьен 09.04.2009 01:20

К смерти Лотрека отнеслись по-разному. Его враги, воспользовавшись случаем, снова напали на него. Жюль Рок написал в «Курье Франсе»: «К счастью для человечества, в мире мало художников, похожих на Лотрека. Нелепо отрицать его талант, но это был дурной талант, который оказывал вредное и прискорбное влияние». В «Эко де Пари» снова, как и в 1899 году, выступил Лепелетье: «Имя Лотрека, бесспорно, займет свое место среди художников нашего времени, но это своеобразный, неприятный талант калеки, который все вокруг себя видел в уродливом свете и преувеличивал грязные стороны жизни, привлекая внимание к порокам и извращениям...» Впрочем, все эти высказывания во многом соответствовали мнению графа Альфонса. Жуаян, задавшись целью защитить произведения своего друга, целиком посвятил себя этому делу. Он неоднократно получал письма от графа Альфонса, в которых тот совершенно недвусмысленно высказывал свое отношение к творчеству сына: «Из-за того, что мой сын умер, я отнюдь не намерен изменить свое мнение о нем и превозносить до небес то, что при жизни его я не понимал и считал смелыми и дерзкими, но все же ученическими этюдами» (22 октября 1901 г.).
«Я считаю, что они (его произведения) большей частью небрежны... Только потому, что художника уже нет в живых — пусть даже это мой сын, — я не могу восторгаться его топорной работой, которая свидетельствует лишь о его горячем темпераменте» (4 февраля 1902 г.).

Больше того, когда после выставки произведений Лотрека в Тулузе в 1907 году был создан комитет по установлению памятника художнику, граф Альфонс написал председателю этого комитета Арсену Александру, что «его сын не обладал талантом» и что он, граф Альфонс, будет «изо всех сил бороться против осуществления этого проекта». Узнав в 1912 году, что Гюстав Кокио пишет труд о Лотреке, граф Альфонс грозился вызвать его на дуэль и «покарать». «С большим трудом, — пишет Кокио, — удалось помешать ему примчаться ко мне в Париж на перекладных». Граф Альфонс умер в декабре 1912 года в Альби. «Вы больше верили в его талант, чем я, и вы оказались правы», — написал он Жуа-яну.

Ninni 09.04.2009 09:07

Вложений: 9
Надеюсь будет приятно ещё раз взглянуть на его темпераментно гениальное творчество

Tamila 09.04.2009 09:45

Вложений: 3
Цитата:

Сообщение от Жар-птица (Сообщение 309455)
"Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж", 1891-1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк). "Танец в Мулен-Руж" (1890, частное собрание), "Занятия Валентена с новыми девушками в Мулен-Руж"

Мулен Руж очень привлекал Лотрека, и танцоры часто были персонажами его картин. Имена конечно довольно необычные:
Ла Гулю - La Goulue - это Louise Weber, псевдоним означает обжора (из-за привычки есть в большом количестве: наверстывала то, что не получила в голодном детстве) танцевала в паре с Валентеном, у которого псевдоним был Valentin le Désossé - бескостный, наверно из-за его гибкости.
а еще была Nini Pattes-en-l'air (Nini legs in the air) - вот про нее ничего не могу найти. Интересно Лотрек изображал ее на своих картинах?

1 - Ла Гулю, входящая в Мулен Руж
2 - Ла Гулю и Валентен
3 - тоже Ла Гулю

eva777 09.04.2009 10:50

Люблю Лотрека ! Фильм.
 
По "Культуре" в конце прошлого года показывали замечательный фильм, двухсерийный, о его жизни, наверняка где-нибудь можно скачать. Посмотрите по возможности, не пожалеете!

antip 09.04.2009 10:57

Также,не пожалеете,прочитав А.Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека",как и все его
книги об импрессионистах( Ван-гог,Сезанн,Гоген,Мане...)

Жар-птица 10.04.2009 14:10

Eva777, а вы не помните, как точно назывался фильм на Культуре? На Савеловском можно заказать любой редкий фильм, надо только знать название.
Недавно я заказала себе телепостановку на Мосфильме балета Мариса Лиепы "Парижские сезоны" (2002 год). Все костюмы, декорации, танцы воспроизведены по архивам. Потрясающе!!! Танцуют Таранда, Ананиашвили, М. Лиепа, И. Лиепа. В Париже на гастролях Лиепа повторил фурор наших балетов нач. 20 века:):):)

Allena 10.04.2009 15:26

23 декабря. 23.55 — История и личность в кино. Премьера в России. Художественный фильм «Лотрек» (Франция, 1998). Режиссер и автор сценария Роже Планшон. Оператор Жерар Симон. Композитор Жан-Пьер Фуке. В ролях: Режис Руайе, Эльза Зильберштейн, Анемон, Клод Риш, Элен Бабю, Клер Боротра, Александра Пандев, Аманда Рубинштейн.
Фильм о жизни и трагической смерти Анри де Тулуз-Лотрека, гениального французского художника-калеки. Фильм передает атмосферу кабаре конца XIX века, в которых Лотрек провел большую часть своей жизни.

Кирилл Сызранский 10.04.2009 16:11

Цитата:

Сообщение от Жар-птица (Сообщение 311795)
В Париже на гастролях Лиепа повторил фурор наших балетов нач. 20 века

Эт Вы уж загнули!

Tamila 30.08.2011 15:23

Музей Тулуз-Лотрека
 
Вложений: 2
Тему нужно оживить :)

Опубликую впечатления моей знакомой журналистки Ольги Сыровой от музея Анри Тулуз-Лотрека в Альби


Музей Тулуз-Лотрека: Драгоценность Альби

Музей Анри Тулуз-Лотрека — одна из главных достопримечательностей города Альби (на юге Франции), идеально вписывается в его архитектурный стиль, где доминируют здания, построенные из кирпича. Альби — родной город художника; именно местный музей располагает самой богатой в мире коллекцией картин этого мастера. Основанный в 1876 году, музей переехал во дворец Берби в 1922 году, благодаря пополнению работ, которыми щедро поделилась мать Тулуз-Лотрека после его смерти. Здесь картины находятся и по сей день.

Читать дальше... 
Широкие просторные залы демонстрируют посетителям становление и эволюцию художника. Работы, представленные в музее, в полной мере раскрывают творчество Анри Тулуз-Лотрека, а вместе с тем и его психологический портрет, который невозможно отделить от искусства. Несколько автопортретов, сделанные в основном в качестве карикатурных зарисовок, передают комплекс, связанный с физическим недугом, от которого страдал этот гений. В детстве он упал с лошади и сломал обе ноги, после этого он практически перестал расти.

Ранний период творчества Тулуз-Лотрека поражает ярким реализмом, но не в смысле течения, а по способу изображения жизни. Без лишних прикрас, по-настоящему — так уже в 18 лет он стремился передать индивидуальность человека в каждом портрете. В эти годы он также совершенствует технику света и тени и начинает экспериментировать.

Переходя от зала к залу, можно наблюдать, как менялась техника и темы, к которым обращался Тулуз-Лотрек. В частности, женщины из публичных домов стали часто фигурировать в его работах, так как он жил на Монмартре и был постоянным гостем этих заведений. Вновь, он доказывает свое мастерство в психологическом портрете. Каждая модель выражает принципиально разные переживания. Однако, несмотря на глубокий психологизм, танцовщицы выглядят нежеланными и вульгарными. В принципе, Тулуз-Лотрек часто делал объекты в работах непропорциональными и порой кажется, что люди на портретах изображены уродливыми, однако сам художник испытывает к ним симпатию, пытаясь передать зрителю богатство внутреннего мира своей модели.

Отдельный зал посвящен, пожалуй, самым известным работам художника — театральным афишам, за которые современники признали его талант. Яркие и лаконичные работы с применением техники литографии принесли Тулуз-Лотреку славу и успех.

Музей Тулуз-Лотрека, так же как и город Альби примечателен сочетанием традиционного и современного, гармонично сочетающегося друг с другом. Сегодня, здесь ведется масштабная реконструкция, которая завершится в 2012 году. В ближайшее время двери музея закроются, чтобы в следующем году принять большой наплыв гостей.

Ольга Сырова


Часовой пояс GMT +3, время: 08:51.

Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot