Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство (https://forum.artinvestment.ru/index.php)
-   Арт-калейдоскоп (https://forum.artinvestment.ru/forumdisplay.php?f=235)
-   -   Любовь в жизни художника (https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=21855)

раскатов 21.03.2009 15:57

Любовь в жизни художника
 
Любовь в жизни художника, это тема для вдохновения и творчества , или для депрессии и падения.
Сколько шедевров было создано под её влиянием. Но многое осталось в тени, в сокровенном.
Людей давно уже нет, а их слова доходят до нас из глубины времен ,наполненные светом жизни и теплотой любящих сердец.
Вот отрывки из писем (не опубликованных) одного уже немолодого и очень больного художника Михаила С. к одной молодой женщине. (работавшей Консультантом Третьяковской галереи). Знаменательно, что письма помечены апрелем 1945 года.
«Почему то Ваше письмо в розовом конвертике, я боялся открывать, мне казалось, в нем что то недоброе для меня, а оказалось наоборот. Но оно повеяло на меня грустью, при Вашем воспоминании о юности, ея красоте – радости , такого хорошего воспоминания не у всякого есть.»
«Голубка моя, солнышко моё. Опять я возвращаюсь к Вашему последнему письму, такому нежному, милому и подписанному «Наташа». Это для меня «Наташа», как это трогательно и всё это письмо трогательно. Уже одно то, как Вы описываете Ваше желание быть для меня; «веселой, красивой, легкой» и это для меня, милая!!!... И ещё , что меня тронуло, это Ваше желание, чтобы я летом работал для души. Спасибо, родная, я постараюсь Ваше желание выполнить, ..Но и сам это намечал, именно нужно этим заняться теперь же, а то никогда не осуществить, уж очень досаждает жизнь. С вашим влиянием на меня, Вашей помощью, я всё осилю и добьюсь, если не шедевров, то интересных вещей… Вчера Вы не пришли, а как я Вас ждал. Мне очень хотелось, чтобы Вы посмотрели портрет, хоть это простая работа – халтура, а благодаря Вас, будучи всегда в моих мыслях и в этой работе есть, что то глубокое, благородное.
«Вчера Вы не пришли, а это уже на меня повлияло, сегодня был сам не свой, работать не мог и опять спал днем; только к вечеру взялся за кисть…
Горячо целую Ваши руки и это только в письме, а в действительности не решусь.»

Vlasta 21.03.2009 17:20

Быть любовницей гения – всегда мука. Вдвойне тяжелее, если при этом женщина и сама является творческой личностью, вынужденно оставаясь в тени своего великого покровителя и любовника.

Когда она встретилась с великим Огюстом Роденом, мастеру было уже за сорок, а Камилле едва миновало девятнадцать.
Роден был властным, знаменитым, амбициозным. Он уже прошел длинный и очень непростой путь к славе, получая не только частные, но и государственные заказы.
Читать дальше... 
Ему казалось смешным, что хорошенькая девчонка из провинции тоже возомнила себя скульптором и могла – хотя бы только в мечтах – грезить о том, чтобы оказаться равной ему.
Сама Камилла Клодель, родившаяся в провинциальной и очень буржуазной семье из небольшого городка в области Шампань, с детства была уверена в том, что ей предназначено творить.
Во второй половине XIX века даже достаточно свободное общество Франции со скептицизмом воспринимало женщину-скульптора.
Работа была тяжелой, грязной и в чем-то непристойной, потому что приходилось часто сталкиваться с обнаженной натурой. Однако в работах Камиллы чувствовался такой мощный талант, что ее учителя действительно поверили в возможные перспективы юной художницы.
Вероятно, Альфред Буше - наставник Камиллы - руководствовался самыми благими побуждениями, когда привел девушку в мастерскую Родена.
Известный мастер мог не только поделиться своими знаниями и опытом, но и помочь карьере начинающего скульптора. К сожалению, расчет Буше оказался неверным. Встреча с Роденом стала для Камиллы роковой.
Говорят, что Родена поразили в первую очередь красота и страстность его молоденькой гостьи, а не ее мифические таланты, о которых говорили другие художники.
"Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью", - описывал сестру Поль Клодель.
Как бы то ни было, Роден согласился пустить девушку в свою мастерскую. При условии, что она будет беспрекословно выполнять любую грязную работу. Ну, и заодно, если уж ей так хочется, может чему-то учиться.
Девушка с радостью согласилась. Она месила глину, убирала осколки гипса, наводила порядок в мастерской. Одновременно впитывала любые советы своего наставника и создавала свои работы.
Как оказалось, Камилла и Огюст были очень близки по стилистике и страстной энергетике. Через некоторое время Роден уже настолько доверял своей ученице и ее талантам, что поручал ей завершать свои собственные скульптуры.
В конце концов, это закончилось тем, чем и должно было закончиться: Камилла стала и любовницей великого мастера, и его моделью.
Огюст Роден восхищался ее совершенным юным телом и как влюбленный мужчина, и как художник. Они наслаждались своей страстью и творческим единением душ. Однако проблема была в том, что Камилла по-прежнему оставалась в тени своего знаменитого любовника.
Печалило девушку и то, что Роден жил на два дома: для души и творчества у него была юная Камилла, а для семейного уюта и комфорта – некая Роза Бере, с которой он жил вместе уже более двух десятилетий и от которой имел сына. Ни с той, ни с другой расставаться он не собирался. Сложившееся положение вещей Огюста вполне устраивало. А вот у Камиллы, возраст которой приблизился к тридцати годам, начались нервные срывы и депрессии. Страсть к Родену и восхищение его гением не покидали ее, но женщина чувствовала, что ее собственная жизнь проходит мимо.
У нее не было ни нормальной семьи, ни положения в обществе, ни творческого имени, ни, соответственно, заказов.
Приученная к вкусу славы своими первыми успехами в художественной академии, Камилла на долгие годы оказалась лишь подмастерьем – отражением чужого гения, не имеющим собственного лица.
Они расстались – тяжело, мучительно, болезненно. Постаревший обрюзгший Роден уехал в провинцию к верной Розе, а Камилла осталась в Париже и попыталась восстановить из руин свою жизнь и творческую карьеру.
Красота ее увяла. Но самым страшным потрясением стало то, что в ее скульптурах критики видели лишь подражание Родену.
Хотя сам Роден сказал: "Что касается мадемуазель Клодель, обладающей талантом размером с Марсово поле, она еще не оценена по достоинству… все, по-видимому, считают, что мадемуазель Клодель моя протеже, а она – непризнанная художница… я уверен в конечном успехе…"
Родство душ, стилей, страстных натур снова сыграло с ней скверную шутку – в Камилле так и не увидели оригинального яркого художника.
К тому же, эротизм образов, который прощался великому Родену, в произведениях женщины-скульптора вызывал у критиков яростное негодование.
Камилла все чаще впадала в мучительные депрессии. Заработки ее были ничтожны, но она упорно отказывалась принимать помощь Родена.
Да и он постепенно отказался от своих попыток, оставив бывшую возлюбленную ее печальной судьбе.
Камилла Клодель пережила своего любовника и учителя на четверть века, окончив свою жизнь в 1946 году в полной нищете и безвестности в стенах одной из психиатрических клиник. Последние годы ее жизни были сплошным мучением.
«Здесь нет ничего, кроме мерзкого ночного горшка, мерзкой железной кровати, где дрожишь от холода ночь напролет. От здешнего питания я чувствую себя отвратительно. Никакими словами не передать, что такое холода в Мондеверге. Пальцы коченеют, и я не могу удержать перо. И длится это по семь полных месяцев ежегодно», – писала она брату.
И только в середине XX века знатоки искусства начали выискивать по всему свету ее немногочисленные сохранившиеся работы, увидев в них наконец-то то, что пыталась выразить эта несчастная женщина всю свою жизнь, – страсть и щемящую нежность.

Василий СЕРГЕЕНКО

Артём 21.03.2009 20:28

...Что может быть важней
На свете женщины прекрасной?

Златые крылья развевая,
Волшебной нежной красотой
Любовь явилась молодая
И полетела предо мной.
А.С.Пушкин


Часовой пояс GMT +3, время: 17:24.

Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot