Подскажите, где можно посмотреть законы или правила, на основе которых музеи (российские и западные) могут передавать изображения имеющихся у них работ (не сами работы, а именно картинки) для включения их в каталоги и выставки? и как это вообще происходит? интересны случаи из практики!
Сима
18.03.2009 19:48
Meister, из моей долгой практики - правил никаких не было. Работали по правилам, установленным по музею приказом директора. Может быть прейскурант услуг - пересъемка. ксерокопирование документов, подбор сотрудниками и т.д., т.е. "накладные расходы" - на это тоже должен быть устанавливающий документ - приказ директора. Но это не за само использование - на него цена устанавливалась с потолка, смотря по обстоятельствам. Меня всегда в подобных случаях смущало, что могут быть правоприемники и что права могут быть давно проданы самим художником или наследниками какой-либо заграничной конторе по правам. Например, на рисунках Гончаровой были надписи, свидетельствующие о том, что права переданы. Также сталкивалась с тем, что в импортных каталогах (музейных выставок) на работы из других музеев ставился копирайт такой конторы.
Но это никого в музее не смущало. Никто ни разу не предъявлял претензий, даже живые художники. Ведь "использование" - это статья дохода, внебюджетные средства, т.е. оставались в музее на премии. Но сейчас, сердцем чую, что-то меняется. Поэтому мне тоже интересно, что ответят.
Евгений
18.03.2009 20:18
Цитата:
Сообщение от Meister
(Сообщение 271875)
Подскажите, где можно посмотреть законы или правила, на основе которых музеи (российские и западные) могут передавать изображения имеющихся у них работ (не сами работы, а именно картинки) для включения их в каталоги и выставки? и как это вообще происходит? интересны случаи из практики!
__________________
В этой теме «Управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений" вопросы частично обсуждали http://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=20025
dedulya37
18.03.2009 20:22
Цитата:
Сообщение от Meister
(Сообщение 271875)
для включения их в каталоги и выставки? и как это вообще происходит? интересны случаи из практики!
Цитата:
Сообщение от Сима
(Сообщение 272035)
Поэтому мне тоже интересно, что ответят.
Интересно будет всем, я думаю.
Когда я обратился в Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан с просьбой выслать мне фото, они не отказали, но попросили везде указывать на принадлежность работы их музею.
K-Maler
18.03.2009 23:53
Цитата:
Сообщение от Сима
(Сообщение 272035)
По умолчанию
Meister, из моей долгой практики - правил никаких не было. Работали по правилам, установленным по музею приказом директора. Может быть прейскурант услуг - пересъемка. ксерокопирование документов, подбор сотрудниками и т.д., т.е. "накладные расходы" - на это тоже должен быть устанавливающий документ - приказ директора. Но это не за само использование - на него цена устанавливалась с потолка, смотря по обстоятельствам. Меня всегда в подобных случаях смущало, что могут быть правоприемники и что права могут быть давно проданы самим художником или наследниками какой-либо заграничной конторе по правам. Например, на рисунках Гончаровой были надписи, свидетельствующие о том, что права переданы. Также сталкивалась с тем, что в импортных каталогах (музейных выставок) на работы из других музеев ставился копирайт такой конторы.
Но это никого в музее не смущало. Никто ни разу не предъявлял претензий, даже живые художники. Ве
Цитата:
Сообщение от Сима
(Сообщение 272035)
дь "использование" - это статья дохода, внебюджетные средства, т.е. оставались в музее на премии. Но сейчас, сердцем чую, что-то меняется. Поэтому мне тоже интересно, что ответят
Об этом есть в законе об авторском праве. Через 70 лет после смерти автора разрешение на публикацию его работ не требуется, это уже считается национальным достоянием. Но практические вопросы, конечно, связаны с затратами...
Синица
19.03.2009 09:46
Не удосужилась покопаться в законодательстве, но, кажется, что музеи не имеют права препятствовать использовать изображения, если имеется ссылка на музей и если исключительное право на произведение принадлежит музею (т.е.государству). Надо уточнить.
В нашем случае мы заключали договоры с музеем. Процедура простая - письмо на имя директора, и, после резолюции директора - договор на использование изображения. И тоже возмещали музею мелкие накладные расходы (связанные с "отвлечением персонала", один раз - с натяжкой на подрамники и стряхиванием пыли, и т.д.) и гарантировали передачу музею некоторого количества готовых альбомов.
Meister
19.03.2009 10:18
Спасибо за отклики, правда прояснения пока не произошло. Когда берешь работу из музея на выставку, то платишь деньги как бы за ее аренду. Это одна ситуация. Музею надо оформить выдачу-прием работы, провести эти расходы и т.д. Но я говорю именно о изображениях. Насколько я понимаю все права на них принадлежат музеям и только с их разрешения можно использовать изображения в выставках или каталогах. Просто так давать разрешение им не резон наверное, они захочут денег. Расценки, как я понимаю, берутся с потолка. Еще интересно должны ли музеи что-либо перечислять наследникам с публикации изображений? в каких законах про это можно прочитать? готов это сделать и отчитаться ))
dedulya37
19.03.2009 11:23
Цитата:
Сообщение от Meister
(Сообщение 272765)
Но я говорю именно о изображениях. Насколько я понимаю все права на них принадлежат музеям и только с их разрешения можно использовать изображения в выставках или каталогах. Просто так давать разрешение им не резон наверное, они захочут денег. Расценки, как я понимаю, берутся с потолка. Еще интересно должны ли музеи что-либо перечислять наследникам с публикации изображений? в каких законах про это можно прочитать? готов это сделать и отчитаться ))
Очевидно, права на изображения должны принадлежать музеям только по истечении 70 лет после смерти художника. Но всё меняется и этот срок могуть уменьшить. :mad: (Увеличивают только сроки президенства) :) А пока эти 70 лет не закончились, авторские права на публикацию должны принадлежать наследникам, я так полагаю.
Мне кажется что музеи не имеют права запрещать публикацию работ. А вот сами они как раз и должны выплачивать деньги за публикацию, только ведь они могут сослаться на издательство, которое и выпускает каталоги и альбомы и предложить наследникам востребовать деньги с издательства.
LCR
19.03.2009 12:26
Цитата:
Сообщение от dedulya37
(Сообщение 272955)
Очевидно, права на изображения должны принадлежать музеям только по истечении 70 лет после смерти художника. Но всё меняется и этот срок могуть уменьшить. :mad: (Увеличивают только сроки президенства) :) А пока эти 70 лет не закончились, авторские права на публикацию должны принадлежать наследникам, я так полагаю.
Мне кажется что музеи не имеют права запрещать публикацию работ. А вот сами они как раз и должны выплачивать деньги за публикацию, только ведь они могут сослаться на издательство, которое и выпускает каталоги и альбомы и предложить наследникам востребовать деньги с издательства.
Здесь, на Западе, дело обстоит более или менее как Вы описАли. Но в России, мне кажется, когда музей приобретает или принимает в дар работу, на которую авторские права еще не закончились, то составляется договор, по которому все права на работу уступаются музею.
Не знаю, как дело обстоит с работами, на которые договоров оформлено не было, но думаю, что они придумали что-нибудь, чтобы перевести права на себя.
Синица
20.03.2009 10:51
Meister,
Поскольку мы тоже пытались разобраться с этим вопросом, попробуем по-порядку:
1. Срок действий исключительного права не истек, принадлежит наследникам.
В соответствии со ст. 1270 ГК РФ право на воспроизведение произведения, в том числе в форме фотографий и цветных слайдов, относится к исключительному праву, которое принадлежит автору произведения или его наследникам. Исключительное право действует в течение жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (ст. 1281 ГК РФ).
Таким образом, в случае, если исключительное право не истекло и принадлежит наследникам автора, необходимо заключить с ними договор о предоставлении исключительного права на воспроизведение и опубликование произведений (ст. 1286 ГК РФ).
В данном случае музей является прежде всего хранителем материального носителя произведения. На этом полномочия музея исчерпываются, если только договор музея с автором не предусматривает иного. Тот факт, что музей экспонирует картину, авторского права не касается, т.к. оно принадлежит автору или правообладателю, к которому оно перешло по договору, по наследству и т.д.
Читать дальше...
2. Срок действий исключительного права не истек, принадлежит музею.
Алгоритм действий прежний, только в этом случае договор о предоставлении исключительного права на воспроизведение и опубликование произведений заключается с музеем.
3. Срок действий исключительного права истек, картина принадлежит музею на праве собственности.
Крупные музеи, как правило, экспонируют произведения, срок действия авторского права на которые давно истек. Поэтому для таких музеев, как Эрмитаж, Русский музей, Петропавловская крепость, проблемы авторского права не так актуальны. Если картина Репина хранится в Русском музее, и срок действия авторского имущественного права на картину истек, то никто, в том числе и музей, не обладает исключительным правом разрешать или запрещать воспроизведение и распространение репродукций данной картины.
Но здесь следует учитывать, что существует Закон Российской Федерации о музейных фондах, в статье 36-й которого право первой публикации проведения, которое экспонируется в музее и включено в состав музейного фонда РФ, принадлежит музею. Ясно в законе сказано лишь о "первой публикации". О передаче же прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, сказано, что подобная передача "осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций". Что это значит, не совсем ясно определено в тексте закона.
Поэтому очень часто музеи пытаются препятствовать коммерческой публикации хранящихся у них экспонатов, даже если срок авторского права истек. Скажем, не так давно крупный московский музей предъявил одному петербургскому издательству претензию по факту использования ряда картин, хранящихся в музее (в основном - начала 20 века) для дизайна обложек книжных изданий. Музей ссылался как раз на эту статью Закона о музейных фондах Российской федерации. При этом все картины уже многократно публиковались в открытой печати и срок действия авторского права давно истек. Музей угрожал судебным взысканием огромных сумм денег. Однако издательство ответило, что авторские права на картины прекратились и музей не вправе требовать никакой платы за использование, после чего переписка просто прекратилась. Видимо, музей осознал недостаточную обоснованность своих претензий.
Статья 36
Публикация музейных предметов и музейных коллекций
Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.
Таким образом, первая публикация экспонатов, хранящихся в музее, срок действия исключительного права на которые уже истек, должна проходить с согласия музея. В данном случае целесообразно заключать с музеем договор на воспроизведение и опубликование экземпляров произведений.
В случае же, если картины уже многократно публиковались в открытой печати, то музей имеет право взять плату за производство фотосъемки в своих помещениях, в соответствии с утвержденными внутренними правилами и расценками.