![]() |
Между живописью и музыкой: о синтезе искусств
О синтезе этих двух прекраснейших из искусств говорилось из века в век. Рассмотрение особенностей художественного образа живописного и музыкального произведений позволяет определить возможность их взаимодействия.
И обращение к истории мировой художественной культуры показывает, что существует органическая связь между этими видами искусств, которая еще на заре человеческой истории была в виде обрядовых и культовых действий, праздников и пиршественных представлений, народных зрелищ и карнавальных шествий. Живопись и музыку сравнивали, анализировали, проводили параллели. В индийской средневековой эстетике Шаригадеви семи основным нотам соответствуют семь цветов - бледно-розовый цвет лепестков лотоса, оранжевый, золотой, цвет жасмина белый или черный, ярко-желтый, пестрый. В китайской системе пять тонов окрашиваются в желтый, белый, зеленый, красный и черный соответственно. Интересные сайты по теме: http://prometheus.kai.ru/skr-chur_r.htm http://www.all-2music.com/rais_music_painting.html А вот как наш современник для себя их открыл. В 2005 году в Иркутске состоялся необычный концерт – под произведения современных российских и финских композиторов известный художник Владислав Несынов прямо на сцене под впечатлением от музыки создавал новое полотно. Действие было прекрасно синхронизировано, пока ансамбль настраивался на концерт и проделывал последние приготовления, художник увлажняет холст. По ходу дела он давал комментарии – это поможет краске лучше ложиться. Работал Владислав Несынов гуашью, поскольку она не пахнет так интенсивно, как масляные краски, и потому не будет отвлекать слушателей от музыки. Сам концерт длится полтора часа, за это время художник создал новое полотно. Он пояснил, что «сначала пойдут абстрактные пятна. То есть живопись пройдет некую эпоху цивилизация. Начиная с геометрические вещи, потом изображения животных, потом людей, потом групп людей, а потом возможно все перейдет в чистый холст - опять все закрасится». Вероятно, авангардная музыка влияет на абстрактное искусство. Первая часть концертной программы состоит из произведений современных финских композиторов, в которых древние финские языческие заклинания положены на джазовую основу композитором Киммо Хакола. Далее следуют Альфред Шнитке, Родион Щедрин. Потом произведения молодых российских композиторов. Свое нововведение в музыкальной программе художник Несынов объясняет так: «Это необычная техника, необычный вид работы, потому что обычно живописец подходит к холсту, делает изображение, и оно не меняется, а совершенствуется. Здесь меняется звук и меняется изображение». Синтез музыки и живописи снимает на видео семья художника, потом у автора будет возможность со стороны увидеть творческий процесс. Позже образы будут детально прорабатываться в мастерской, после чего окончательно будет сделан вывод об эффективности союза живописи и музыки. Да, интересно бы взглянуть:eek: |
Леонардо да Винчи:
«Музыку нельзя назвать иначе, как сестрой живописи, ибо она есть предмет слуха, второго чувства после зрения... Но живопись превосходит музыку и повелевает ею, потому что не умирает сразу же после своего возникновения, как несчастная музыка». |
кстати я обнаружил для себя прелюбопытнейший факт...Прослушивание классической музыки или легкого джаза при просмотре живописи во много раз усиливает впечатление и восприятие. Музыка позволяет отгородиться от внешнего мира, других посетителей выставки, позволяет сконцентрироваться на произведениях искусства и картины воспринимается совершенно иначе, чем без музыки. Был сильно поражен в свое время этим открытием и многие выставки стараюсь смотреть с музыкой в ушах, хотя со стороны это наверно диковато выглядит )) К тому же, вспомним великого Кандинского и его "Композиции и Импровизации", в которых он пытался соединить музыку и краски ))
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Вложений: 10
Ярким примером органичного синтеза живописи и музыки было творчество великого литовского и русского композитора и художника Микалюса Чюрлениса (1875—1911). В его полотнах присутствует движение, подобное движению и развитию музыкальной темы. Особенно это проявляется в циклах картин-сонат, своей формой приближающихся к крупным музыкальным формам («Соната весны», «Соната звезд», «Соната моря», «Соната солнца»). А его «Фуга» построена по принципу музыкального контрапункта и даже визуально напоминает партитуру фуги.
|
Вложений: 4
И еще несколько картинок...
|
Эта тенденция также получила яркое воплощение в "мирискуснических""сезонах в Париже" под руководством А. М. Бенуа. Дягилевские спектакли-зрелища произвели настоящий фурор в Париже. Но об этом – в следующем посте.
|
Цитата:
|
Цитата:
|
| Часовой пояс GMT +3, время: 22:07. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.