Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство (https://forum.artinvestment.ru/index.php)
-   Реставрация (https://forum.artinvestment.ru/forumdisplay.php?f=45)
-   -   Полировка "рыбьей костью" (?) Похитонова (https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=134433)

NATA NOVA 30.09.2011 16:49

Полировка "рыбьей костью" (?) Похитонова
 
В интерьвью о замечательном художнике-миниатюристе Иване Похитонове промелькнуло упоминание о том, что он полировал дощечки лимонного и красного дерева " рыбьей костью".
Стала искать. Нашла другие рассказы, но там уже "рыбьей костью" полировалась "подсохшая живопись".
Кто нибудь может внести ясность в "Рыбью кость"?
Может это "вольности перевода"? может имелся в виду "рыбий клей"?
И что за мастику он оспользовал в качестве грунта? В одних источниках-"Золотистую", в иных "тёмную"..
С благодарностью и нетерпением жду мыслей глубокоуважаемых знатоков.

Кирилл Сызранский 30.09.2011 17:27

Раньше золото на иконах в процессе золочения полировали медвежьим или кабаньим клыком, поэтому до сих пор классическая форма "зубка" (инструмент из агата) и сейчас напоминает кабаний клык.
Может и моржовые клыки использовали, а в старину моржовый клык называли "рыбьим зубом" .

olnev 30.09.2011 22:31

1. Кирилл правильно подметил.
2. Из старорусской речи дошли до нас в мизерном количестве обороты, которые не стоит понимать прямолинейно.
3. Сам я такого не встречал, опять же думаю Кирилл прав.

NATA NOVA 30.09.2011 22:37

Цитата:

Сообщение от Кирилл Сызранский (Сообщение 1790533)
моржовый клык

Цитата:

Сообщение от Кирилл Сызранский (Сообщение 1790533)
сейчас напоминает кабаний клык.

Цитата:

Сообщение от olnev (Сообщение 1790723)
которые не стоит понимать прямолинейно.

Когда впервые прочитала про "полировку рыбьей костью", вспомнился костяной инструмент, который использовали на кафедре художественной обработки кожи, (где то 10-15 см длиной, 3-4 шириной, 5-10мм толщиной цвета слоновой кости..-может это и называется "моржовый клык"?

Pecheneg 01.10.2011 10:27

Цитата:

Сообщение от Кирилл Сызранский (Сообщение 1790533)
в старину моржовый клык называли "рыбьим зубом" .

Хочу добавить к сказаному, что существует еще профессиональный сленг, понятный только в своем кругу специалистов.

NATA NOVA 01.10.2011 10:42

Цитата:

Сообщение от Pecheneg (Сообщение 1791063)
Хочу добавить к сказаному, что существует еще профессиональный сленг, понятный только в своем кругу специалистов.

Pecheneg, конечно, наверно этим и обьясняются и разночтения и непонятности. Придётся обратиться к авторам.

Sandro 05.10.2011 22:19

Цитата:

Сообщение от Кирилл Сызранский (Сообщение 1790533)
Раньше золото на иконах в процессе золочения полировали медвежьим или кабаньим клыком, поэтому до сих пор классическая форма "зубка" (инструмент из агата) и сейчас напоминает кабаний клык.
Может и моржовые клыки использовали, а в старину моржовый клык называли "рыбьим зубом" .

Константин совершенно прав, только что наш реставратор подтвердил, что рыбья кость- это моржовый клык, он наименее антистатичный, по этому и использовался раньше

NATA NOVA 06.10.2011 08:38

Цитата:

Сообщение от Sandro (Сообщение 1795593)
он наименее антистатичный,

А каким образом это свойство (антистатичность) влияет на качество (полировки доски или живописи)?

ПРо процесс золочения-понимаю..

Может просто "по привычке"? Тем, что уже было под рукой, особенно если знаком с инструментом и он(инструмент) себя хорошо зарекомендовал?

olnev 12.10.2011 23:40

Цитата:

Сообщение от NATA NOVA (Сообщение 1796173)
А каким образом это свойство (антистатичность) влияет на качество (полировки доски или живописи)?

ПРо процесс золочения-понимаю..

Не липнет из воздуха пыль, куски сусалки, песчинки. А если прилипнут при полировке будут царапины.

NATA NOVA 02.04.2012 13:18

Интересное сообщение получено от Евгения Кротова.
В сообщении извещается, что "рыбьей костью" называется нёбная кость морского карася.
Цитата из сообщения:

..." не думаю, что это имелся ввиду бивень моржа (есть статья по кости, моржовый и подобных животных бивень назывался рыбьим зубом или морской костью), в то же время небная кость Sparidae (морской карась) используется именно для полировки - получается шелковистый блеск, правда, там нет уточнения, что используется это именно в живописи. так же маловероятно, что Похитонов стал бы обрабатывать дощечки костью перед письмом - совершенно нет необходимости в выравнивании плоскости перед грунтом (я слышал где-то, что он грунтовал даммарной смолой (мастикой) - то есть, грубо говоря, делал что-то вроде лакового грунта (а это дает наилучшее соединение красочного слоя с основой). чем проклеивал перед грунтом, не знаю. может быть, Вы нашли что-то еще об этом, будет интересно услышать."

Так что милости просим новости по технологии полировки рыбьей костью.
Теперь этого "Sparidae" отыскать где-нибудь...:)
Картинки морского карася:
Добавлено через 3 часа 2 минуты
http://www.google.co.uk/search?tbm=i...w=1366&bih=628


Часовой пояс GMT +3, время: 18:39.

Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot