На сайте Вы ознакомитесь с историей коллекционирования икон в России, что позволит оценить публикуемое собрание в историческом контексте. Все произведения расположены в каталоге в хронологической последовательности, разделены на группы и стилистические этапы. Репродукции произведений той или иной группы предваряются историко-художественной характеристикой.
---------------------------------------
О истории моей коллекции.
Первую икону, ставшую началом моего собрания, я приобрел в 1977 году – это «Богоматерь
Боголюбская» XIX века. Она мне особо понравилась, нравится и до сих пор.С этого времени я стал изучать древнерусскую живопись с интересом. Кроме того, я начал общаться с коллекционерами. Среди них были Константин Соколов, Николай Воробъев и другие, которые уже тогда собрали крупные и ценные коллекции. Они очень интересно рассказывали о своих выдающихся иконах, среди которых, безусловно, были и шедевры.
Коллекционирование древнерусской живописи стало моей страстью, более того – любимой страстью. На все заработанные деньги я покупал хорошие иконы. И настолько увлекся, что никогда не имел собственной квартиры, все время жил на съемных. Большая часть коллекции была собрана еще в СССР.
Многие очень ценные иконы (являющиеся национальным достоянием) я буквально спас от вывоза (незаконного) за границу. Они, как и все значительные произведения из моей коллекции, навсегда останутся в России и будут доступны всем россиянам.
С течением времени я понял, что никаких денег не хватит, чтобы купить все то, что мне хотелось. И я стал обменивать менее значительные произведения древнерусской живописи на более важные для русской культуры.
Таким образом, в результате моей увлеченности собиранием произведений древнерусской живописи я вошел в новую Россию с очень хорошей коллекцией, состоявшей из девяноста двух икон, среди которых уже были шедевры XV, XVI, XVII, XVIII и XIX веков. В их числе – «Преображение Господне» первой половины XV века, «Святая Екатерина с житием» второй четверти XVI века, подписная строгановская икона «Благовещение», созданная в начале XVII столетия Назарием Истоминым Савиным, несколько икон самой известной школы иконописи XVIII–XIX веков – палехской.
Легально разрешенный бизнес в новой России позволил зарабатывать совсем другие деньги. Восемьдесят процентов из них я продолжал тратить на иконы, но уже только на те, которые я и эксперты с мировым именем (к ним я всегда обращался) одобряли. При малейших сомнениях в времени написания иконы я отказывался от покупки.
В то время едва ли не все русские бизнесмены занимались только «коллекционированием разницы» – покупали, продавали дороже, «разницу», то есть деньги, присовокупляли к деньгам, и так далее. Кто-то приобретал дома, дорогую мебель, иномарки (я до последних двух лет ездил на отечественных машинах).
А я покупал и покупал любимые мной шедевры древнерусской живописи, и коллекция росла и росла, особенно когда я стал приобретать русские иконы за границей и возвращать их в Россию, на историческую Родину. Часть этих икон уже демонстрировалась на нескольких выставках, в том числе на выставке «Возвращенное достояние», проходившей в Третьяковской галерее весной 2008 года.
В июне того же года в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» была открыта выставка лучших произведений из моей коллекции, включающая около двухсот икон. В ее организации мне помогали специалисты: Энгелина Сергеевна Смирнова – профессор Московского государственного университета и эксперт с мировым именем (особенно в области самых древних произведений, относящихся к XIV, XV и началу XVI века), Наталья Игнатьевна Комашко – сотрудник Музея имени Андрея Рублёва, большой знаток икон XVII, XVIII и XIX веков, Александр Сергеевич Преображенский – преподаватель Московского государственного университета, исследователь древнерусской живописи XV–XVII веков. Именно благодаря их участию самую значительную часть моего собрания удалось показать в залах царицынского «Хлебного дома». Особенность этой выставки в том, что на ней представлены не только основные школы древнерусской живописи, но и провинциальные центры и мастерские, где выдающиеся русские живописцы создавали иконы, которыми сегодня гордится не только наша страна, но и весь мир.
Таким образом, экспонируемое собрание икон является своего рода хрестоматией по истории древнерусской живописи. Посетив два-три раза эту выставку, можно получить полное представление о развитии русской иконописи и увидеть отдельные иконы, которые не уступают шедеврам мирового уровня, созданным в любой из стран в разные эпохи.
Сейчас я работаю над юридическими документами, которые дадут гарантию того, что эта коллекция не будет никогда продана и разобщена моими наследниками и останется всегда доступной народу нашей Родины – России.
Вот краткая история создания моей коллекции и ее дальнейшая судьба.
Мне очень приятно было узнать, что многие посетители выставки оставили свои высказывания в книге отзывов, и я понял, что не зря прожил жизнь, выполнив (возможно, частично) свое предназначение.
М.Е. Де Буар (Елизаветин). 2009 год.
Сайт
http://rus-icons.ru/index.php