Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство (https://forum.artinvestment.ru/index.php)
-   Цены, оценка, атрибуция (https://forum.artinvestment.ru/forumdisplay.php?f=5)
-   -   «Иисус Христос в терновом венце» по мотивам Гвидо Рени (https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=110281)

Art-lover 07.02.2011 18:03

«Иисус Христос в терновом венце» по мотивам Гвидо Рени
 
Вложений: 5
Знакомые обратились ко мне с вопросом о том, сколько может стоить принадлежащая им картина «Иисус Христос в терновом венце» по мотивам «Се Человек» Гвидо Рени (Ecce Homo. Reni, Guido. 1575 – 1642).
Размер: 48.5 x 36 см; Без подписи. Отреставрирована ок. 5 лет назад. Рама новая (дуб).
Предположительно выполнена в середине 19 века. По семейным версиям вероятно была привезена из Италии до 1860 г.

Буду признателен за помощь в оценке.
Еше было бы интересно узнать мнение знатоков, насколько оригинален этот вариант Ecce Homo. Самостоятельная авторская версия или копия с более раннего прототипа? В Сети этот вариант изображения мне найти не удалось.

Вивьен 07.02.2011 20:39

Вложений: 1
Цитата:

Сообщение от Art-lover (Сообщение 1516191)
В Сети этот вариант изображения мне найти не удалось.

Вы не это изображение имели в виду? 1639 г.

тандем 07.02.2011 20:46

Цитата:

Сообщение от Art-lover (Сообщение 1516191)
Размер: 48.5 x 36 см; Без подписи. Отреставрирована ок. 5 лет назад. Рама новая (дуб).

Все изыскания по времени создания надо производить до реставрации.
И причём здесь рама?

Amateur 07.02.2011 21:51

Вложений: 2
У Рени был не один вариант "Ecce Homo". Тот, что показала Вивьен, находится в Болонье, Италия (Pinacoteca Nazionale, Bologna), а другой вариант 1639 года, с которого, возможно, сделана Ваша копия - в Лувре, Париж. Но также возможно, что есть и еще варианты - и не обязательно только Гвидо Рени. На Вашей картине венец более аккуратный и "приглаженный", чем у Рени.

Да, действительно, есть и третий вариант - см. влож. 2. И именно с него написана Ваша копия. Про местонахождение его везде написано - Дрезденская галерея, но что-то мне не удалось найти изображение оригинала (сохранился ли он?). Только открытки.

redbor 08.02.2011 12:48

Вложений: 2
Цитата:

Сообщение от Art-lover (Сообщение 1516191)
В Сети этот вариант изображения мне найти не удалось

Странно. В иконографии "Христос в терновом венце" это самый распространенный извод.(рисуют часто и в сети -много):
http://images.google.ru/images?q=Икона «Христос В Терновом Венце».&biw=1260&bih=478
Цитата:

Сообщение от Amateur (Сообщение 1516551)
и третий вариант - см. влож. 2. И именно с него написана Ваша копия. Про местонахождение его везде написано - Дрезденская галерея, но что-то мне не удалось найти изображение оригинала (сохранился ли он?).

Скорее всего, это изображение ошибочно описано, как работа Г.Рени в Дрездненской галерее.
Изображение Христа в терновом венце появляется в русской иконографии в конце 17 века
В XVIII-XIX веках в православном мире получила распространение
икона - "Иисус Христос в терновом венце". изображение заимствовано из католической живописи.
Часто с работ итальянского художника -живописца и гравера Гвидо Рeни (1575-1642), одного из лучших представителей болонской школы. .. Гвидо Рени неоднократно повторял в своих работах лик Спасителя, в том числе с характерным поворотом головы. Созданный им образ получил широкую известность и повсеместное распространение. В качестве названия своей работы Гвидо Рени взял известную фразу из Евангелия, слова Понтия Пилата - "Се, Человек" ,
которые тот произнес, указывая на Христа и обращаясь к собравшимся первосвященникам...
А картина в теме -совсем не копия с Рени,
но более похожа на работы других художников, например, испанского живописца Антонио де Переда.( 1641г.Прадо)

Amateur 08.02.2011 17:42

Вложений: 2
Цитата:

Сообщение от redbor (Сообщение 1517421)
А картина в теме -совсем не копия с Рени,
но более похожа на работы других художников, например, испанского живописца Антонио де Переда.( 1641г.Прадо)

Ну, дорогой redbor, зачем же так категорично? Вот более точная репродукция этой картины Гвидо Рени, но тоже с открытки, изданной в Дрездене в 1930е годы. Дело в том, что сама картина считается пропавшей во время войны, так что современную репродукцию оригинала увидеть, увы, невозможно. Наиболее же достоверная ссылка на репродукцию этой картины, пригодная даже для научной публикации, это каталог H.Posse, K.W. Jähnig. Die staatliche Gemäldegalerie zu Dresden: vollständiges beschreibendes Verzeichnis der älteren Gemälde, herausgegeben im Auftrage des Ministeriums für Volksbildung. Dresden: W. und B. v.Baensch Stiftung, 1929 - репродукция приведена на стр. 154 (номер ее 323).
Упоминание об этой картине, правда, без репродукции есть в довоенных путеводителях по Дрезденской галерее.

Art-lover 08.02.2011 19:07

Вложений: 8
В промежутке между последними сообщениями от redbor и Amateur отправил свое, но оно сперва "криво" отображалось, а потом вовсе испарилось - наверное лихорадит серверы форума.
Пробую продублировать.


Всем спасибо за помощь.
Вот что вырисовывается в итоге.
Гвидо Рени многократно повторял и варьировал найденный им образ страдающего Христа с характерным поворотом головы и устремленным к небу взглядом. Этот образ, произведший сильное впечатление на современников Рени, сразу начал копироваться и использоваться в работах эпигонов. Популярность сюжета привела к его быстрой миграции по всей Европе, чему способствовали многочисленные эстампы, отталкивающиеся от разных версий этих картин. В частности, c 18-го века сюжет привился и к русской иконописной традиции (см. картинку1)

Очевидно, некоторые из поздних копиистов (18-19 вв.) сюжета были знакомы с разными "изводами" Ecce homo и прибегали к контаминации отдельных деталей из разных живописных и печатных версий. Это могло выражаться и в том, что в поисках "повышенной выразительности" копиистами и эпигонами менялись черты лица Ииисуса при сохранении прочих атрибутов оригинального источника.
В результате мы имеем множетво гибридных линий, разобраться в родословной которых весьма сложно.

Конкуренция в сфере печатной продукции привела в целом к победе дрезденского и "римского" вариантов картины Рени. В некоторых эстампах наблюдается взаимовлияние этих главных линий.
Прилагаю (картинка 2 и далее) несколько характерных печатных версий.

Первая гравюра из этого ряда входит в состав изданной в 1877 коллекции гравюр "Gems of the Dresden Gallery" и представляет, видимо, одну из самых удачных (из имеющихся в сети) репродукций популярной картины из собрания Дрезденской галереи. Эта картина представлена в Нете только в виде открыток и гравюр. Оригинал, как отметил Amateur, не сохранился. Следующее изображение (его источник не указан) представляет ту же картину в цвете. Еще одно изображение - старинная открытка - тоже дает хорошее представление об оригинале. Следующие три карточки - это уже типичная "открыточная" продукция.
Последнее изображение - французская анонимная гелиогравюра - отсылает нас уже к другому варианту "Христа в терновом венце" Рени, представленному в Риме и в Эскориале (Испания).
Снимки этих и еще ряда относящихся к теме работ - в следующем сообщении.

redbor 08.02.2011 19:13

Вложений: 1
Цитата:

Сообщение от Amateur (Сообщение 1517841)
Наиболее же достоверная ссылка на репродукцию этой картины, пригодная даже для научной публикации,

Конечно так. Не спорю. Можно и у Карла Брюллова посмотреть.
Он голову Христа для "Распятия" именно в Дрезденском музее с картины Рени списал.
А каким годом датируется та пропавшая картина Рени?
уж очень схожа с изображением Христа в венце А. де Переда 1641 года из музея Прадо., - интересно, кто был первым он или Г.Рени?
В любом случае, представленная Art-lover картина, на середину или конец 19 века не похожа. Не ранее середины 20-го ИМХО.

Amateur 08.02.2011 21:28

Вложений: 3
По данным имеющегося в сети (неиллюстрированного) каталога 1884 г. в Дрезденской галерее была не одна, а целых три картины Рени, подходящих по теме - №№ 542, 543 и 547 (см. вложения). Первые две не проходят по композиции и аксессуарам, а вот № 547... о ней даже написана "знаменитая". Я думаю, что об этой картине и идет у нас речь, и именно она была утрачена в войну. В свое время она принадлежала папе Иннокентию XII и была передана им саксонскому королю Августу II. В другой книге написано, что с нее было сделано бесчисленное количество копий, гравюр и литографий, которые можно купить в любой церковной лавке Германии. Дата создания указывается 1622/1623 гг.

Но полную ясность, очевидно, внесет ознакомление с иллюстрированным каталогом 1929 г.

redbor 08.02.2011 21:35

Вложений: 2
Цитата:

Сообщение от Amateur (Сообщение 1518131)
. В свое время она принадлежала папе Иннокентию XII и была передана им саксонскому королю Августу II. В другой книге написано, что с нее было сделано бесчисленное количество копий, гравюр и литографий

Карл Брюллов с этой картины копии в дрезденсом музее делал?
которые потом использовал в своих работах?
Может быть есть крупная репродукция вот этой картины брюллова "Распятие Христа", которую он в лютер.церковь писал, а сейчас в ГРМ?


Часовой пояс GMT +3, время: 02:57.

Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot