Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство (https://forum.artinvestment.ru/index.php)
-   Арт-калейдоскоп (https://forum.artinvestment.ru/forumdisplay.php?f=235)
-   -   Психология и психиатрия художников (https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=105291)

Fed 28.12.2010 22:37

Психология и психиатрия художников
 
Фрейд :«По моему глубокому убеждению, в наибольшей степени нас захватывает лишь замысел художника, насколько ему удалось воплотить его в произведении и насколько он может быть понят нами. И понят не только рациональным путем; мы должны вновь почувствовать те аффекты художника, особое состояние его психики, то, что стимулировало его к творческому акту и вновь воспроизводится в нас. Но разве нельзя разгадать замысел художника, облечь его в слова, как, например, другие факты душевной жизни?
А чтобы понять замысел, необходимо в первую очередь выявить смысл и содержание того, что изображается в произведении искусства, то есть истолковать его».

В письме к одному из своих ближайших сподвижников, Карлу Абрахаму, приславшему ему экспрессионистский рисунок: "Дорогой друг, я получил рисунок, на котором якобы изображены Вы. Это ужасно. Я знаю. Вы — превосходный человек, и меня еще больше потрясает, что такой легкий порок в Вашем характере, как терпимость или симпатия к современному "искусству", вероятно, захватил Вас столь глубоко. Я слышал от Лампл, что, по утверждению художника, он таким образом видит Вас. Таких, как он, только в крайнем случае следует подпускать к кругам психоаналитиков, поскольку они являются нежелательной иллюстрацией теории Адлера о том, что именно люди с тяжелыми врожденными дефектами зрения становятся художниками и рисовальщиками. Позвольте мне забыть об этом портрете».

В 1938 г., после того как его посетил Сальвадор Дали, которого рекомендовал Фрейду его друг Стефан Цвейг: "На самом деле хочу поблагодарить Вас за представление вчерашнего визитера. До сих пор я был склонен считать сюрреалистов, которые вроде бы избрали меня своим патроном, обычными лунатиками или, скажем, на 95% "обыкновенными" алкоголиками. Однако молодой испанец с его явно искренними и фанатичными глазами, с его превосходным техническим мастерством вызвал иную оценку. Было бы действительно интересно изучить с позиций психоанализа происхождение такой живописи.»

Для Фрейда психика первоначально подчинена принципу удовольствия: "На первом месте среди этих удовлетворений с помощью фантазии стоит наслаждение произведениями искусства.
Искусство — это игра, доставляющая удовольствие с помощью свободной от ограничений психической деятельности. Искусство вызывается глубокими бессознательными побуждениями его создателя, а эффект художественного произведения связан с освобождением зрителя или читателя от аналогичного душевного напряжения ".

Свои бессознательные влечения художник в процессе творчества смягчает, маскирует, а для этого "подкупает нас чисто формальными, то есть эстетическими, удовольствиями". Глубокому впечатлению от художественного произведения должна предшествовать "приманка", "заманивающее наслаждение" от художественной формы.
Все эстетическое удовольствие, доставляемое нам художником, носит характер такого предварительного удовольствия, а подлинное наслаждение от художественного произведения возникает из снятия напряженностей в нашей душе. Быть может, именно это способствует тому, что художник приводит нас в состояние наслаждения нашими собственными фантазиями, на этот раз без всяких упреков и без стыда"

Художник отличается от обыкновенного человека силой внутренних влечений, которые подавляются реальностью, поэтому он, как и невротик, обращается к миру фантазии, мечты, чтобы там найти замену неудовлетворенным желаниям.
Художник благодаря своей высокоразвитой способности к сублимации переключает энергию низших влечений на художественную деятельность и устанавливает связь мира своих фантазий-желаний с реальным миром. Тем самым, как считает Фрейд, он избегает невроза и, более того, помогает своим зрителям освободиться от их внутренних напряжений.

Fed 28.12.2010 23:32

Чезаре ЛОМБРОЗО
 
Вложений: 10
Чезаре ЛОМБРОЗО:
Под влиянием потери рассудка люди, никогда не бравшие в руки кисти, чаще делаются живописцами, нежели настоящие живописцы снова берутся за кисти.

Алкоголики всегда злоупотребляют желтой краской.
Известен также случай, когда живописец-алкоголик потерял всякую способность различать цвета и до того усовершенствовался в употреблении одной только белой краски для своих картин, которые писал в промежутках между периодами запоя, что сделался первым во всей Франции художником по части зимних, северных пейзажей. Кретины, идиоты, слабоумные или чертят фигурки детей, или постоянно воспроизводят один и тот же рисунок, как, например, Гранди, хотя и они обнаруживают иногда замечательные способности в раскрашивании и составлении арабесок: мне самому случалось два раза видеть кретинов, прекрасно рисовавших шифры.
Часто даже люди в нормальном состоянии, не чувствовавшие никакой склонности к искусству, после болезни вдруг начинают заниматься рисованием и всего усерднее именно в момент ее наибольшего развития.
Читать дальше... 

Один каноник, не имевший прежде никакого понятия об архитектуре, сделавшись липеманьяком, начал устраивать из картона и папье-маше грандиозные, удивительно изящные модели храмов, амфитеатров.
Выбор сюжета обусловливается у многих характером умственного расстройства: липеманьяк рисовал постоянно человека с черепом в руке; женщина, страдавшая мегаломанией, непременно помещала изображение божества на своих вышивках; мономаньяки по большей части пользуются какими-нибудь эмблемами для обозначения мучащих их воображаемых бедствий.

Одну из характерных особенностей художественного творчества сумасшедших составляет почти постоянное употребление письменных знаков вместе с рисунками, а в этих последних - изобилие символов, иероглифов. Потребностью дополнить значение слова или рисунка, в отдельности недостаточно сильных для выражения данной идеи с желательной ясностью и полнотой.

У многих, в особенности у эротоманьяков, паралитиков и безумных, рисунки отличаются полнейшей непристойностью . Иногда такие художники стараются замаскировать циничность своих рисунков и объяснить ее мнимыми требованиями самого искусства.
Любопытное явление представляли два живописца, один из Турина, другой из Реджио, страдавшие манией величия: у обоих было стремление к содомскому греху, основанное на той безумной идее, что они - боги, властители мира, создаваемого ими тем же способом, как птицы несут яйца. Один из них, обладавший замечательным талантом, даже изобразил себя на картине, писанной красками, в момент подобного создания мира, совершенно голым, посреди женщин и различных символов своего могущества.

Общую черту большей части произведений сумасшедших составляет их бесполезность, ненужность для самих работающих, что вполне подтверждается изречением Гекарта: "Трудиться над созданием ни к чему непригодных вещей - занятие, свойственное только сумасшедшим". Можно подумать, что сумасшедшие, подобно гениальным артистам, тоже придерживаются теории искусства для искусства, только в извращенном смысле.

У безумных же встречаются перерывы в ассоциации идей, как это видно, например, из того, что один из них, желая изобразить брак в Кане, превосходно нарисовал всех апостолов, а вместо фигуры Христа - огромный букет цветов.
Паралитики обыкновенно не умеют справиться с размерами изображаемых предметов, вследствие чего куры выходят у них одинаковой величины с лошадьми, вишни - с дынями, или же, несмотря на всю тщательность отделки, рисунок выходит какой-то неаккуратный, точно картинки, нарисованные детьми. Один помешанный, воображавший себя вторым Верне, для изображения лошадей проводил только четыре черты, а другой рисовал все фигуры вверх ногами.
У некоторых, в особенности у мономаньяков, мы видим, наоборот, уже слишком большое изобилие мелочных подробностей, так что из желания точнее выразить идею рисунка они делают его совершенно непонятным. На одном пейзаже, например, помещенном в Турине между не принятыми на выставку картинами, на видневшемся вдали поле все былинки отчетливо отделялись одна от другой, или же в громадной картине штриховка была сделана такая же тонкая, как в маленьком рисунке карандашом.
Иногда, кроме изобилия подробностей, замечается еще полнейшее отсутствие перспективы, как, например, в рисунке, воспроизведенном здесь посредством ксилографии, где все отдельные части сделаны совершенно правильно, но, вследствие полнейшего отсутствия перспективы, в общем выходит какой-то сумбур. Можно подумать, что это рисовал настоящий художник, но учившийся в Китае или Древнем Египте.

Некоторые из сумасшедших выказывают удивительный талант в подражании, в умении схватить внешний вид предмета, например, они совершенно точно срисовывают фасад больницы, головы животных, но такие, хотя весьма тщательные, рисунки бывают обыкновенно лишены изящества и напоминают младенческое состояние искусства. Мне случилось видеть, что подобные картины нередко выходят довольно удачными у идиотов и кретинов, которые, пожалуй, стоят в умственном отношении на одном уровне с первобытными людьми.
Многие постоянно воспроизводят один и тот же сюжет. Последнее обстоятельство служит объяснением того факта, что душевнобольные и даже совершенно помешавшиеся достигают иногда значительной степени совершенства в своих рисунках вследствие постоянного повторения известного сюжета. Сумасшедший, вечно рисующий одни корабли, наконец становится артистом в их изображении.

Рисунки сумасшедших

Pavel 29.12.2010 01:22

Психология это очень опасно.

Posav 29.12.2010 10:30

Цитата:

Сообщение от Fed (Сообщение 1454341)
У многих, в особенности у эротоманьяков, паралитиков и безумных, рисунки отличаются полнейшей непристойностью . Иногда такие художники стараются замаскировать циничность своих рисунков и объяснить ее мнимыми требованиями самого искусства.

Это про Ройтбурда

Pavel 29.12.2010 11:10

Недавно на Друо продавали рисунки Марке. Знаете, если рисует мастер то это мастерские рисунки, а если идиот-идиотские. Рисунки Дега из борделя. Вообще искусство это так просто.:D:D:D:D

Moriakoff 29.12.2010 13:30

Очень сложная и многоплановая тема...Об одной психологиии художника можно разговаривать годами ,а о психиатрии-десятилетиями и так ничего и не понять. Имея в друзьях психологов со стажем,я много раз задавал вопросы ,которые перекликаются с представленной темой..но ответов,помогающих прояснить ситуацию не получил.В литературе, также все зыбко и расплывчато.Пытаться что-то понять в психологии не только художника,но и обычного человека это всеравно что найти булавку в темной комнате,при условии,что на вас будет еще надет противочумный костюм и противогаз...))Тем не менее,но несколько булавок все же нашли.Представлю их в виде вопросов и ответов :
-Фрейд и Юнг ,в своих работах по изучению подсознательного и сноведений,помогли понять психологию художника?
- Да.
-Кто из художников больше всего приблизился к вопросу понимания подсознательного и "химии" возникновения визуальных образов?
-Группа Бретона.
-Могут ли произведения искусства вызывать выброс в кровь адреналина,эндорфинов, других активных веществ ,вызывая изменения эмоционального фона,работоспособности,обострения заболеваний.
-Да.
-Существует ли некий код,объединящий в себе определенный набор цветов,визуальных образов,построения композиции; способный вызывать как позитив,так и негатив,а также влияющий на поведенческие реакции человека?
-Скорее Да,чем Нет.
-Художники ,работающие в стиле сюрреализма,фантастического реализма -сумасшедшие?
-Нет.
-Художники занимающиеся "современным искусством"-душевнобольные?
-Нет.
-Ван Гог страдал шизофренией?
-Нет.
-Может ли занятие живописью спровоцировать возникновение шизофрении,либо обострить ее латентное течение?
-Да.

Pavel 29.12.2010 15:12

Художник -это профессия и очень сложная. Художник может болеть чем угодно, но никто не может стать художником заболев чем угодно.
Все эти психо разговоры идут от не умения просто проанализировать художественное творчество и вообще от темноты.

Fed 29.12.2010 15:28

Цитата:

Сообщение от Moriakoff (Сообщение 1454841)
-Ван Гог страдал шизофренией?
-Нет.

«Я принимаю в расчет только возбуждение, возникающее в какой-то момент. Тогда я отпускаю себя и дохожу до экстаза. Разум на грани взрыва, как у актера, играющего сложную роль». Ван Гог.

“Ван Гог стал символом гениального художника с проклятием шизофрении. Психозом объясняется невероятное обилие его картин и его самоубийство. Поздний период творчества Ван Гога, по мнению Ясперса (философ и психиатр), - «мазня без формы». Однако, сейчас этот период признан самым талантливым. Вывод Ясперса: без шизофрении гениальность не может проявиться, но развитие болезни убивает творчество, в чем состоит трагедия гения.»

"То, что Ван Гог страдал от какого-то психотического процесса, сомнений не вызывает. Вопрос лишь в том, что это был за процесс. Какой диагноз следует поставить? Для диагноза эпилепсии, который поставили лечившие Ван Гога врачи, я не вижу никаких оснований; в картине болезни отсутствуют эпилептические припадки с специфическое эпилептическое слабоумие. Речь, таким образом, может идти лишь о шизофреническом процессе или прогрессивном параличе. Исключить паралич с абсолютной уверенностью нельзя. Возможностей получить сифилитическое заражение в жизни Ван Гога было вполне достаточно. Прогрессивный паралич обнаруживается только по своим телесным симптомам. Никаких сведений о таковых мы не имеем. Единственное, что могло бы послужить диагностическим указанием, это определенный характер опустошения некоторых из самых последних картин, а также сообщение Ван Гога о нетвердости руки. Однако полное сохранение критичности и дисциплины на протяжении двух лет при столь сильных психотических атаках для паралича крайне маловероятно, для шизофрении же — необычно, но возможно. Мне представляется вероятность шизофрении абсолютно преобладающей. Лишь психиатрическая добросовестность требует отметить ту минимальную ненадежность, которая есть в диагнозе Ван Гога в отличие от диагнозов Гельдерлина и Стриндберга. В случае Ван Гога мы не имеем дальнейшего биографического развития, что, вместе с недостаточностью медицинских данных, не позволяет нам сделать наш вывод с полной уверенностью".

Понятие шизофрении появилось в одноименной книге Евгения Блейлера в 1911 году ("Раннее слабоумие или группа шизофрений"), поэтому прижизненно Ван Гог не мог получить такой диагноз.

Винсента мучила бессонница, а когда нечеловеческая усталость все-таки смыкала его веки, он тут же вскакивал от кошмара. Чтобы избавить Винсента от невыносимых галлюцинаций, пугавших его, доктор давал ему бромистый калий.
Винсент вынужден был признаться врачам, что он уже давно слышал голоса, пугающие и пронзительные. У Ван Гога развилась мания преследования, а жители города требовали у мэра посадить сумасшедшего под замок. Так Винсент оказался в психиатрической больнице Сен-Реми.
В последние годы жизни в моменты кризисов Ван Гог всякий раз погружался в состояние спутанности сознания и галлюцинаторного бреда.

Многолетние исследования абсента показали, что привыкание к нему характеризуется ,помимо прочих схожих с алкоголизмом прелестей, изменением восприятия цвета: человек видит все в желтых тонах (вспомним и мнение Лoмброзо).
Судя по всему, абсент добавил к шизофрении достижение «пронзительно желтой ноты».

«Чем больше я расклеиваюсь, чем больше становлюсь больным и изношенным, тем больше я становлюсь художником». Ван Гог.

Moriakoff 29.12.2010 18:01

В продолжении темы,хотелось бы ознакомить вас с некоторыми данными:
http://www.psychiatry.ru/book_show.p...&article_id=10

iside 29.12.2010 22:55

Вложений: 1
"Канатчикова дача" прочитала на Часкоре, но они это только перепечатали
Цитата:

Художественные работы больных заслуживают отдельного разговора.

Избранные картины шизофреников тоже тщательно изучаются и выпускаются отдельными каталогами.


Изменённые пропорции лица, как на картинах Модильяни, обычно присущи работам больных шизофренией.


В клубе на территории больницы собран целый вернисаж лучших работ пациентов. Куратор коллекции Эдуард Константинович может долго рассказывать отдельно о каждой работе, об общем почерке болезни, о типичных темах произведений.


Глядя на эти картины, испытываешь какую-то смесь глубокого понимания и страха от того, насколько точно художественно отражены какие-то потаённые переживания и насколько они тебе понятны. К сожалению (потому что мы не увидели их в тот день) и к счастью (потому что все смогут их увидеть), самые интересные работы сейчас отправились на выставку, которая скоро пройдёт в Москве.
/////


Часовой пояс GMT +3, время: 15:56.

Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot