- - Вопрос к художникам
(https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=69641)
Amateur
14.04.2010 18:26
Вопрос к художникам
Вопрос к художникам. Какова последовательность написания портрета если у модели очень мало времени для позирования?
Представьте себе военное время, конкретно Италия, ноябрь 1943 года. Художник должен написать портрет очень известного военачальника в ранге генерала армии (позже станет фельдмаршалом), в его подчинении находятся более 120000 человек. Больших боев нет, но бои местного значения - по всей линии фронта, к тому же идет подготовка к широкомасштабному наступлению, которое должно начаться через неделю. Фронтовая обстановка не позволяет ему уделить для позирования более полутора часов, да и то под вопросом. По-видимому, на полноценный портрет полутора часов в любом варианте не хватит. Начали бы Вы с написания небольшого наброска, эскиза и если получится удачным и портретируемый одобрит, то стали бы писать портрет (начав, естественно, с лица, ибо форму и проч. можно написать и потом). Или стали бы писать портрет сразу без эскизов, экономя время? Оканчивать портрет все равно придется потом, уже без модели. Ответственность большая, этот генерал знаменит, его знают все. Любая ошибка будет замечена. Как бы Вы поступили?
L-ana64110
14.04.2010 19:00
А размер какой холста?
Взять сразу маслом точный подмалевок всей фигуры- только ювелирно точно! Потом прорабатывать лицо. голову. торс. А времени не так уж и мало. можно сделать.
Кирилл Сызранский
14.04.2010 19:36
Цитата:
Сообщение от Amateur
(Сообщение 1037661)
очень известного военачальника в ранге генерала армии (позже станет фельдмаршалом),
А может Generalfeldmarschall der Flieger? :)
Игорь Гурьев
14.04.2010 19:55
В таких случаях берется мундир, надевается на человека с похожей фигурой и пишется.
Лицо же пишется с натуры.
Peter
14.04.2010 20:01
Были художники (фамилию не вспомню),которые портрет по памяти писали лучше,чем с натуры,лучше и выразительнее.А в данном случае художник мог и фотку генерала использовать,и риска что не понравится меньше.Тогда уже вовсю пользовались.
Amateur
14.04.2010 20:05
Цитата:
Сообщение от L-ana64110
(Сообщение 1037721)
А размер какой холста?
Примерно 60х50 см, портрет поясной.
Цитата:
Сообщение от L-ana64110
(Сообщение 1037721)
Взять сразу маслом точный подмалевок всей фигуры- только ювелирно точно! Потом прорабатывать лицо. голову. торс.
Да, я забыл сказать, что художник этого человека вблизи до этого никогда не видел. Лицо у него очень подвижное, даже на фотографиях часто совершенно разное, я бы сказал, трудновоспроизводимое.
А если делать так как Вы сказали, то хоть подмалевок должен быть показан заказчику? А вдруг он заказчику не понравится? Композиция, ракурс, освещение, поза модели, поворот головы и т.п. - тут много факторов учесть надо: лицо это знает себе цену.
Цитата:
Сообщение от Кирилл Сызранский
(Сообщение 1037811)
А может Generalfeldmarschall der Flieger?
Речь идет о Б.Л. Монтгомери.
Цитата:
Сообщение от Peter
(Сообщение 1037871)
А в данном случае художник мог и фотку генерала использовать,и риска что не понравится меньше.Тогда уже вовсю пользовались.
Здесь такой вариант не обсуждается.
Кирилл Сызранский
14.04.2010 20:12
Цитата:
Сообщение от Amateur
(Сообщение 1037891)
Речь идет о Б.Л. Монтгомери.
А я подумал про Альберта Кессельринга. :D
Jasmin
14.04.2010 20:15
Цитата:
Сообщение от Игорь Гурьев
(Сообщение 1037841)
Лицо же пишется с натуры.
Так точно, товарищ Гурьев, с натуры.:) Делаем подробный рисунок карандашом, максимально приближенный к натуре. Главное, чтобы личико "портретируемого" :)вышло похожим: военные любят, чтобы все было точно и аккуратно. Фигуру намечаем, основные контуры. На все про все 40 минут, остальное время - на чай и разговор по душам, при этом внимательно изучаем лицо во время разговора. Все подробности - в память, учитывая, что 43-й год, война... Потом все на холст.
Артём
14.04.2010 22:08
Цитата:
Сообщение от Amateur
(Сообщение 1037661)
Как бы Вы поступили?
Amateur, я бы изначально выгодно его посадил, (на это много времени не требуется) - два передвижения и все! - характер в светотени есть! И все равно какой формат , выгодная постановка, успеешь схватить портрет с натуры. Задний план - тон, подмазать тоже надо! Сразу создать атмосферу. Прописать заслуги можно и без него.:)
14.04.2010 22:14
Если фото нельзя, то рисунок, если время позволяет, то ещё этюд, а потом - другую модель - в нужную позу. Короче говоря, писать генерала с солдата :)
nikola
14.04.2010 22:15
Парадный портрет - это не проблема для опытного художника. Другое дело психологический , в этом случаи нужно хорошо знать человека которого рисуешь.
И важно всегда знать – хорошие произведения не создаются художником, они просто рождаются . Не важно как ты готовишься и настраиваешься на работу , всегда из сотен
средних или приличных работ будет только одна великолепная . ( если конечно повезёт)
А меня всегда да и сейчас , поражают художники умеющие остановить быстрое движение.
Изображение животных , движение волн и тд. Мне это трудно понять. вопрос. А что в итоге получилось у Вашего художника ?
Amateur
14.04.2010 23:17
Вложений: 7
Цитата:
Сообщение от nikola
(Сообщение 1038261)
вопрос. А что в итоге получилось у Вашего художника ?
Получился графический портрет с растушевкой, выполненный черным и белым мелом. К сожалению, мне удалось с трудом достать лишь не очень качественную репродукцию (см. 6). Художник Сэм Морзе-Браун (Sam Morse-Brown, 1903 - 2001). Оригинал находится в Имперском Военном музее (Imperial War Museum), Лондон. Считается одним из наиболее удачных портретов Монтгомери: сам он хотел оставить его себе, но все-таки пришлось отдать в музей. Это - не парадный портрет, таких портретов с Монтгомери писано много (см. например, 7), даже баловавшийся живописью Дуайт Эйзенхауэр его писал, но многие - не очень удачны, лицо "не схвачено". Сравните с его наиболее известными фотографиями (см. 1 - 5): все-таки такое лицо трудно написать.
Цитата:
Сообщение от Marta
(Сообщение 1038241)
то рисунок, если время позволяет, то ещё этюд, а потом - другую модель - в нужную позу.
Вот так, наверное, и было. Дело в том, что у меня оказался эскиз этого портрета - обычный карандашный рисунок. Но и с подписью художника, а, главное, с автографом Б.Л. Монтгомери. Дело в том, что этот художник с 1939 по 1945 г. создал целую галерею - около 200 портретов героев и ведущих командиров Второй Мировой войны. Отличительной особенностью их является то, что на них стоят подлинные автографы изображенных лиц. Вот я и захотел найти место моего эскиза в этой истории.
Кирилл Сызранский
14.04.2010 23:33
Вложений: 1
А вот портрет Бориса Шаляпина.
U_Z
15.04.2010 00:14
Вложений: 2
"ВСЁ НАШЕ НАВСЕГДА!!!" (группа "ЦЕНТР", Василий Шумов)
«Портрет маршала Г.К. Жукова» Павла Корина
П. Корин. «Портрет маршала Г. К. Жукова».
Масло. 1945.
По-разному видят художники мир, каждый по-своему изображает увиденное, передавая многоцветье природы, необычные характеры. А иногда мечтают выразить даже нечто отвлеченное: жизнь человеческого духа. Павел Дмитриевич Корин стремился «отразить непокорный, гордый дух нашего народа». И писал пейзажи родного Палеха, портреты людей безвестных и знаменитых, не уставая искать в их судьбах, проявления «духа народного». Среди этих произведений особое место занимает «Портрет маршала Г. К. Жукова». Причем даже создание полотна – событие поучительное.
Началось оно в годы Великой Отечественной войны, когда Корин написал триптих «Александр Невский», достойный занять место в музее. Но сила воздействия образа, созданного мастером, оказалась такова, что репродукции «Александра Невского» украшали фронтовые землянки, солдатские газеты. Огромная копия «Александра», сделанная группой бойцов, штурмовавших древний Новгород, была установлена у его въезда. Шли на запад солдаты, и звал их на бой за свободу легендарный русский полководец. Так, искусство, выражая «дух народный», воевало. И вот год 1945–й. Советский флаг над рейхстагом. В июне «Правда» напечатала фотографию наших военачальников. Корин вырезал ее и часто рассматривал: появилась мысль написать групповой портрет-картину «Комитет обороны». По опыту художник знал, что замысел воплощается только в работе с натуры. Значит, время приниматься за этюды. В газетах, журналах, по радио часто рассказывалось о маршале Жукове. 12 июня ему вручили третью Золотую Звезду Героя Советского Союза, 24–го он принимал Парад Победы на Красной площади.
Читать дальше...
Может быть, Корин вспоминал рассказы о штурме Зееловских высот – линии фашистской обороны на подступах к Берлину. Здесь наше командование во главе с Жуковым применило удивительную тактику: гитлеровцы знали, что советские войска обычно начинают артподготовку рано утром, потому что пехоте и танкам удобнее наступать при дневном свете. И вдруг темноту ночи разрубил свет мощных прожекторов. Ослепленные фашисты растерялись, а нашим танкам и пехоте объекты атаки стали хорошо видны. Враг был разбит, советские войска понесли минимальные потери. О хитроумном маневре Жукова говорили немало. Художник раздумывал и над необычностью судьбы полководца, прошедшего путь от ученика в скорняцкой мастерской до прославленного маршала. Вероятно, были и другие мысли и раздумья, но вывод напрашивался такой: первый этюд к картине писать с Георгия Константиновича.
Осенью 1945 года маршал и художник встретились в Москве. «Двух-трех сеансов вам, вероятно, хватит?» – спросил Жуков. «Нужно не меньше пятнадцати, а то и двадцати по полтора часа. Я отношусь к своему делу очень серьезно, так же как вы к своему».
В Москве Жуков позировать не мог – неотложные дела требовали его присутствия в Берлинской группировке войск. Но гражданские лица в Германию пока не допускались, и маршал Приказал одеть художника в мундир капитана. Утром 16 октября Корин вылетел в Берлин. А через день в письме сообщал: «Завтра в 12 часов первый сеанс». Последний состоялся уже зимой, в декабре.
С первых же набросков автор упорно искал композицию портрета. Примечателен рисунок, сделанный 19 октября: Жуков сидит, откровенно позируя. В последующих рисунках Корин акцентировал те движения фигуры, что лишают ее вынужденной при позировании расслабленности.
Времени, отведенного для работы в импровизированной мастерской, не хватало. Художник рисовал маршала всюду, где мог встретить. Однажды адъютант Георгия Константиновича дал Корину фотографию – Жуков и Рокоссовский принимают иностранную делегацию. С фотографией живописец пошел на торжественное заседание, посвященное годовщине Октября. Жуков сидел в президиуме. Самое время порисовать! Но блокнота в кармане не оказалось. И набросок был сделан на обороте фотографии...
Компонуя, автор учитывал и особенности колористического построения. Так, яркий парадный мундир, многочисленные ордена, медали требовали предельно локального фона, однако динамичного, способного противостоять пестроте цвета.
Для художника-портретиста важно не только рисовать модель, но изучать многое из того, что влияет на характер, образ мыслей портретируемого. И Корин, следуя натурной традиции, ходил по разрушенному Берлину, среди руин и остатков оборонительных сооружений, живо представлял себе недавние жесточайшие бои, читал на стенах и колоннах рейхстага многочисленные надписи, сделанные солдатами-победителями.
Положив последний мазок, Корин показал портрет Жукову. «Мне нравится. И лицо полевое. Спасибо».- «А что значит „полевое“?» – спросил художник. «Такое, какое бывает на поле битвы», – ответил маршал. Затем достал официальный бланк и написал в адрес председателя Комитета по делам искусств: «Мой портрет... я считаю, выполнен хорошо. Он правдиво отображает действительность».
Этюд к картине перерос рамки подготовительного материала. Портрет вошел в число шедевров советской портретной живописи. Но иногда можно слышать, что Корин увлекся парадной стороной маршальского облика, слишком много внимания уделил регалиям. Так ли это?
Художник мог бы написать героя и не в парадной форме, а в «рабочей», в будничной обстановке штабного кабинета. Но ясен авторский замысел- создать портрет парадный. Не потому ли знаки воинской доблести Корин пишет с таким вниманием? Они зримая биография боевой славы. На портрете ордена, медали вспыхивают всеми цветами радуги – это фейерверк, салют Победы! И контрастом к ним чеканное, монохромное в цвете лицо.
Если мы посмотрим на фотографию маршала, сделанную во время подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии, то увидим сжатые губы, нахмуренные брови человека, весь вид которого говорит о некотором нетерпеливом раздражении. В портрете же исключено все случайное. Вдумчиво и спокойно лицо военачальника. Тугие складки лица, поджатые уголки губ, разлеты бровей, высокий лоб – таков образ предельно собранный, энергичный, образ организатора, способного зажечь массы, увлечь за собой.
Смысл цветового решения портрета раскрывается шире в сопоставлении его с другими работами, близкими по тематике, и в первую очередь с триптихом «Александр Невский». В изображении легендарного героя интенсивно звучат красные и черно-синие тона, золото и серебро.
Корин не раз говорил, что искусством начал заниматься «не по призванию, а по рождению как наследственным прадедовским делом». Однако неверно думать, будто Павел Дмитриевич механически перенес приемы иконописи в современный портрет. Единственное, в чем автор безоговорочно следовал традиции, – в стремлении наполнить образ духовностью и величием. Даже в репродукции ощутима монументальность произведения, утверждаемая особым качеством художественного содержания – соединением большой гражданской мысли и совершенной пластической формы.
Обширно и многообразно портретное творчество П. Д. Корина. Его произведения, раскрывающие образ современника, пользуются широкой популярностью. Но, как говорил сам художник, полотно, посвященное маршалу Жукову, – единственный портрет, с которым ему не хотелось расставаться, который он с удовольствием оставил бы у себя.
Зная об отношении художника к портрету, о настроении, владевшем автором в период создания полотна, вдова замечательного мастера Прасковья Тихоновна Корина вспоминает:
— Портрет маршала Жукова – одна из лучших работ художника.
Здесь нет ни единого бесцветного, равнодушного мазка. Этим произведением подтверждаются слова Павла Дмитриевича Корина, которые слышали от него не раз: в картине художник должен знать действие каждого мазка, им положенного, отвечать за каждую линию, им проведенную, за каждый контур, за каждый силуэт – нужна воля их находить, их создавать. Еще главное – чтобы не было «кисти сонной».
Суть портрета Жукова не исчерпывается внешним сходством, хотя оно абсолютно. В произведении слышится гром войны и эхо Победы, в нем воплощена гордость за людей, свято веривших в торжество добра. Изображение конкретной личности стало портретом целой эпохи.
Игорь Гурьев
15.04.2010 00:58
Товарищ Amateur, та графическая работа, что вы привели, там нет ощущения, что она с натуры; по-моему, сделана неспешно, дома, по наброскам.