![]() |
«Туркестанский авангард» в Музее Востока
По ссылке
Цитата:
|
Цитата:
Кто-то был, наверное. Вечером расскажут. |
«Туркестанский авангард»
05 февраля 2010 5 февраля 2010 г. в Государственном музее Востока открывается выставка «Туркестанский авангард», организованная музеем при участии Фонда Марджани, Российского государственного архива кинофотодокументов (г. Красногорск) и частных коллекционеров. Более 150 экспонатов выставки иллюстрируют самобытный художественный феномен в искусстве XX века – «туркестанский авангард». Главной частью экспозиции выставки стали произведения известных мастеров, связавших свою жизнь и творчество с Туркестаном: А.Волкова, В. Уфимцева, Н. Карахана, Е. Каравай, Н.Кашиной, О. Татевосяна, У. Тансыкбаева, П. Щеголева, В. Еремяна, М. Гайдукевич, М. Курзина и др. Художники из разных уголков России оправлялись на Восток в поиске ярких впечатлений и новых изобразительных форм. Испытав на себе влияние русского авангарда начала XX, они прокладывали новые пути в изобразительном искусстве Туркестана, где в силу традиционных устоев станковая живопись развитие не получила. Каждый из них находил свой источник вдохновения в традиционной культуре Средней Азии. Местная среда – народное искусство, обычаи, непривычный образ жизни – послужила благодатной почвой для творческих экспериментов художников европейской художественной школы. Они не оставались сторонними наблюдателями восточной экзотики, а с головой погружались в бурление жизни: принимали участие в работе по восстановлению памятников архитектуры, занимались организацией художественных училищ. Они были учителями, воспитавшими первое поколение национальных живописцев, графиков, скульпторов. В 20-30 годах прошлого века, когда в центре русский авангард был уже на излете, в Средней Азии продолжают создаваться необычайно яркие и своеобразные новаторские произведения, пропитанные местным колоритом, которые могут быть объединены под условным названием «туркестанский авангард». Эти работы полны свежих композиционных и колористических решений; в них пока еще не ощущается давление социалистического реализма. Кроме живописных и графических работ в экспозицию включены халаты из традиционных тканей с геометрическим рисунком. Сопоставление живописных произведений с узбекским текстилем позволит продемонстрировать своеобразие русского авангарда, получившего продолжение на туркестанской почве. На выставке также показаны уникальные материалы, предоставленные Российским государственным архивом кинофотодокументов (г. Красногорск). Выставка «Туркестанский авангард» продлится до середины апреля. http://www.orientmuseum.ru/news/?item=107 |
Туркестанский авангард
Вложений: 3
ВОЛКОВ Александр Николаевич 1886, Фергана - 1957, Ташкент Поначалу А. Н. Волков относился к своим занятиям живописью как к увлечению. Учась на естественном факультете Петербургского университета, он одновременно посещал класс мастера бытового жанра В. Е. Маковского в АХ (1908-10). Решающее влияние на судьбу будущего художника оказал Н. К. Рерих, в частной мастерской которого он занимался в 1910 г. Затем в Киевском художественном училище (1912- 16) у крупнейшего мастера-монументалиста Ф. Г. Кричевского Волков постигал законы монументальной живописи. Он увидел неограниченные возможности образного обобщения в величественных мозаиках древней Софии Киевской. Его заворожила символика росписей М. А. Врубеля в Кирилловском монастыре. Под их влиянием художник создал свои первые самостоятельные работы. Однако, вернувшись в 1916 г. на родину, в Среднюю Азию (Ташкент), Волков, опираясь на близкие с детства реальные впечатления, нашел только ему присущий живописный язык. Шумный, пронзительно яркий мир Востока, опаленный жгучим солнцем, оживает в его серии "Горный кишлак" (1926-27). Своим лаконизмом, чистым цветом, монотонным ритмом произведения Волкова напоминают восточные ковры. Серьезно изучая национальные особенности узбекской музыки и прикладного искусства, художник стремился перенести их традиционные мотивы на свои полотна. В изображениях панорамы старого города он использовал законы условной перспективы восточной миниатюры. В конце 1920-х гг. Волков отошел от внешнего декоративизма и обратился к более сложному изображению натуры. Художественные импровизации живописца были посвящены жизни и быту Узбекистана. Он писал все, что видел, - людей, памятники старины, природу, но произведения эти перерастали значение жанровых сценок, превращаясь в сказочно прекрасные живописные поэмы о Средней Азии. Художник достиг редкой интенсивности звучания цвета, соединяя в своих натюрмортах темперную краску и масляную. Требования, предъявлявшиеся к советскому искусству в 1930-е гг. (среди них в первую очередь - большая конкретность изображения), Волков принял с трудом. Он поставил перед собой задачу: "...не утрачивая насыщенности тона и большой красочности, свойственной моим прежним исканиям, дать простые и понятные картины, связанные с современностью". Его картинам этого периода присуще монументально-эпическое начало. Он пишет новостройки, хлопковые поля, портреты тружеников ("Штурм бездорожья", 1932; "Колхозник", 1933; "Утро в Шахимардине", 1934, и др.). Волков стал вдохновителем рождения декоративно-монументальной живописи в Средней Азии. Вместе с бригадой художников он расписывал здания, оформлял праздники. Своим творчеством и педагогической работой Волков оказал значительное влияние на становление современного национального узбекского искусства. Он преподавал в Ташкентском художественном училище (1916-19), Туркестанских, художественных мастерских (1919-21), в Ташкентском художественном техникуме (1922-46). Назым Хикмет в 1959 г. писал о художнике: "Говорят, он не знал узбекского языка, но зато он очень хорошо умел рисовать по-узбекски!.." Феномен русско-азиатского художника А. Н. Волкова заключается именно в том, что его творчество и его лучшие произведения важны для истории искусства России и для истории формирования так называемой национальной туркестано-узбекской школы живописи. Картинки с выставки: |
Туркестанский авангард
Вложений: 6
КАРАХАН Николай Георгиевич В детстве с родителями переехал в Туркестан из Нагорного Карабаха. Учась в школе много рисовал. Это увлечение привело его в Ташкентское художественное училище (1918-1921). В 1921 году он был призван в Красную Армию, где почти все время работал художником. Демобилизовавшись, Карахан преподает рисование в Туркменском педагогическом техникуме (1925-1934), потом ведет живопись в Ташкентском художественном училище (1934-1941). Огромное количество выполненных художником живописных полотен, этюдов являют собой своеобразную летопись строительства молодого Узбекистана. Яркий стилизованный рисунок, ритмичная композиция, декоративность – отличительные черты ранних произведений Карахана. Краткая биография: 5 ноября 1900 (село Нихичеваник, Нагорный Карабах) — 1970 (Ташкент) Учился в Туркестанской краевой художественной школе в Ташкенте (1919–1921) у А. В. Исупова и С. П. Юдина. В 1921 призван на военную службу, но продолжал работать как художник. Жил в Ташкенте. Работал как пейзажист, портретист, писал картины на темы быта, труда, индустриализации в Узбекистане. Испытал влияние Р. Р. Фалька и А. Н. Волкова; был близок к У. Тансыкбаеву, М. И. Курзину. С 1928 — участник выставок. Член и экспонент Ташкентского филиала АХРР (с 1928). Провел персональные выставки в Ташкенте (1960, 1965). Преподавал рисунок в Туркменском педагогическом техникуме (1925–1934), живопись в Ташкентском художественном училище (1934–1941). За свою деятельность был удостоен звания народного художника Узбекской ССР. В 1981 в Ташкенте состоялась ретроспективная выставка художника. Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте; одной из наиболее значительных коллекций работ Карахана обладает Государственный музей искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе (862 произведения живописи и графики). Картинки с выставки: |
Туркестанский авангард
Вложений: 3
ТАНСЫКБАЕВ Урал Тансыкбаевич ТансыкбаевУрал [1(14).1.1904, Ташкент, — 18.4.1974, Нукус], советский живописец, народый художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1958). Окончил Пензенское художественное училище (1929). Уже для ранних произведений Т. характерна эпическая монументальность композиций ("Кочевье", 1931, Музей искусства народов Востока, Москва). С 1940-х гг. в цветовом строе произведение Т. усиливается тональное начало, нарастает реалистическая убедительность художественных решений. Воспевая природу Советского Узбекистана, Т. создавал пейзажи-картины, отмеченные мажорностью настроения и живым чувством современности ("Родной край", 1951, Музей искусств Узбекской ССР, Ташкент; "Утро Кайрак-Кумской ГЭС", 1957, Музей искусства народов Востока, Москва; "На Чарвакской стройке", 1970, Союз художников СССР, Москва). Ведущую роль в образной структуре произведений Т. обычно играют мотивы, связанные с преобразовательной деятельностью людей. Т. выступал также как театральный художник [оформление первого казах, балета "Калкаман и Мамыр" В. В. Великанова в Казахском театре оперы и балета (Алма-Ата), 1938] и как живописец-монументалист (панно в павильоне Узбекской ССР на ВДНХ в Москве, 1952—54). Государственная премия Узбекской ССР им. Хамзы (1973). Награжден орденом Ленина, 4 др. орденами, а также медалями. ЛИТЕРАТУРА Веймарн Б. В., Урал Тансыкбаев, М., 1958. Учился в художественной студии Н.Розанова при Ташкентском музее искусств (1924-1928), затем в Пензенском художественно-педагогическом техникуме, куда был принят сразу на выпускной курс. Урал Тансыкбаев - участник многих выставок в Узбекистане, в Москве и за рубежом, его творчество отмечено многочисленными правительственными наградами. Художника и музей связывают крепкие узы. В музее собрано значительное количество ранних работ – конца 1920-х- начала 1930-х годов, это лучшее собрание живописи и графики художника данного периода. Ранние работы ярко иллюстрируют поиск выразительных средств и форм отражения действительности. Они интенсивны и насыщены по колориту, декоративны. Знак крепости уз музея и художника видится и в печальном событии – во время своего визита в Нукус, связанного с отбором из собрания музея произведений для персональной выставки, Урал Тансыкбаев скончался . Вариант биографии: ТАНСЫКБАЕВ, УРАЛ (1904–1974), узбекский художник, один из основоположников современного изобразительного искусства Узбекистана. По национальности казах. Родился в Ташкенте 1 (14) января 1904 в семье рабочего. В юности работал на винном заводе, затем, увлекшись рисованием, занимался в студии Н.В.Розанова при Музее искусств в Ташкенте (1924–1928) и Пензенском художественно-педагогическом техникуме (1928–1929) у И.С.Горюшкина-Сорокопудова. Побывав в Музее нового западного искусства в Москве, испытал сильное впечатление от французского постимпрессионизма. С 1930 жил преимущественно в Ташкенте. В ранний период, до середины 1930-х годов, выступал как своего рода «узбекский Гоген», певец патриархальной первозданности, создавая звучные по локальному колориту картины и ритмически-плавные рисунки, поэтизирующие традиционный уклад местной жизни: серия монохромных рисунков сепией 1929 (Кузница, Музыканты и др.; Музей искусств Узбекистана, Ташкент), Кочевье, 1931, Музей искусств народов Востока (ГМИНВ), Москва. Его вещи этих лет близки символизму, а с другой стороны – фовизму (Полдень в саду, 1934; Узбек. Самарканд, 1934; и другие картины и листы из Музея искусств Каракалпакии имени И.В.Савицкого в Нукусе, где хранятся наиболее «неофициальные» вещи мастера). В Автопортрете (1935, там же) предстает в образе замкнутого в себе, настороженно-нервного «декадента». Позднее встроился в программу соцреализма, свободней всего выражая себя в сфере пейзажа, более тонально-сдержанного, но достаточно мощного по колориту и красочной лепке, широкоохватно-далевого по композициям, эпичного, национал-романтического по настроению (Долина Чирчика, 1940, ГМИНВ; Вечер на Иссык-Куле, 1951, Музей искусств Узбекистана; Утро Кайраккумской ГЭС, 1957, ГМИНВ; Март в Узбекистане, 1958; Новый Ангрен, 1962; Алтынтау, 1972; Моя песня, 1972; все работы – Музей искусств Узбекистана). Умер Тансыкбаев в Нукусе 18 апреля 1974. ЛИТЕРАТУРА У.Тансыкбаев. Воспоминания, документы. Ташкент, 1988 Тансыкбаев У. Избранные произведения (альбом). М., 1989 Картинки с выставки: |
Цитата:
|
Туркестанский авангард
Вложений: 2
КУРЗИН Михаил Иванович 1888-1957 Михаил Иванович Курзин родился в 1888 году в Барнауле. Художественное образование получил в Казанском училище. С 1908 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе К.Коровина. В 1916 году был мобилизован на фронт. По окончанию войны становится деятельным членом Алтайского художественного общества в Барнауле. В 1919 году художник совершил поездку в Китай,по возвращению из которой выполнил в технике автотрафарета серию работ "Китайский театр".В начале 1920-х годов Курзин преподавал во ВХУТЕМАСе технологию материалов, а также работал вместе с Маяковским в окнах РОСТАФ.Именно он научил РОСТА таехнике автотрафарета. В 1923 году художник отправляется в длительное путешествие по городам Крыма, Кавказа и Средней Азии, которое завершится в 1926 году в Ташкенте. В 1927 году Курзин входит в творческую группировку "Мастера Нового Востока", а в 1929 году становится председателем Ассоциации работников ИЗО в Ташкенте. Тот, кто тесно сотрудничал с Курзиным, часто становился обьектом его резких открытых высказываний, мастер не признавал компромиссов. Неудивительно, что он первым из обьединения "Мастера Нового Востока" был арестован в 1936 году и сослан в Сибирь, где не имел возможности работать. После освобождения в 1946 Михаил Курзин был отправлен на поселение в Бухару, без права посещения Ташкента. В этом же, 1946 году его принимают в Союз советских художников Узбекистана, однако спустя два года арестовывают и ссылают в Сибирь, еще на восемь лет. Предлогом для ареста на сей раз стал несанкционированный приезд художника в Ташкент. Михаил Иванович Курзин умер 1 мая 1957 года. Вариант биографии: В 1904-1907 годах учился в Казанском художественном училище, в 1908 году - в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1910 по 1912 год был учеником в частной мастерской М. Бернштейна в Петербурге. Осенью 1919 года совершил поездку в Китай. В 1921 году преподавал во Вхутемасе. В 1922 году Курзин вместе с Е. Коровай выехал в Крым, в Симферополь, откуда в 1923 году перебрался в Ташкент. В Ташкенте работал в театре оперы и балета, газетах, преподавал. В 1927 году Курзин выступил одним из организаторов группы художников “Мастера Нового Востока”. В 1936 году Курзина арестовали и осудили к 5 годам лишения свободы и трем годам поражения в правах. Курзина обвинили во враждебной настроенности к советской власти, высказывании террористических намерений против Сталина, антисовесткой агитации. Произведения художника признавали «формалистическими», искажающими советскую действительность; художник намеренно изображает советского человека уродливым. Наказание художник отбывал на Колыме. В конце 1945 года Курзин приехал в Бухару. В 1948 году за самовольный выезд в Ташкент Курзина вновь арестовали предъявив то же обвинение в антисоветской деятельности и сослали в Красноярский край. В 1957 году Курзин скончался. Вариант биографии: http://artinvestment.ru/auctions/23450/biography.html Картинки с выставки: |
Цитата:
Волков – очень хороший художник! Кажется, были продажи его работ за значительные суммы на крупных аукционах. Одна точно была… |
Мальчики с перепелом
(420 000 USD) Свадьба (10 000 000 RUR) Утро в Шахмардане (218 500 USD) Караван (34 850 GBP) Подружки (21 250 GBP) Чаепитие (11 500 EUR) Абстрактная фигура, узбекская манера (8 400 GBP) Узбекские труженики (2 800 EUR) Национальная одежда. Средняя Азия (960 GBP) View from Venice (850 EUR) |
Цитата:
Цитата:
|
Туркестанский авангард
Вложений: 2
УФИМЦЕВ Виктор Иванович Виктор Уфимцев один из многих русских художников, для кого Узбекистан стал творческой родиной. Родился в 1899 году на Южном Урале в селе Барневка. Рисованию учился в Омске (1916-1919) на курсах рисования и живописи. В 1918 году, учась в студии А.Клементьева и будучи "обыкновенным реалистом", попал на лекцию Давида Бурлюка о футуризме. Восприняв футуризм как искусство будущего, определил свое творческое кредо: "Новому содержанию надо и форму новую". В 1923 году в поисках нового уезжает в Туркестан. Все увиденное, поначалу, напомнило карнавал. Яркие краски, необычная архитектура, люди в экзотических одеждах. Ташкент, затем еще более цветистые Самарканд и Бухара. Познакомился со многими художниками, жившими в те годы в Узбекистане - А. Исупов, А.Николаев (Усто-Мумин), А.Волков, Л.Бурэ, М.Курзин, Е.Коровай. Характерной чертой произведений тех лет были лаконичность и условность художественного языка, переплетенные с декоративностью колорита. Художник дополняет свои работы техникой коллажа. Использует различный материал: шаблоны из бумаги, ткань, кошму, камыш. Произведение "К поезду" объединило в себе смелые эксперименты молодого художника – ракурс, форма картины, смешанная техника. Вариант биографии: 21 ноября 1899 (село Барневское, Южный Урал) — 31 декабря 1964 (Ташкент) Детство провел в Тобольске и Омске. Учился в Омском коммерческом училище (1910–1919). С 1917 занимался на курсах живописи и рисования при Институте практических знаний. В 1918 был призван на военную службу; воевал в рядах Белой и Красной (с 1919) армий. В 1918 познакомился в Омске с Д. Д. Бурлюком, увлекся футуризмом. Вместе с единомышленниками (Н. А. Мамонтов, Шабуль-Табулевич) основал футуристическую группу «Червонная Тройка» (1921–1922). С 1920 работал художником при Клубе Красной Армии и лектором Красноармейской художественной студии; участвовал в поездках на агитпароходе «III Интернационал». В 1923 совершил поездку в Москву, где познакомился в В. В. Маяковским, В. Э. Мейерхольдом, А. Н. Толстым. В 1923–1925 жил в Туркестане (Ташкент, Самарканд, Бухара); сблизился с А. Н. Волковым, А. В. Николаевым (Усто-Мумин), Л. Л. Буре, А. В. Исуповым. Работал в Самаркандской Комиссии по охране памятников искусства и старины. В сентябре 1925 возвратился в Омск. Работал главным художником Омского гортеатра (1926–1933). Много путешествовал по стране; неоднократно бывал на Алтае, Кавказе, Дальнем Востоке, в Средней Азии. С 1933 жил в Ташкенте. Работал главным художником театра им. Хамзы (1933–1936). Принимал активное участие в создании Союза художников Узбекистана; с 1933 член оргкомитета, с 1940 — председатель правления СХ Узбекистана. В 1944 был удостоен звания народного художника УзССР. Занимался организацией выставок, творческих бригад с выездом на стройки пятилетки. В конце 1950-х — начале 1960-х совершил поездки в Афганистан, Тунис, Индию; результатом стали серии гуашей «Афганский дневник», «Тунис», «По дорогам Индии». Проявил себя в различных областях искусства; занимался станковой графикой, плакатом, коллажем, оформлял самиздатовские поэтические сборники («Футуристы — Сборник1», 1921; «Автографы», 1920–1923), вел «графические дневники» («Кусок жизни», 1920-е). Создавал портреты, пейзажи, натюрморты, в 1930-х — произведения на историко-революционные темы и темы советского быта. С 1921 — участник выставок (1-я «Червонная Тройка»). Участвовал в 1-й Всесибирской выставке живописи, скульптуры, графики и архитектуры в Красноярске, Новосибирске, Томске (1927), 1-й передвижной Казахстанской художественной выставке (1928) и других. Провел персональные выставки в Ново-Николаевске (Новосибирске, 1921), Самарканде (1924; совместно с Усто-Мумином), Омске (1926). Выставки произведений Уфимцева прошли в Москве (2007, 2009), Омске (2009). Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Государственном музее искусств Республики Узбекистан в Ташкенте, Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого в Нукусе. Картинки с выставки: |
SAH, а "Свадьба" на Совкоме за 10 000 000 RUR? А это 389 000 USD или 286 198 EUR на всякий случай.
Его на рынке нет, практически. |
Цитата:
|
Туркестанский авангард
Вложений: 2
ТАТЕВОСЯН Оганес Карапетович В 1908 году поступил в Тифлиское художественное училище. В 1910-1917 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.Коровина, затем во ВХУТЕМАСЕ (1921-1927). С 1917 года художник жил в Самарканде. Был близок с А.Николаевым, В.Уфимцевым. Один из организаторов школы “Самаркандская коммуна” (1918) и Школы живописи и ваяния в Ереване (1921). В 1918-1919 годы Татевосьян принимал активное участие в художественном оформлении Самарканда к революционным празднествам. Являлся автором красочных агитационных панно. Для работ художника в двадцатые годы характерна условная декоративно-плоскостная манера, что послужило поводом для обвинений в стилизаторстве и увлеченности экзотикой. С 1932 года Татевосьян жил в Ташкенте. В 1937 году Татевосьян работал главным художником павильона Узбекистана на Всесоюзной выставке в Москве. Участник выставок с 1912 года. В 1966 году Татевосьян переехал в Москву. Вариант биографии: (1889, Ереван – 1974, Москва) Член Товарищества передвижных выставок, член РАБИСа и правления Союза художников Узбекистана, народный художник Узбекской ССР. В 1908 – 1909 годах учился в Тифлисском художественном училище, затем семь лет в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А.М.Васнецова. Н.А.Касаткина и К.А.Коровина. В1914 году, как итог студенческой практики, появился цикл работ «Трапезунд», ознаменовавший рождение самобытного художника. В 1915 году Татевосьян приезжает в Самарканд, где организует художественную школу (1918 – 1919) и комиссию по охране памятников старины (1919 – 1920). В 1921 году Татевосьян поступает во Вхутемас на факультет керамики. В 1927 году возвращается в Самарканд, организует студию АРИЗО (Ассоциация работников изобразительного искусства), а в 1930 году – Изофабрику (экспериментально-производственные мастерские пространственных искусств). В 1932 году переезжает в Ташкент, работает хранителем фондов музея искусств. Одним из первых обращается к теме Гражданской войны и строительства социализма в Средней Азии, создав тематические картины «Налёт басмачей на кишлак» и «Зажиточная жизнь» (1933). В 1935 году пишет «Колхозный той» – огромное многофигурное полотно, преображающее сельский праздник урожая в апофеоз колхозного бытия. В 1937 году Татевосьян – главный художник павильона Узбекистана на ВДНХ в Москве, в 1941 – 1948 годах работает над серией картин, посвящённых Великой Отечественной войне. Персональные выставки Татевосьяна состоялись в 1912 (Ереван), 1929 (Самарканд), 1949 и 1964 годах (обе в Ташкенте). Произведения художника украшают экспозиции многих музеев бывшего СССР. Картинки с выставки: |
Часовой пояс GMT +3, время: 16:05. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.