Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство (https://forum.artinvestment.ru/index.php)
-   Направления искусства (https://forum.artinvestment.ru/forumdisplay.php?f=105)
-   -   Современное искусство - высказанная идея (https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=203651)

zarajara 16.05.2013 08:04

Современное искусство - высказанная идея
 
Начинаю эту тему со статьи искусствоведа Кирилла Алексеева, которую хотелось бы здесь обсудить.
В ней подняты, конечно не впервые вопросы, которые многих из нас интересуют и обсуждаются в разных темах, в том или ином аспекте.
Однако статья мне понравилась цельностью и ясностью посыла.
Привожу полностью.

Вопросы искусствознания.
В 16 столетии, в Амстердаме появился информационный листок "Текущее изменение цен". Его еженедельно вывешивали в порту, дабы добронамеренные купцы не потеряли по незнанию часть своей прибыли, а государство собрало причитающиеся налоги.
Помимо того, что это был очевидный знак новых экономических отношений, маленький кусочек бумаги на главном причале Амстердама знаменовал переход к информационной стадии развития общества.
Произошел этот, казалось бы совершенно не относящийся к искусству эпизод в год, когда Лютер как раз прибил свои 97 правил на двери собора в Виттенберге.
И, каким-то магическим образом, вся изобразительность в живописи и скульптуре, с этого момента начинает наполняться все большим и большим количеством информации. Художественные метафоры, аллегории, знаки, символы и эмблематы начинают проступать, как некая тайнопись во всех произведениях искусства.
К началу 18 века, этот новый язык искусства начал все больше вступать в разговор со зрителем, языком, который искусствоведческая наука называет "риторической аллегорией".
Это когда происходит непосредственная апелляция произведения искусства к взирающему.
На иконах и средневековых панно, все персонажи смотрят как бы через зрителя, выдерживая почти трансцендентную дистанцию. Язык средневековых произведений искусства универсален и имеет ограниченное количество источников, смыслов и трактований.
Эпоха Возрождения дала людям экэистенциальную (индивидуально-субъективную) форму искусства, взамен нарративных односмысленных образов.
Теперь, творчество начало долгий путь от конкуренции ремесленных навыков к соперничеству идей на арт-пространстве.
К началу 21 века, мы имеем искусство, которое даже не пытается выглядеть внешне привлекательно. Сложные механизмы, конструкции, материалы, найденные на свалках бытового и промышленного мусора стали объектами искусства в музейных залах.
Читать дальше... 
Как можно убедиться, прочитав пять верхних абзацев, процесс этот был неизбежен в силу начала информационной эпохи, которая, как и любое другое историческое явление нашло должное место в творческих приемах художников.
В наши дни, автор выставляет как произведение искусства не "хорошо сделанный продукт", а, скорее, правильно высказанную идею, созвучную в форме и материале.
В России, с незапамятных времен, ценились именно религиозные корни творчества. Так, например, портрет, который произошел от иконного образа, родился и эволюционировал до конкурентного европейского уровня за первую половину 18 века. За 50 лет, мы проделали путь, который в Италии, Франции, Германии художники проходили почти четверть тысячелетия.
Теоретически, можно было бы предположить, что именно Церковь, как институция может продвинуть какое-то новое явление в изобразительном искусстве. Но надежды такие покажутся тщетными, когда мы обозрим события последних лет.
Государство настроено даже не толерантно, а скорее агрессивно к современному искусству, демонстрируя свой вульгарный вкус постройками множеством торговых центров и уничтожая памятники архитектуры для расчистки места под какую-нибудь казенную кучу бетона с офисным безразличием к окружающему ландшафту.
Презирая современное искусство, мы становимся подобны Папе Иоанну 22ому, который в 13 веке объявил понятие "силы природы" ересью.
Информация и просвещение, вот уже полтысячи лет влияют на стилеобразование в искусстве сильнее чем три папских престола и тысяча шаманских бубнов вместе взятых.
Искусство только тогда достойно музейных стен, когда имеет бесконечное количество интерпретаций, в противном случае это просто ремесленная поделка. В настоящее время, есть много поводов для появления нового искусства. Как когда-то поп-арт поэтизировал культ потребления, так и сейчас, ответной реакцией, должно появится художественное движение, которое научит защищаться от информационной бессмыслицы и образует своеобразный эстетический фильтр .
Сейчас эпоха мультикультурализма.
Ничего другого и придумать нельзя в ситуации глобальной экономики.

Именно поэтому, при таком вавилонском смешении художественных традиций и языков, многим кажется методы современного искусства непонятными и чужеродными.

Я обратил внимание, что в странах, где толерантность свойственна населению, люди более благодушно относятся к современному искусству. Там же, где царит хуторской, местечковый национализм и землячество, вряд ли есть шанс к просвещению в области совриска.

Секрет современного искусства состоит не в наборе паролей и канонической системе приемов, а в риторической способности зрителя воспринять нечто новое.

И пока мы математически-однозначно пытаемся объяснить какое-нибудь произведение, мы отходим все дальше и дальше
от логики появления чего-то нового в творчестве.
Кирилл Алексеев
искусствовед


https://www.facebook.com/photo.php?f...6786493&type=1

artcol 16.05.2013 08:19

В связи с этой серьезной статьей Кирилла Алексеева почему-то вспомнился Хармс.
Цитата:

Пять неоконченных повествований

Дорогой Яков Семенович,

1. Один человек, разбежавшись, ударился головой об кузницу с такой силой, что кузнец отложил в сторону кувалду, которую он держал в руках, снял кожаный передник и, пригладив ладонью волосы, вышел на улицу посмотреть, что случилось. 2. Тут кузнец увидел человека, сидящего на земле. Человек сидел на земле и держался за голову. 3. "Что случилось?" -- спросил кузнец. "Ой!" -- сказал человек. 4. Кузнец подошел к человеку поближе. 5. Мы прекращаем повествование о кузнеце и неизвестном человеке и начинаем новое повествование о четырех друзьях гарема. 6. Жили-были четыре любителя гарема. Они считали, что приятно иметь зараз по восьми женщин. Они собирались по вечерам и рассуждали о гаремной жизни. Они пили вино; они напивались пьяными; они валились под стол; они блевали. Было противно смотреть на них. Они кусали друг друга за ноги. Они называли друг друга нехорошими словами. Они ползали на животах своих. 7. Мы прекращаем о них рассказ и приступаем к новому рассказу о пиве. 8. Стояла бочка с пивом, а рядом сидел философ и рассуждал: "Эта бочка наполнена пивом. Пиво бродит и крепнет. И я своим разумом брожу по надзвездным вершинам и крепну духом. Пиво есть напиток, текущий в пространстве, я же есть напиток, текущий во времени. 9. Когда пиво заключено в бочке, ему некуда течь. Остановится время, и я встану. 10. Но не остановится время, и мое течение непреложно. 11. Нет, уж пусть лучше и пиво течет свободно, ибо противно законам природы стоять ему на месте". И с этими словами философ открыл кран в бочке, и пиво вылилось на пол. 12. Мы довольно рассказали о пиве;теперь мы расскажем о барабане. 13. Философ бил в барабан и кричал: "Я произвожу философский шум! Этот шум не нужен никому, он даже мешает всем. Но если он мешает всем, то значит он не от мира сего. А если он не от мира сего, то он от мира того. А если он от мира того, то я буду производить его". 14. Долго шумел философ. Но мы оставим эту шумную повесть и перейдем к следующей тихой повести о деревьях. 15. Философ гулял под деревьями и молчал, потому что вдохновение покинуло его.
Зара, как Вы думаете - уместно ли здесь его процитировать, особенно в связи с концовкой статьи?

zarajara 16.05.2013 08:25

Цитата:

Сообщение от artcol (Сообщение 2601001)
В связи с этой серьезной статьей Кирилла Алексеева почему-то вспомнился Хармс.

Зара, как Вы думаете - уместно ли здесь его процитировать?

Я очень рада, что у Вас с утра такое замечательное веселое настроение!
Хармса люблю. даже обожаю, настолько, что считаю его уместным везде.
Но осторожнее с ассоциациями, если за ними идти, сами знаете (благо, примеры перед глазами) куда они заводят. :D
Я сейчас выхожу. Но очень надеюсь продолжить разговор, он мне действительно интересен, сама много об этом думаю. :rolleyes:

artcol 16.05.2013 08:55

Цитата:

Сообщение от zarajara (Сообщение 2601011)
Но очень надеюсь продолжить разговор

Продолжим, конечно.

NATA NOVA 16.05.2013 10:11

Цитата:

Сообщение от zarajara (Сообщение 2600991)
Секрет современного искусства состоит не в наборе паролей и канонической системе приемов, а в риторической способности зрителя воспринять нечто новое.

ЕСтесствено. (вполне!).
Вспомните Пусси Райот и Войну. (И Вашу персональную реакцию... как зрителя)..
.. ( ух, что сейчас начнётся!)..:p

Магнолия 16.05.2013 11:32

Цитата:

Сообщение от NATA NOVA (Сообщение 2601091)
( ух, что сейчас начнётся!)

Не начнется. Еще сохранилась прежняя Зара, и я этому очень рада.

Кирилл Сызранский 16.05.2013 11:44

Цитата:

Я обратил внимание, что в странах, где толерантность свойственна населению, люди более благодушно относятся к современному искусству. Там же, где царит хуторской, местечковый национализм и землячество, вряд ли есть шанс к просвещению в области совриска.
На это уже давным-давно обращено внимание и уже давно все махнули рукой на злобных необразованных совков, щипящих на совриск.
Пусть щипят, только б хозяин их с поводка не снимал... :D

artcol 16.05.2013 11:55

Цитата:

Сообщение от Кирилл Сызранский (Сообщение 2601281)
На это уже давным-давно обращено внимание и уже давно все махнули рукой на злобных необразованных совков, щипящих на совриск.
Пусть щипят, только б хозяин их с поводка не снимал... :D

Демократия - это когда власть демократов :D

Я вышел из темы и больше не зайду в нее. Общайтесь, милай, не буду мешать. Гав-гав, как грится, что по-самарски означает - прощай! :D

NATA NOVA 16.05.2013 12:01

Цитата:

Сообщение от Магнолия (Сообщение 2601251)
Не начнется. Еще сохранилась прежняя Зара, и я этому очень рада.

А при чём здесь Зара?
П.с. (уже началось!!)

zarajara 16.05.2013 14:07

Цитата:

Сообщение от Магнолия (Сообщение 2601251)
Не начнется. Еще сохранилась прежняя Зара, и я этому очень рада.

Цитата:

Сообщение от NATA NOVA (Сообщение 2601341)
А при чём здесь Зара?
П.с. (уже началось!!)

мне отвечать?? :D:D :):)

Я бы все же хотела по теме, если никто не против.

Кирилл Сызранский 16.05.2013 14:28

Цитата:

Сообщение от zarajara (Сообщение 2601671)
Я бы все же хотела по теме, если никто не против.

А по теме можно и Вас процитировать:
Цитата:

Сообщение от zarajara (Сообщение 2594231)
У нас в коридорах власти самых разных уровней, начиная с министерств в основном контемпорари висит.
И не потому, что наши чиновники вдруг так полюбили актуальное искусство: они пока только научились с грехом пополам разбираться в брендовой одежде, марках автомобилей и названиях блюд в ресторанах.
Просто мода такая. Ездят люди, видят, думают что контемпорари на стенах - это круто.
В душе, конечно все равно - Айвазовский. :D:D


NATA NOVA 16.05.2013 15:58

Цитата:

Сообщение от zarajara (Сообщение 2601671)
мне отвечать?? :D:D :):)

Я бы все же хотела по теме, если никто не против.

Зарочка, в такой теме "по теме" не получится. (контингент у нас "не в тему", любую тему "затемят")...

Магнолия 17.05.2013 10:15

Цитата:

Сообщение от zarajara (Сообщение 2601671)
Цитата:
Сообщение от Магнолия
Не начнется. Еще сохранилась прежняя Зара, и я этому очень рада.
Цитата:
Сообщение от NATA NOVA
А при чём здесь Зара?
П.с. (уже началось!!)
мне отвечать??

Я бы все же хотела по теме, если никто не против.

Зара, можно не отвечать. Открыта важная тема и задан спокойный деловой тон. Спасибо.

Добавлено через 3 часа 41 минуту
Цитата:

Сообщение от zarajara (Сообщение 2600991)
Цитирование: Произошел, казалось бы совершенно не относящийся к искусству эпизод ..... И, каким-то магическим образом, вся изобразительность в живописи и скульптуре, с этого момента начинает наполняться все большим и большим количеством информации. Художественные метафоры, аллегории, знаки, символы и эмблематы начинают проступать, как некая тайнопись во всех произведениях искусства. ......этот новый язык искусства начал все больше вступать в разговор со зрителем, языком, который искусствоведческая наука называет "риторической аллегорией". ......
На иконах и средневековых панно, все персонажи смотрят как бы через зрителя, выдерживая почти трансцендентную дистанцию. Язык средневековых произведений искусства универсален и имеет ограниченное количество источников, смыслов и трактований.
Теперь, творчество начало долгий путь ......к соперничеству идей на арт-пространстве...... процесс этот неизбежен в силу начала информационной эпохи.....
В наши дни, автор выставляет .... правильно высказанную идею.... В России, с незапамятных времен, ценились именно религиозные корни творчества. .......Теоретически, можно было бы предположить, что именно Церковь, как институция может продвинуть какое-то новое явление в изобразительном искусстве.
....Информация и просвещение, вот уже полтысячи лет влияют на стилеобразование в искусстве ......Искусство только тогда достойно музейных стен, когда имеет бесконечное количество интерпретаций. .....В настоящее время, есть много поводов для появления нового искусства. Как когда-то поп-арт поэтизировал культ потребления, так и сейчас, ответной реакцией, должно появится художественное движение, которое научит защищаться от информационной бессмыслицы и образует своеобразный эстетический фильтр. ....

.....в странах, где толерантность свойственна населению, люди более благодушно относятся к современному искусству. Там же, где царит хуторской, местечковый национализм и землячество, вряд ли есть шанс к просвещению в области совриска.

Секрет современного искусства состоит не в наборе паролей и канонической системе приемов, а в риторической способности зрителя воспринять нечто новое.

Известно, что каждая современность пересказывает познанное человечеством своим усовершенствованным языком. Но это был бы бесконечный пересказ одного и того же, если бы Жизнь не делала гиперскачки в новизну.
Анализируя один из многих мифов, я разглядела сказ о суточном переходе сознания человека от задумки цели к деятельности, далее к раздумью о результате действа и последующей фиксацией его в памяти. Ночная переработка информации порождает мысль о новой цели и все повторяется тем же путем. Другими словами и в ином масштабе имеет место периодичность последовательности -Идея (идеология)-Действо (наука)-Обсуждение (философия)-Запоминание (религия)- Конечно, четких границ нет, но факт трансформации метафизических блоков мы видим как историю существований идей, наук, философий и религий.

Искусство отображает малые порции этих звеньев, изменения мнений и настроений в сознании людей. Процессы одного периода опираются на ядро культуры общества, включающее представления о Мире и Человеке, о принципах природы, о красоте, о речении образами и изображении символами, традиции, знания и опыт многих поколений.
В отношении переходов от периода к периоду приведу цитату Антонио Грамши: "Пока это ядро стабильно, в обществе имеется "устойчивая коллективная воля", направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв этого "культурного ядра" и разрушение этой коллективной воли - условие революции. Создание этого условия - "молекулярная" агрессия в культурное ядро. Это - не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании, какое-то озарение. Это "огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, той степени, которая необходима, чтобы получилось действие, координированное и одновременное во времени и географическом пространстве".
Я полагаю, что ныне в России идет "перескок" на новый виток развития с подрывом "культурного ядра" и разрушением прежней (советской) коллективной воли. Им-то и востребован поиск новых направлений искусства.

zarajara 17.05.2013 23:05

Есть еще примечательный эффект, я и за собой замечаю.
Вот этот чисто интеллектуальный посыл, адресованный исключительно разуму а не чувствам привел к тому, что от искусства ожидаешь (и требуешь) в первую очередь пищи для ума, а не чувств.
Имею в виду этот постоянный голод такого информационного характера. Как интересная , примечательная, хорошая оценивается работа, в которой автор сумел вызвать шок, удивление. Причем отнюдь не качеством работы, не глубиной, а именно неожиданностью решения. Такое восприятие роднит искусство с анекдотом, где чем неожиданнее тем смешнее.
Автор придерживающийся каких-то традиций воспринимается скучным.
Я постоянно слышу: "неинтересная выставка, ничего нового". А ведь "новое" никогда не было определяющим в оценке искусства.

Кирилл Сызранский 17.05.2013 23:15

Цитата:

Сообщение от zarajara (Сообщение 2604261)
Я постоянно слышу: "неинтересная выставка, ничего нового".

Да и на форуме подобное можно часто услышать.
Что-то типа - "а, это всё было уже на Западе 20 лет назад".
И самое забавное, что это говорят как раз те, которые и западное двадцатилетнее не знают, и нынешнее своё уже по инерции хают да поносят, мол, мы-то всё это давно схавали, всё это старо, "ничего нового". :)

А сами торгуют волжскими этюдами 70-х годов.
ААААААААААААААА!!!!!!!!!!!!!!!!! :D


Часовой пояс GMT +3, время: 14:35.

Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot