Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Винтажные и старинные предметы интерьера..

Винтажные и старинные предметы интерьера..
Рейтинг: 5.00. Голосов: 5.

Дмитриев-Кавказский и его "Мастерская для учашихся"

Запись от Евгений размещена 25.12.2010 в 07:19
Обновил(-а) Евгений 12.10.2009 в 12:58

Вероятно, не многие петербуржцы сегодня знают, что могло объединять столетие назад такие адреса, как Средний проспект, дома 8 и 48 и набережная реки Смоленки, дом 20.
Между тем, на рубеже Х1Х и ХХ веков, вплоть до середины 1910-х годов, они были довольно известны в среде художественной молодежи Петербурга. В разные периоды там размещалась одна из наиболее популярных частных художественных школ, официально именовавшаяся "Мастерской живописи и рисования для учащихся академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского".

За двадцать лет существования через Мастерскую Дмитриева- Кавказского прошли сотни учеников. Среци них - ставшие впоследствии известными художниками М.И. Авилов, А.П. Апсит, М.В. Добужинский, Д.Н. Какабадзе, Е.А. Киселева, Я.К. Тильберг, М.И. Тоидзе, П.Н. Филонов и другие. Были и ученики, чьи имена остались безвестными. В сравнении с иными частными художественными школами Петербурга, век которых, как правило, был недолог, эта Мастерская прекратила свое существование на двадцать первом году, когда не стало ее создателя.

Сегодня имя гравера Л.Е. Дмитриева-Кавказского известно, главным образом, музейным работникам, частным коллекционерам и специалистам по истории и теории гравюры. 0 педагоге же Дмитриеве-Кавказском мы знаем лишь из упоминаний в литературе, из биографий его учеников и немногочисленных воспоминаний. За исключением кратких биографических справок в словаре Ф.И. Булгакова "Наши художники" (СПб, 1889 - 1890) и в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Эфрона (СПб, 1893), а также автобиографии самого художника, опубликованной в "Иллюстрированном вестнике культуры" за 1914 год, ни одной публикации, целиком посвященной творчеству мастера и его школе, до сих пор не было. Между тем, своей разносторонней деятельностью Дмитриев-Кавказский внес немалый вклад в русскую художественную культуру.

Лев Евграфович Дмитриев родился 19 февраля 1849 года в семье гарнизонного медика в станице Прочноокопской, которую и сегодня можно найти на карте Кубани. "Детство и юность провел привольно, по временам - лихо",- вспоминал художник. Девятнадцать лет жизни в среде казаков и представителей кавказских народностей навсегда остались в его сердце, что в полной мере нашло отражение в творчестве художника. В 1869 году Дмитриев приехал в Петербург, где сразу же поступил вольнослушателем в класс гравирования Императорской Академии художеств. Его наставником стал признанный мастер гравюры профессор Ф.И. Иордан. 0 своем подопечном профессор отзывался с теплотой и симпатией, ценя в нем способность к гравированию и большое трудолюбие. Уже в 1872 году за копию с гравюры Рубенса "Воин, держащий копье" Дмитриев был удостоен Малой серебряной медали, а в следующем году - за офорт с картины Ф.Ф. Горшельта "Лезгины" - Большой серебряной. В 1876 году молодой гравер окончил курс обучения в Академии, в 1878 - получил звание классного художника 1 степени. Спустя четыре года он стал академиком гравирования за офорты портретов великой княгини Марии Павловны, архимандрита Игнатия (Брянчанинова), протоиерея И.В. Васильева, оригинальный портрет певицы М.Д. Каменской, а также за рисунок пером "Кумушки". Еще в бытность в Академии, чтобы отличаться от многочисленных однофамильцев, Дмитриев добавил к своей фамилии псевдоним "Кавказский".

Дмитриев-Кавказский увлеченно работал в различных техниках и материалах, отдавая предпочтение гравюре и, в частности, офорту ("гравюре на меди крепкой водкой"). Использовал он также тушь, сепию, писал акварелью, изредка занимался живописью. Главной же темой его оригинальных произведений, как правило, были Кавказ, Закавказье, Кубань: их природа, люди, обычаи. Гравированные с собственных рисунков пейзажи и народные типы исполнены художником с интересом и любовью к изображаемому. Нередко работы носили этнографический характер.

О тематических пристрастиях и профессионализме Дмитриева-Кавказского можно судить по таким произведениям, как аквафорты "Лезгины" и "Мюрид с наибским значком" (оба - 1876), "Айцугский наиб Шаго" (1879), рисунок пером "Вечер в горах" и "Пойманные" (оба - 1879), живопись "Охрана (Курд)" (1883) и многим другим работам, которые наряду с "кавказскими" сюжетами живописцев Л.Ф. Лагорио, А.А. Наумова, П.П. Верещагина и скульптурными композициями Е.А. Лансере экспонировались в Обществе выставок художественных произведений, существовавшем при Академии художеств. Дмитриев-Кавказский участвовал также в выставках Общества русских акварелистов, Всемирной выставке в Париже (1878), Всероссийской выставке в Москве (1882), выставке Первого Дамского художественного кружка (1894).

Немалое место в творчестве Дмитриева-Кавказского занимало иллюстрирование книг, в том числе собственных. Так, в 1880-е годы в Петербурге он издал иллюстрированные оригинальными гравюрами крепкой водкой (офортами) альбомы "Кавказ" и "Кавказ. Художественный альбом типов Кавказа". В 1894 году в петербургском издательстве А.Ф. Девриена опубликовал книгу "По Средней Азии. Записки художника Л.Е. Дмитриева- Кавказского". Изданию этой книги предшествовало двухлетнее путешествие, во время которого на реке Аму-Дарья он потерпел крушение, в результате чего погибли "путевые альбомы и много этюдов масляными красками". Участвовал Дмитриев-Кавказский и в подготовке таких изданий, как "Война русского народа с Наполеоном 1812 г." (1910), книга П.Г. Васенко "Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича" (1913). Дмитриев-Кавказский известен и как редактор. В 1883 - 1884 годах он редактировал иллюстрированный журнал "Ласточка", отдавая явное предпочтение воспроизведениям в нем работ русских художников. С 1887 по 1890 год - заведовал художественным отделом журнала "Всемирная иллюстрация", в котором увидели свет также путевые записки и рисунки самого художника. Дмитриев-Кавказский являлся членом и секретарем Товарищества русских художников-иллюстраторов.

Отдал дань художник и гравированному портрету, исполненному в характерной для него манере, с присущими ей документальной точностью, мельчайшей проработкой деталей и тщательностью рисовальщика,прошедшего академическую школу. Наряду с произведениями на собственные сюжеты, Дмитриев-Кавказский переводил в гравюру живописные полотна известных художников. Среди них "Бурлаки на Волге" И.Е. Репина, "Княжна Тараканова" К.Д. Флавицкого, "Полтава" А.Е. Коцебу и другие. Произведения мастера охотно приобретались современниками, в том числе - в коллекции В.А. Дашкова, Е.Е. Рейтерна, Е.И. Тевяшова. Сегодня его работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российской национальной библиотеке, в музеях Вены, Алма-Аты, Бишкека, в частных собраниях.

С 1895 года начался новый этап в жизни и творчестве художника. 18 декабря он открыл собственную школу - "Мастерскую живописи и рисования для учащихся академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского". Открытие Мастерской было связано с тем, что в результате реформы Академии художеств от нее отделилось Высшее художественное училище. Условия приема для поступающих значительно усложнились. Помимо научных дисциплин, экзамены включали рисунок карандашом и живописный этюд с живой натуры. Не каждому было под силу "повышение художественного ценза", ведь в число поступающих наряду, с теми, кто уже имел среднее художественное образование или ранее брал уроки у частных педагогов, входила молодежь, чья подготовка была явно недостаточной. Поступить в Высшее художественное училище молодым людям могли помочь частные художественные школы, одна за другой открывающиеся в городе. Эти школы могли посещать также любители искусств и профессиональные художники, желающие освоить художественные азы или совершенствовать свое мастерство.

Одной из первых частных художественных школ Петербурга и стала Мастерская Дмитриева-Кавказского. "Мысль открыть такую мастерскую явилась у меня вследствие неоднократных и многочисленных просьб молодежи, преимущественно не выдержавшей экзамена в Академию, но мечтающей и сильно стремящейся поступить в будущем", - пояснял открытие школы ее создатель. "Мастерская живописи и рисования для учащихся академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского" первоначально разместилась в двух небольших смежных комнатах по адресу: Средний проспект, дом 8. Помещение было столь невелико, что из поступивших в первый год сорока семи человек места хватало едва ли для тридцати шести. При этом занимались в две смены с половины десятого утра до десяти часов вечера. Для обустройства Мастерской руководителю пришлось взять в долг четыре тысячи рублей, поскольку Совет Академии художеств первоначально отказал ему в просьбе о субсидии. Однако Совет все же помог Мастерской, передав во временное пользование гипсы, учебные пособия и книги из собственной библиотеки. Обучение Дмитриева-Кавказского строилось в зависимости от стоящих перед учеником задач, по принципу индивидуального подхода. Но была и обязательная программа, включающая изучение анатомии, работу с обнаженной и одетой натуры. Ученики осваивали разные техники: рисовали карандашом, углем, сепией, занимались акварелью и живописью. Дмитриев-Кавказский хорошо знал трудности поступающих в Акаремию. Главная из них заключалась в том, чтобы анатомически точно и правильно изобразить фигуру человека, верно распределить свет и тень, справиться с ракурсом. Отсюда - постоянная и упорная работа над рисунком с гипсов, с обнаженной натуры, работа над характерными постановками. Немалую помощь ученикам оказывало профессиональное мастерство педагога и его советы. Однако Добужинский с сожалением отмечал, что "сам опытный офортист, он никогда не учил офорту". Стремясь развить кругозор учеников и привлечь их внимание к необычному, Дмитриев-Кавказский приносил в Мастерскую разнообразные предметы, привезенные когда-то с Кавказа, из Средней Азии, из Финляндии. "С востока он привез кувшины, блюда, ковры, пестрые ткани, а также целые костюмы, в которые наряжал натурщиков и натурщиц, и ученикам было занимательно делать нарядные картинки", - вспоминал Добужинский. Совет Академии художеств, вскоре оценивший педагогическую практику Дмитриева-Кавказского, с января 1897 года постановил вьшлачивать его Мастерской денежную субсидию в размере одной тысячи трехсот рублей. Это позволило руководителю снять более пригодное для Мастерской помещение во втором этаже дома В.Н. фон Дервиз по Среднему проспекту, 48. Зал в 30 аршин длины и 18 ширины при высоте в восемь четвертью аршин был перегорожен на секции для работы с женской и мужской натуры. Огромные окна давали много света. В темное время можно было пользоваться электричеством. В специально установленном резервуаре с горячей водой мылись кисти. Для отдыха ученики и ученицы имели раздельные помещения. В удобной приемной принимали посетителей. И хотя количество учеников увеличилось до ста человек, они могли работать теперь в одну смену. Наконец-то и у Дмитриева-Кавказского появилась возможножность оборудовать помещение для собственной мастерской, в которой он мог вновь вернуться к творчеству.
Именно в дом на Среднем проспек-те,48 приходили заниматься будущие художники-графики Мстислав Добужинский и Александр Апсит живописец Александр Куприн, портретист и педагог Ян Тильберг, прославленный балетмейстер и танцовщик Михаил Фокин и многие другие. 1910 году более 800 человек "прошли" через Мастерскую Дмитриева- Кавказского. Ежегодно в Высшее художественное училище при Академии поступали по пять - шесть ее учеников. Обучение в Мастерской был платным, но, по словам Добужинского, платили "кто сколько может от 6 до 15 рублей. Разницы от зтого он [Дмитриев-Кавказский - Л.М.] ни в чем не делает между своими учениками. Но у него обучаются восемь человек безвозмездно, так что деньги свыше 6 рублей идут на них".

По достоинству оценивая доброту, бескорыстие своего педагога его преданность делу, ученики относились к нему с теплотой и сердечностью Они много времени проводили вместе, устраивали выставки ученических работ, читали книги, совершали совместные прогулки и чаепития. "Лев Евграфович Дмитриев-Кавказский был фигурой живописной: лыс, горбонос и с курчавой бородой; иногда носил черкеску, был очень симпатичный: приветливый человек и всеми любим", - вспоминал об учителе Добужинский. Подобным образом отзывались о нем и коллеги: "Как человек Лев Евграфович отличался благожелательством по отношению к своим товарищам, ласковостью, веселым характером и большой терпеливостью, что в мире художников бывает весьма редко". Не удивительно, что такие ученики Дмитриева-Кавказского, как М.И. Авилов, И.А. Елатонцев, Д.Н. Какабадзе, И.П. Чирков, М.И. Тоидзе впоследствии также занимались художественно-педагогической практикой.

Весной 1903 года Академия художеств в последний раз выдала денежную субсидию на поддержание Мастерской Дмитриева-Кавказского. Доходы, получаемые с оплаты за обучение, были весьма скромными. Годовая же арендная плата в две тысячи рублей на их фоне казалась непомерно высокой. Лишившись финансовой поддержки Академии, Мастерская вынуждена была подыскивать себе более скромное помещение. Его нашли там же, на Васильевском острове, в доме 20 по набережной реки Смоленки. По этому адресу Мастерская и располагалась вплоть по смерти ее руководителя. 19 января 1916 года Дмитриева-Кавказского не стало. Он был похоронен на петербургском Смоленском кладбище, недалеко от своей Мастерской.

Главная цель, которую ставил перед собой художник-педагог, была достигнута: десятки его учеников поступили в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Мастерская Дмитриева- Кавказского дала начальное художественное образование и петербуржцам и представителям других регионов и национальных окраин Российской империи армянам Д. Окраянцу и Ф. Терлемезяну, грузинам М. Тоидзе и Д. Какабадзе, латышу Я. Тильбергу, сибиряку Л. Туржанскому, уральцу И.Чиркову и многим другим. В этом-то и заключался результат двадцатилетней художественно-педагогической деятельности Льва Евграфовича Дмитриева-Кавказского, стремившегося "всей душой заниматься благим делом для искусства".
-----------------------
Лариса Малашевская.
-----------------------
1.Л.Е.Дмитриев-Кавказский.
Фото 1914 г.
2.Л.Е.Дмитриев-Кавказский.
Чеченец. Офорт. 1880 г.
3.Л.Е.Дмитриев-Кавказский.
Чеченский мост. Офорт. 1880 г.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: DK.jpg
Просмотров: 709
Размер:	12.8 Кб
ID:	1865   Нажмите на изображение для увеличения
Название: chechenec.jpg
Просмотров: 727
Размер:	9.0 Кб
ID:	1875   Нажмите на изображение для увеличения
Название: most.jpg
Просмотров: 732
Размер:	19.5 Кб
ID:	1885  
Просмотров 4257 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 




















Часовой пояс GMT +3, время: 18:25.
Telegram - Instagram - Facebook - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot