Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Клим Самгин

Оценить эту запись

Денис Фонвизин и Клостерман, компаньоны - антиквары.

Запись от Клим Самгин размещена 02.10.2010 в 20:50

К самым известным и успешным антикварам Петербурга второй половины XVIII века принадлежал уроженец Голландии, купец I гильдии Г. Клостерман, начинавший с продажи книг и печатной графики. Зате м последовала торговля живописью. В 1777 году, посетив Париж, он познакомился со знаменитым российским драматургом Денисом Фонвизиным, находившимся там с целями, весьма далекими от литературных интересов. Позже Клостерман вспоминал: "Великий князь-наследник (Павел Петрович) поручали ему (Фонвизину) покупать статуи и каритны славных художников,книжные редкости, гравюры и прочее. Я очень часто ездил с ними в лавки, в которых, равно как и на аукционах, случалось ему делать значительные покупки. Когда ему самому не хотелось ехать на общественную распродажу художественных произведений, он посылал торговаться меня, отметив предварительно в каталоге, что нужно былокупить. Таким образом я вошел в сношения с главнейшими парижскими книгопродавцами, которые торговали и произведениями искусства, - именно Дебюром, Десеном, Панкуком, братьями Баруа, Жубером, Мериго, Фрулем, Дидо, Мутаром, Базаном, Пеньо и др., что доставило мне впоследствии значительные выгоды". Спустя пять лет, выйдя в отставку с государственной службы, Фонвизин решил для пополнения семейного бюджета всерьез заняться "коммерцией вещами, до художеств принадлежащими". Но поскольку ему, как дворянину и персоне,близкой ко Двору, это было не с руки, он обратился к помощи давнего своего знакомого, Клостермана,ставшего его надежным компаньоном.
Художественные вещи поступали в этот магазин (дом на нынешней Малой Морской) из Парижа через упоминавшихся выше посредников - маршанов; многое было доставлено и самим Фонвизиным из зарубежных поездок. О неизменно высоком качественном уровне бытовавшей здесь живописи можно сегодня судить по тому, что многое ушло отсюда в Эрмитаж с личного одобрения Екатерины II. В 1782 году она сделала у Клостермана самую крупную закупку - 46 картин западных мастеров, где преобладали работы французской школы XVIII в. Некоторые из них и поныне хранятся в Эрмитаже. Здесь особеннопримечательны парные композиции К. Ванлоо "Султанша за вышиванием" и "Султанша, пьющая кофе",попавшие в Петербург при посредничестве упоминавшегося ранее парижского антиквара Базана. Исполнены были они в свое время по заказу маркизы Помпадур для принадлежащего ей замка Бельвю. Следует также отметить парные работы Н. Ланкре из серии "Времена года" - "Весна" и "Лето". Были здесь и вещи столь любимых в России малых голландцев: "Пейзаж с пастухами и стадом" А. ван Остаде, "Башмачник" А. Схаумана, "Лес" Д. Винкбонса. Такие приобретения делались в магазине Клостермана и позднее. В 1786 году оказалась в Эрмитаже известная работа Ж. - Ф. де Труа "Похищение Прозерпины". Впоследствии, однако столь крупные сделки более не удавались: Фонвизин отошел от коммерции, и Клостерману пришлось вернуться к тому, с чего начинал свой бизнес, -к торговле книгами и гравюрами.
Размещено в Без категории
Просмотров 1883 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 



















Часовой пояс GMT +3, время: 18:56.


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot