Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > OTROK NIKODIM
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Живопись советского периода полна блистательных имён. К сожалению, время подчас безжалостно по отношению к памяти на искусство некогда известных авторов. Примером этому может служить имя безвременно ушедшего в 1997 году действительного члена РАХ, заслуженного деятеля искусств РСФСР Олега Павловича Филатчева(1937-1997). В 2007 в Академических залах на Пречистенке состоялась выставка его памяти включившая в себя живописные и графические произведения представленные семьёй художника. О.П. Филатчев больше известен, как художник-монументалист. Он много работал не только в СССР, но и заграницей. Его росписями были украшены стены посольства СССР в Вашингтоне. Некоторые радикально настроенные граждане связывали прижизненный успех с "гиперконформизмом" мироворения художника по отношению к власти. Оставим на их совести это суждение. О. П. Филатчев вошёл в историю искусств, как художник переосмысливший пасмурную эстетику сурового стиля, обогатив её новым образно-пластическим языком. Любимыми художниками Филатчева были художники раннего Возрождения. Именно в этой культурно-исторической парадигме находился живительный источник вдохновения и творческий ориентир данного автора. Несомненным интересом являются серии портретов современников художника, выполненные темперой по левкасному грунту, а также великолепная серия графических работ посвящённая рыбакам севера и военным лётчикам.
Большая часть наследия художника включена в собрания крупных государственных музеев. На рынке практически нет работ этого автора. В связи с этим отсутствует и информация о художественном наследии. А ведь жаль. Творчество О.П. Филатчева не столь однозначно трактуется в контексте культурной проблематики художественной жизни СССР 70-х годов. Он сам, не только, как живописец, но и как личность, являл собой тип универсального и гармоничного человека эпохи Большого Стиля.
Оценить эту запись

Филиппо Тамазо Маринетти. 1876-1944. (Европейская история)

Запись от OTROK NIKODIM размещена 29.01.2010 в 23:23

Блистательный Маринетти

(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%...82%D1%82%D0%B8)


Осень 1942 года, Сталинградский фронт. 62-летний Филиппо Томмазо Маринетти, секретарь итальянской Академии наук, прибыл сюда с инспекционной проверкой 8-й итальянской армии. Это его второй визит в Россию. Второй и последний. Впервые гениальный футурист был здесь в январе 1914 года, имея целью богемные аудитории и великосветские салоны, по которым пронесся скандальным разрушительным вихрем, заставив обрастать свой первый "русский вояж" паутиной легенд и домыслов. Впрочем, существует загадочная версия и об обстоятельствах "сталинградской поездки", - некоторые исследователи утверждают, что в конце ноября 1942 года Маринетти попал в плен, был этапирован в город Асбест на Урале, где его следы и затерялись... Однако даже если абстрагироваться от этой таинственной гипотезы, Россия оказалась последней страной, ради которой вождь футуристов покинул Италию. Эстетический Воин успел соприкоснуться перед смертью с запредельным таинством Большого Пространства...
Филиппо Томмазо Маринетти родился 22 декабря 1876 года в Египте (Александрия), в богатой итальянской семье адвоката Энрико Маринетти. Его детство прошло в Париже, где он учился в колледже святого Франсуа Ксавье. Именно там Маринетти основал свой первый литературный журнал "Папирус", а впоследствии был исключен за подпольное распространение запрещенных книг. Закончив в 1899 году образование в генуэзском университете (факультет права), Филиппо Томмазо предпочел юридической карьере литературное творчество.
20 февраля 1909 года в парижской газете "Фигаро" Маринетти публикует свой первый футуристический манифест ("Le Futurisme "). Тотально революционный по своей сути, он содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: "Избавьте Италию от всей заразы - историков, археологов, искусствоведов, антикваров!", "Тащите огня к библиотечным полкам!", "Направьте воду из каналов в музейные склепы!", "Крушите древние города!". Маринетти провозгласил новую футуристическую эстетику, базирующуюся на воспевании риска, дерзости, неукротимой энергии, смелости, отваги, бунта, решительного напора, - иными словами, всех тех качеств, которыми должен обладать "человек длинной воли". Война была провозглашена единственной очистительной силой - "гигиеной мира". Пропагандируемый милитаризм был для Маринетти отнюдь не бравадой, - весной 1909 года он дрался на дуэли, отстаивая свое писательское реноме.
С первых дней своего провозглашения итальянский футуризм не ограничивался исключительно сферой искусства, создав целостное, всеоб'емлющее мировоззрение. Практически сразу увидел свет "Первый политический Манифест футуризма", а Маринетти помимо литературной деятельности активно сотрудничал в анархистском журнале "Разрушение". В 1911-1912 гг. он в качестве военного корреспондента принимает участие в итало-ливийской войне, в октябре 1913 - в болгаро-турецком конфликте. В августе 1914, после начала Первой Мировой войны, Маринетти записывается добровольцем в Ломбардийский батальон циклистов и ведет пропаганду за вступление Италии в войну, придав для этих целей футуристическому журналу "Лачерба" политическую направленность. "Дирекция футуристического движения" в Милане постепенно превратилась в боевой штаб. В сентябре ею были организованы манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что Маринетти был арестован и посажен в тюрьму. Но в мае 1915 года Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти, вместе с другими футуристами добровольцем уходит на фронт. Вплоть до 1918 года футуристы на практике доказывали свою приверженность Эстетике Воинственного, призывая к разрушению не из уютных кабинетов, а на поле боя. Итоги таковы: Боччони погиб на военных учениях, Сант-Элиа погиб в бою, Руссоло был тяжело ранен, Маринетти - ранен и награжден медалью как командир броневика за битвы Витторио-Венета.
После Первой Мировой войны органически назрела необходимость организационного оформления политического крыла футуризма. Была создана политическая партия футуристов во главе с Маринетти и издан соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: "Футуристическая политическая партия, которую мы сейчас основываем... будет совершенно обособленной от футуристического движения. Это последнее будет продолжать свое дело омоложения и укрепления итальянского гения. (...) Футуристическая политическая партия, напротив, понимает насущные потребности и точно отражает самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве". Органом политической партии футуристов стала газета "Футуристический Рим", основанная Маринетги, Сетгимелли и Карли. В этот период Маринетти начинает выступать с радикально-националистических позиций, а в 1919 году вступает в фашистскую партию. "Наша футуристическая революционность обожает Италию и жаждет возродить ее во что бы то ни стало, очистить ее, сделать более интеллигентной и преуспевающей", - говорил он еще в сентябре 1918 года. Стоит заметить, что ранний итальянский фашизм многим обязан двум национальным литературным гениям того времени - Маринетти и Д'Аннунцио, причем не только в сфере формирования идеологии и лозунгов, но и в области "прямого действия": Маринетти играл большую роль в формировании фашистских боевых групп, лично участвовал в разгоне демонстраций и нападении на редакцию газеты "Аванти", "желая утвердить абсолютное право четырех миллионов солдат на управление новой Италией". Добровольцы во главе с Габриэле Д'Аннунцио в сентябре 1919 года заняли город Фиуме и устроили в нем великолепный футуристический вечер. В ноябре 1919 года, на парламентских выборах имена Маринетти и Муссолини стояли рядом в избирательных бюллетенях, однако на выборах фашисты не прошли, а Маринетти был арестован по обвинению в посягательстве на безопасность государства.
Однако, уже в мае 1920 года Маринетти и группа соратников-футуристов совершают очередную авангардистскую провокацию: протестуя против компромиссов Муссолини с клерикальными и монархическими кругами они выходят из состава фашистской партии. Вместе с тем, Маринетти до конца дней остается "беспартийным фашистом". В 1922 году, после прихода Муссолини к власти, он посвящает министру-президенту восторженную статью: "Итальянская Империя - в кулаке лучшего, наиспособнейшего итальянца!" "Минимальная граница возраста для депутатов должна быть понижена до 22-х лет. Минимум депутатов из адвокатов (всегда оппортунистов) и минимум депутатов из профессоров (всегда ретроградов)... Вместо парламента из некомпетентных ораторов и ученых инвалидов мы будем иметь правительство синдикатов земледельческих, промышленных и рабочих" - таким вождь футуристов хотел видеть новое правительство. 18 марта 1929 года Муссолини ввел Филиппо Томмазо Маринетти в состав Итальянской Академии наук. Злопыхатели поспешили заявить, что "возмутитель спокойствия умер", однако вскоре, будучи приглашенным в Будапешт на академическую конференцию, Маринетти вместо ожидаемого доклада прочел свою новую поэму "Обыденная жизнь одного фокстерьера". 54-х летний академик лаял, визжал и кусался. В апогее, подражая собаке, он задрал ногу у стены. Почтенные профессора были в шоке...
Ярый ниспровергатель Маринетти до конца остался верен своему главному принципу - "с вершины мира бросать вызов звездам". Он всегда видел выход из тупика искусства в футуризме, а из общественного тупика - в фашизме. И если вы услышите когда-нибудь о ночном футуристическом шабаше в городе Асбесте Свердловской области, устроенной экзальтированным старичком, - не удивляйтесь - это МАРИНЕТТИ...
Даже несмотря на то, что на Монументальном кладбище Милана существует его могила и дата кончины гласит - 2 декабря 1944 года.
ГОВОРИТ МАРИНЕТТИ:
Огорошивать публику всякими приятными ударами.
Вызывать в публике целый ряд забавных идей и чувств, подобно тому, как сильный удар по воде вызывает концентрические круги, пробуждает эхо, которое в свою очередь пробуждает другое эхо.
Вызывать в публике слова и жесты, никем не предвиденные, стремиться к тому, чтобы каждый сюрприз на сцене порождал другие сюрпризы в театре и в ложах, во всем городе, завтра, послезавтра, очень долго..."
"Умственная гигиена - развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян".
"В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. В музыке искать гармонию шумов. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса".
"Я горячо люблю молодежь, ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы".

Олег Тюлькин
Размещено в Без категории
Просмотров 3246 Комментарии 0




Часовой пояс GMT +3, время: 03:31.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot