Русский живописец - Василий Иванович Суриков
Василий Иванович Суриков - 12 (24) января 1848, Красноярск — 6 (19) марта 1916, Москва — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств.
Детство и юность
Российский художник Василий Суриков родился в Красноярске в семье из казачьего сословия. Иван Васильевич Суриков, отец художника, трудился коллежским секретарем, а мать, Прасковья Федоровна Торгошина, занималась домом и детьми.
Когда Сурикову исполнилось 8 лет, семья переехала в село Сухой Бузим Красноярского края — отца перевели туда на службу в акцизное управление. Там мальчик окончил два класса приходской школы при Всехсвятской церкви. В 1858-м Василий поступил в уездное училище в Красноярске, где жил во время учебы в семье тети.
Через год из-за туберкулеза скончался отец, и мать, забрав детей, вернулась в Красноярск. Семья жила, сдавая второй этаж в аренду для получения дохода.
Любовь к живописи у Сурикова проявилась в раннем детстве. Еще в красноярском уездном училище подросток начал брать уроки у учителя рисования Николая Гребнева. Первую осознанную картину художник написал в 1862 году. Это была работа, созданная акварелью, Подросток назвал полотно "Плоты на Енисее".
Завершив обучение в уездном училище, молодой человек пошел на службу в губернское управление. Василию досталась работа писца. Дальнейшая учеба оказалась не по карману семейству Суриковых, которые после смерти отца жили более чем скромно.
Покорение Сибири Ермаком
Но талант пробил себе дорогу: рисунки художника увидел енисейский губернатор Павел Замятнин. Благодаря стараниям чиновника у талантливого автора появился меценат, красноярский золотопромышленник Петр Кузнецов, который заплатил за обучение Сурикова в Академии художеств. Первая попытка поступления в учебное заведение провалилась, но Василий не отчаивался. Он прошел курс обучения в санкт-петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников.
Взятие снежного городка
Осенью 1869 года, вновь сдав экзамены в Академию художеств, молодой человек стал вольнослушателем. Еще год потребовался, чтобы талантливого парня перевели в основную группу. Суриков стал старательным учеником Павла Чистякова. За 6 лет учебы молодого человека награждали медалями и денежными премиями. Василий много работал над композицией, из-за этого студенты прозвали его Композитором.
Живопись
Творческая биография художника началась с работы "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге". Картина была написана в 1870 году, а после выкуплена его красноярским меценатом. Первый вариант полотна сейчас располагается в Красноярском государственном художественном музее, которому присвоено имя Василия Ивановича.
Памятник Петру I
Через 4 года Суриков отправился в гости к Кузнецову на золотые прииски, находящиеся в Хакасии. Благодаря смене обстановки родилась картина "Милосердный самаритянин". Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль.
Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. Но за основу подобные картины брал регулярно. В числе произведений живописца значатся графические портреты московского гитариста Федора Пелецкого. Один из рисунков представлен на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее. Суриков признавался, что увлечение музыкой, в частности оперой, помогало в творчестве. Более того, художник обучался у Пелецкого игре на гитаре.
В
Императрица Анна Иоановна в Петергофском Темле стреляет оленей
1875-м талантливый красноярец завершил обучение в Академии художеств, получив звание классного художника первой степени. В том же году была начата работа над "Утром стрелецкой казни" — полотно Василий Иванович писал на протяжении 3 лет. Эта картина стала пропуском в мир большой живописи. Итогом многолетнего труда стало членство в Товариществе передвижных художественных выставок.
Царевна
Ради дальнейшего развития Суриков намеревался поехать в зарубежное путешествие. Но отсутствие денег не позволяло художнику мгновенно отправиться в путь. Чтобы решить материальные проблемы, Василий Иванович продал Павлу Третьякову картину "Меншиков в Березове". Благодаря этому автор посетил Италию, Германию, Францию и Австрию, воочию рассмотрел полотна признанных мастеров, размещенные в Лувре и Дрезденской галерее.
В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной "Боярыня Морозова". Любовь к композиции привела к тому, что каждая работа начиналась с эскиза. Иногда Василию Ивановичу требовалось несколько лет для создания идеальной зарисовки. Только после этого мастер переносил ее на полотно.
Фрагмент картины "Переход Суворова через Альпы"
Личность боярыни захватила Сурикова после рассказа тети, Ольги Дурандиной. Но работа долго не клеилась из-за отсутствия требуемого типажа. Модель для образа Морозовой Василий Иванович нашел в еще одной тете — Авдотье Торгошиной, а ее муж изображен на картине в образе одного из стрельцов.
Первыми рассмотреть "Боярыню Морозову" смогли посетители XV Передвижной выставки, которая проходила в 1887 году. Сразу же после этого Суриков перебрался на лето в Красноярск.
Флоренция. Прогулка, жена и дети
Жанр портрета не увлекал Сурикова, но в 1887 году в сознании творца случился переворот. Мужчина запечатлел на полотне мать, позже появился "Мой брат". После смерти супруги в 1888 году Василий Иванович с детьми отправился на несколько месяцев в родной Красноярск, где написал "Взятие снежного городка".
Портрет молодой женщины
Живописец переносил на полотна случаи из жизни. Так случилось и с этой работой. На картине представлена одноименная игра. Идея создания принадлежит младшему брату, которого Василий Иванович изобразил стоящим в кошеве. Позже эксперты оценили работу и наградили полотно именной медалью. Это событие произошло на международной выставке в Париже.
Портрет Емельяновой
Во время очередной поездки на золотые прииски Кузнецова в Хакасии в 1890-м Василий Иванович знакомился с бытом вогулов, хакасов, остяков. Изучение жизни коренных народов привело к созданию картины "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем". Работа была кропотливой, завершилась в 1895 году. Таким образом, Суриков трудился над полотном в Сибири, на реке Оби и на Дону.
Посещение царевной женского монастыря
По возвращении в Красноярск у художника возникла идея написания "Перехода Суворова через Альпы". Образ военачальника Василий Иванович писал с отставного казачьего офицера Федора Спиридонова. Законченную картину действительный член петербургской Академии художеств представил к вековому юбилею итальянского похода Александра Суворова. Полотно демонстрировали в Москве и Санкт-Петербурге, а потом оно отправилось в императорскую коллекцию.
Церковь в селе Дьяково
В этюдах, предшествовавших созданию "Степана Разина", нашли отражение события в жизни художника. На первом эскизе картины, датируемом 1887 годом, вместе со Степаном Разиным изображена персидская княжна, моделью для которой стала супруга Василия Ивановича. После ее смерти женская фигура исчезла из композиции, от флотилии судов остался один челн, а сам атаман погрузился в грустные раздумья — эмоциональный настрой полотна разительно поменялся. Картина была продана еще в 1907-м, но Суриков завершил работу только в 1910 году.
Собор Марка в Венеции
В это время в работе у мастера находились еще несколько картин. В 1901 году Василий Иванович познакомился с Красноярским бунтом, в котором участвовали его предки. Вдохновившись этим периодом, творец создал полотно "Красноярский бунт 1865 года". В 1907-м Сурикова включили в Союз русских художников, но в то же время он покинул Товарищество передвижников.
Утро стрелецкой казни
После знакомства с "Домашним бытом русских цариц XVI–XVII веков" российского историка Ивана Забелина в голове у Сурикова возникла идея создания картины "Посещение царевной женского монастыря". Вдохновлялся Василий Иванович для этого образами собственных внучек.
В академических кругах творчество Василия Ивановича вызывало резкую критику. Мастера не понимали "скученности" композиции, размазанных лиц на полотнах. Но среди экспертов были люди, оценившие художественные замыслы Сурикова. Современные творцы могут изучать картины художника по фото и оригиналам.
Портрет Е.В. Суриковой
Личная жизнь
Встреча Василия Сурикова с его будущей супругой Елизаветой Августовной Шаре состоялась в католическом костеле — молодой живописец зашел в храм на звуки органа и встретил любовь всей своей жизни.
Казаки в лодке
19-летняя Елизавета Августовна, или, как ее называли близкие, Лиля, была из русско-французской семьи. Ее отец, француз Огюст Шаре, женился на Марии, дочери декабриста Петра Свистунова, переехал на родину жены и стал православным. Но детям пара привила французские манеры, так что у девушки даже был небольшой акцент.
Дочка Сурикова
25 января 1878 года молодые люди обвенчались. Художник не сообщил матери об изменениях в личной жизни, опасаясь, что казачка не одобрит невесту-француженку. Знакомство Елизаветы Августовны с родней мужа состоялось уже после рождения детей. В первый год брака у супругов родилась дочь Ольга, а через два года — Елена. Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.
Енисей у Красноярска
Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал могилу супруги на кладбище, забросил творчество. Но у мужчины были маленькие дочери, которых нужно было содержать. Через 2 года после смерти жены художник взял в руки кисти и написал "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом", где в образе болящего воплотил самого себя. Оставшись вдовцом в 40 лет, Василий Иванович больше не женился, посвятив себя детям.
Дочь Ольга подарила отцу внучку Наталью Кончаловскую, которая стала матерью двух известных в современной России людей: кинорежиссера и сценариста Андрея Кончаловского и режиссера Никиты Михалкова.
Переход Суворова через Альпы. Фрагмент
Смерть
Здоровье Василия Ивановича в конце жизненного пути оставляло желать лучшего. Несмотря на это, художник в 1910-м отправился с зятем, художником Петром Кончаловским, в Испанию для поиска творческого вдохновения. В это же время в Красноярске распахнула двери рисовальная школа. Состояние Сурикова оставалось плохим, но художник летом 1914-го уехал на родину для создания пейзажей.
Портрет жены Сурикова
Через год из-за ухудшения самочувствия Василий Иванович поехал в Крым на лечение, но уже в марте 1916-го творческие круги облетела новость о смерти художника, причиной которой стала ишемическая болезнь сердца. Могила живописца находится рядом с местом захоронения супруги на Ваганьковском кладбище.
Меньшиков в Березовке
Память
На малой родине талантливому земляку установили памятники. Имя художника носят не только улицы и образовательные заведения в городах России и Казахстана, но и танкер, теплоход и даже кратер на Меркурии. В память о Василии Сурикове в 1959 году сняли историко-биографический фильм.
Памятник Василию Сурикову
Источник: https://24smi.org/celebrity/4709-vasilii-surikov.html
Ссылка на оригинал