Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Про искусство

Оценить эту запись

Колоссы Мемнона

Запись от Про искусство размещена 04.12.2022 в 20:36

Больше трех тысячелетий колоссы Мемнона безмолвно восседают на своих каменных постаментах. Они охраняют вход в некогда величественный погребальный храм великого фараона Древнего Египта Аменхотепа III.

4878453_egi_475k (700x524, 73Kb)

Статуи – это он сам. Правитель на троне, лик обращен к Востоку, навстречу солнцу, а руки смиренно сложены на коленях. Девятый фараон Аменхотеп III (ок. XIV столетия до н. э.) почитал египетских богов и обожествлял себя. Возможно, именно поэтому большинство сохранившихся статуй относятся к периоду его правления.

4878453_egi_476 (700x525, 235Kb)

Размеры статуй просто невероятные! Они возвышаются над окружающим ландшафтом на высоту девятиэтажного дома.

Огромные фигуры сделаны из блоков кварцитного песчаника, которые были добыты из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре, неподалеку от современного Каира, и транспортированы на 670 км по земле, а не по водам Нила (они были слишком тяжелы для переправки вверх по реке).

4878453_egi_473 (700x525, 227Kb)

С легкой руки греческих путешественников, колоссы назвали в честь эфиопского царя Мемнона. Хотя отношения к нему они абсолютно никакого не имеют. Скорее всего, сыграл свою роль языковой барьер. "Менну" – так называли в Древнем Египте любую статую фараона. Царь Эфиопии Мемнон был героем Троянской войны, он повел свои войска из Африки в Малую Азию, чтобы помочь защитить осажденный город, но в конечном счете был убит Ахиллом. Имя "Мемнон" означает "Правитель утренней зари".

4878453_yegi795a (700x522, 152Kb)

Ко времени царствования Аменхотепа III относится период расцвета Египта. При нем были установлены дипломатические отношения с Вавилоном, Сирией-Палестиной, могущественным царством Митанни. Фараон женился на дочери вавилонского царя, а двор египетского правителя потрясал своей роскошью. Помимо Погребального храма в его царствование было сооружено немало великолепных строений. Мумия Аменхотепа III была обнаружена в 1898 году в одном из тайников Долины Царей.

4878453_yegi774 (565x688, 161Kb)

Сегодня у колоссов Мемнона разрушены лица. Они все покрыты сколами и трещинами, очень сложно узнать облик фараона.

4878453_yegi772 (700x520, 137Kb)

А вот как статуи-близнецы выглядели раньше. Они предваряли вход в массивный мемориальный храм Аменхотепа. Фараон построил он его еще при жизни. На тот момент это был самый величественный и богатый храмовый комплекс во всем Древнем Египте. По свидетельствам современников, величие и роскошь храмового комплекса не имела себе равных в древнем Египте. Длина храма Аменхотепа была около 500 метров, а ширина более 300 метров. Площадь храма составляла 35 гектаров.

4878453_yegi773 (463x700, 288Kb)

Только благодаря этим колоссам и тем немногим каменным обломкам, что остались от храма Аменхотепа, ученые могут составить представление обо всем размахе строительства при этом правителе. К великому сожалению, храм не дожил до современности, а статуи достались потомкам в ужасном состоянии – воды Нила не пощадили их, а сильное землетрясение лишь дополнило их работу.

4878453_yegi779 (579x700, 323Kb)

Еще совсем недавно территория храма была занесена илом и песком. И трудно было представить, что под вековыми заносами находятся бесценные находки. Сейчас работы по спасению храма Аменхотепа III идут полным ходом. Найдено более 150 статуй. Большинство собраны по кускам, но в 2003 году случайно наткнулись на почти нетронутую статую царицы Тии из желтого кварцита. В 2014 откопали и соединили все части 15-метровых колоссов, стоявших ранее у второго пилона. Кое-что растащили за тысячелетия последующие фараоны, но если храм удастся восстановить хотя бы наполовину, это будет "круче" египетских пирамид.

4878453_yegi775 (700x469, 54Kb)

У ног фараона высечены фигуры матери, царицы Мутемуйи, и главной жены Тии. Раньше статуи были расписаны, но время стерло все следы и почти полностью уничтожило лица фигур.

4878453_lyk410datti (697x535, 105Kb)

Храм специально был построен рядом с Нилом. Чтобы подчеркнуть его величие, предполагалось затопление двора во время наводнений, и храм тогда как бы уподоблялся суше, сотворенной в начале всех начал. Однако не все удалось предусмотреть. Фундамент оказался ненадежен и колонны, стоявшие прямо на грунте, под собственной тяжестью стали проседать, в конце-концов обрушились, чем обрекли весь храм на гибель. В 27 году до н.э. землетрясение полностью разрушило храм. Уцелели только Колоссы Мемнона.

Фараоны следующей XIX династии вооружились принципом "не пропадать же добру" и организовали из храма Аменхотепа III большую каменоломню. Но Колоссы не тронули. Не стоит думать, что последующие фараоны оставили статуи из-за глубокого уважения к предшественнику, причина в другом – Колоссы были сделаны из цельных глыб известняка, их нужно было распиливать на части.

4878453_yegi781 (700x478, 78Kb)

Информация к размышлению. На рубеже III тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок. Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов – гранита, диорита, обсидиана, кварца… Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария.

Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают…

4878453_yegi782 (700x478, 65Kb)

Колоссы Мемнона сделаны из сверхпрочного кварцита, их высота достигает 18 метров, а вес каждой статуи составляет 750 тонн. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн! Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.

4878453_yegi785 (580x645, 95Kb)

Северная статуя пострадала сильнее. Расколовшись, она получила репутацию "поющей". Каждое утро на рассвете: легкий стон или посвистывание, возможно, были вызваны повышающейся температурой и испарением влаги внутри пористого камня. Тон издаваемого статуей звука во всем античном мире считался эталонным для настройки музыкальных инструментов.

4878453_yegi786 (532x660, 90Kb)

Легенды о колоссах распространились по всему миру, и к ним потянулись путешественники, чтобы восхититься изваяниями. Загадочные звуковые эффекты статуй прекратились в 199 году, когда римский император Септимий Север в попытке ублажить оракула приказал собрать треснувшие части.

4878453_yegi784k (700x466, 75Kb)

Былое величие статуй не померкло. Даже сейчас туристы созерцают Колоссы Мемнона, открыв рот от восторга. Никто не в силах осознать всю глубину знаний и силы древних.



Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 375 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 










Часовой пояс GMT +3, время: 18:16.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2023, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot