Образование в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.
Первые школы появились еще в период Древнего царства. Как правило, простые люди нигде не обучались, а вот к образованию будущих врачей, архитекторов, строителей и чиновников подходили очень серьезно.
Школы в Древнем Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них Детей с 5 лет. Сначала ученик должен был научиться красиво и правильно писать, читать, затем – составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующую стилистику.
Чтобы научиться читать, ученику следовало запомнить свыше 700 иероглифов, иметь представление об отличиях между беглым, упрощенным и классическими способами написания иероглифов. Не меньшего труда стоило научиться писать.
Вот что говорил жрец своему ученику в этой связи: "Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью". В итоге своих занятий ученик должен был овладеть двумя стилями письма: деловым – для светских нужд, а также уставным, на котором писали религиозные тексты.
Сначала писали на глиняных черепках, коже и костях животных. В дальнейшем основным материалом для письма стал папирус. У писцов и их учеников имелся своеобразный письменный прибор: чашка с водой, деревянная дощечка с углублениями для черной краски из сажи и красной краски из охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Новый абзац начинали красной (отсюда появилось выражение "красная строка"). Красной краской пользовались для выделения отдельных фраз и обозначения пунктуации. В зависимости от предмета пластинки были разграфлены в линейку или в клетку. Когда ученик овладевал письмом, ему разрешалось писать на узком свитке папируса.
Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока.
На первоначальной стадии обучали прежде всего технике изображения иероглифов, не уделяя внимания усвоению содержания текста, на продвинутом этапе школьников обучали литературному языку.
В школах Древнего Египта занятия шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический школьный режим беспощадно карались. Чтобы достичь успехов в учении, школьники должны были пожертвовать мирскими радостями.
Вот что говорится в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика: "Вставай на твое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Пиши твоей рукой, читай твоим ртом, спрашивай совета того, кто знает больше тебя".
На ученика древнеегипетской школы постоянно сыпались удары. Физические наказания считались естественными и необходимыми. Девизом школы были слова, записанные в одном из древних папирусов: "Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал".
В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного воспитания и обучения. Отношения между женщиной и мужчиной в семье строились на равноправной основе, поэтому и девочкам, и мальчикам в этих условиях уделялось равное внимание.
Одновременно школа сообщала и математические знания, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических исчислений, которые использовались при прогнозировании разливов Нила и т. п.
Математика – наука, получившая в Древнем Египте наибольшее развитие. Счет, десятичная система, работа с огромными числами, основные арифметические действия, измерение площадей и объемов, простые дроби и уравнения – всеми этими математическими понятиями оперировали египтяне много тысяч лет назад.
Вот как записывалось число 2934.
Еще сложнее нам разобраться и "их" дробями.
Учеников обучали, как измерить площадь, вычислить объем. Нередко обучали и географии в сочетании с геометрией. В этом случае ученик должен был уметь, например, начертить план местности.
В отдельных школах обучали астрономии, медицине, языкам других народов. Египтяне были сильны в астрономии – они определяли многие созвездия, составляли астрономические карты.
Обучение в Древнем Египте имело целью подготовку к профессии в зависимости от видов деятельности, которой занималась семья. Семья была первичной ячейкой такого обучения. Жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своей профессии. Отцы-ремесленники при этом использовали различные игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Вне такого строго специального по направленности обучения было военное дело. Людей, предназначенных для военной службы, учили владеть оружием, выполнять различные физические упражнения, развивавшие силу, выносливость, ловкость.
Ссылка на оригинал