Карнакский храм. Часть 5.
Во многих египетских храмах были Священные озера, в Карнаке – крупнейшее из них. Оно находится с южной стороны Карнакского комплекса. Прямоугольный бассейн размером 120 на 77 метров. Уровень озера поддерживается исключительно за счет грунтовых вод.
В озере плавали гуси. У древних египтян они считались символом первобытных вод, из которых возникла жизнь. Гуси жили рядом с водоемом в небольшом помещении. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов.
Озеро использовалось для проведения праздников – по нему божества должны были плыть на своей золотой барже. К пристани причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов.
Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников. Путь священной ладьи лежал через залитые солнцем дворы храма.
На берегу озера на постаменте стоит огромный гранитный жук-скарабей, символ утреннего Солнца. Божественный жук был воплощением возрождения. Древние египтяне были уверены, что движение скарабея с шариком навоза с востока на запад символизирует рождение и движение Солнца на небосводе.
Старинное сказание гласит, что если обойти кругом каменного скарабея, коснувшись его рукой, то исполнится любое загаданное желание. Девушка, желающая выйти замуж, должна обойти вокруг памятника 3 раза. Пара, которая хочет ребенка – 9 раз. Для всех остальных желаний установлена "норма" в 7 кругов. А если при этом человек еще возьмет щепотку песка с берега Священного водоема, то он получит удачу во всем.
На лицевой стороне постамента изображен фараон на коленях перед Атумом, который держит в руке пальмовый лист с зарубками лет и протягивает властителю символы жизни и стабильности.
Вокруг озера находились склады, где хранились сокровища храма и различные подношения.
Полуразвалившиеся стены представляют собой своеобразный лабиринт. По территории комплекса разложено множество каменных блоков, которые ждут своего часа, чтобы вернуться на место.
Нас обступают испещренные загадочными иероглифами стены, которые были собраны археологами по фрагментам.
Они покрыты рельефными изображениями битв и богов, а также высеченными летописями о событиях эпохи Нового царства.
Надписи повествуют о воинской доблести фараонов, о войнах с неприятелями, о покоренных народах и захваченных трофеях.
На стенах храмов и дворцов изображались победы царя над иноземными врагами. Есть сцены, как с благословения бога фараон наказывает их.
На изображениях можно увидеть огромное мощное войско фараона, которое побеждает своих врагов, мелких человечков, которые валяются под колесницей и просят пощады у фараона.
Может быть стоит остановиться подробнее на всех этих изображениях. Тогда придется подготовить отдельный пост.
Фрески и рельефы, колонны и обелиски, монументы и статуи – вот оно все, живое, рядом. Можно потрогать и прислониться к находящемуся здесь уже несколько тысячелетий памятнику Древнего Египта.
Описывать величие и красоту бессмысленно, это нужно хоть один раз самим увидеть в жизни!
Как при строительстве новых храмов, так и во время изменения старых египетские правители зачастую использовали творения предыдущих фараонов в качестве удобного источника строительного камня.
В помещениях в разные периоды истории размещались святилища и часовни, обелиски и пилоны.
Карнакский храм Амона не зря называют "каменным архивом", поскольку на его стенах запечатлена многовековая история Египта. Снаружи храм окружала массивная стена.
Основной особенностью египетской архитектуры является монументальный и величественный облик ее сооружений.
Это достигалось применением ряда неизменно повторяющихся, освященных религиозной традицией архитектурных приемов.
К ним относятся: огромные абсолютные размеры сооружений, статичность форм, стремление к их обобщению, симметричность решений, монолитность объемов.
В Египте прежде всего поражают зрителя величина, формат и колоссальное количество употребленного на нее материала.
Помимо имевшихся в храмовом дворе статуй фараонов здесь разрешалось устанавливать свои скульптурные изображения и некоторым частным лицам. Считалось, что так душа умершего египтянина могла находиться в постоянной близости к богам.
С течением времени частных статуй могло накопиться так много, что жрецам приходилось устраивать их "захоронения" прямо во внутреннем дворе храма. Так они технически продолжали оставаться в пределах "дома бога", и одновременно освобождалось место для новых скульптур.
В 1903 году здесь найдено такое захоронение. В нем оказалось более 900 каменных статуй и статуэток, относящихся к периоду от времен правления XX династии до эпохи Птолемеев.
Почти все фотографии собственные. Текст взят из многочисленных источников.
Ссылка на оригинал