Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Про искусство

Оценить эту запись

«Медленная музыка. Рояль и оркестр»

Запись от Про искусство размещена 28.04.2022 в 12:42

Из вереницы популярных классических произведений одни только медленные части – как вам такая идея?
Не то же ли это самое, что создать портрет человека, рассказав лишь его сны?..
А собственно, почему нет, заметил бы на это старина Фрейд, и вместе с ним куча других знатоков человеческой природы.

Как строится симфония, соната, инструментальный концерт? Быстро – медленно – быстро. Медленная часть – это перерыв между быстрыми, чтобы слушатель успел отдохнуть, а потом помчался дальше. Принято чередовать быстрое с медленным, а иначе станет скучно. Но нам не будет скучно. И мы никуда не спешим. И это время, которое будет состоять только из медленных звуков, будет идти по-другому.

Мы окажемся в таком месте, где никто не торопится. Где музыка не становится отражением того, из чего состоит повседневная жизнь. Точнее, поверхность, видимость жизни. Давайте нажмем кнопку "пауза" и остановим эту видимость, чтобы расслышать то, что скрыто за ней. Чтобы светская музыка стала молитвой. Чтобы мы встретили самих себя.

1363855254 (700x488, 408Kb)
худ.Элиан Бергелин

Медленные части из концертов для фортепиано с оркестром
от эпохи барокко до наших дней


Adagio(тихо, медленно) и Andante(не спеша, спокойно) – целый музыкальный мир. При всей разнице композиторских стилей очевидно связывающее их единство смысла.


Adagio из 3-го фортепианного концерта Баха. Музыку столь прекрасную, что первой чувственной реакцией на нее становится сомнение.
А достоин ли ты ее? Чем человечество ее заслужило?
И.С.Бах
Концерт для клавира с оркестром № 3
ре мажор, BWV 1054: II. Adagio e piano sempre




* * * * *


Две музыкальные темы поочередно сменяют друг друга.
Кажется, что становишься свидетелем зарождения мира: вот перед тобой мрачная, но балансирующая бездна, вот большой катаклизм, а вот мир начинает эволюционировать и осваивается первое общение. Мягкое в начале общение постепенно нагнетается.
Л.В.Бетховен
Концерт для фортепиано с оркестром № 4
соль мажор, oр. 58: II. Andante con moto



... когда создавалась вторая часть концерта, он был вдохновлен античным сказанием об Орфее, который пением своим укрощает силы ада: гневные фурии пытались не допустить его в подземное царство, где томилась Эвридика — возлюбленная мифического певца. Возникали и другие программные ассоциации. Так или иначе, здесь почти зримо, наглядно представлены две противоборствующие воли и показано, как под натиском искренних, взволнованных чувств колеблются сковывающие их преграды.

* * * * *


Кружащий поток плавно переносит нас в Adagio Моцарта из 23-го концерта, где, несмотря на мягкую динамику на всем протяжении, рояль начинает звучать необычно широкими скачками.
В.А.Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром № 23
ля мажор, К. 488:
II. Adagio



Вдохновенная сицилиана, благодаря которой этот концерт уже третье столетьe — самый популярный из всех 27 фортепианных концертов Моцарта.

* * * * *


Мягкое и успокаивающее Adagio сменяется на Romance из 20-го концерта Моцарта.



Музыка, обреченная всегда оставаться чистой. Неподвластной налету времени. Лирическая, страстная, нежная и романтичная мелодия рисует картину мира и гармонии. Гармонии, как между то и дело растворяющимися друг в друге роялем и оркестром, так и внутри каждого в зале.
Постепенно прозрачная мелодия улетучивается, и тебя охватывает шторм. Звучит бурная, взволнованная и за счет своей замедленности церемониально зловещая музыка. В этот момент у тебя рвется последняя связь с окружающим миром.

* * * * *


А медленная третья часть следующего концерта открывается и заканчивается соло виолончели.
Брамс
Концерт для фортепиано с оркестром № 2
си-бемоль мажор, op. 83:
III. Andante




* * * * *


В 2004 году слушатели BBC назвали Адажио для струнных Сэмюэла Барбера «Одним из самых печальных произведений классической музыки».
Сэмюэль Барбер
Адажио для струнного оркестра
си-бемоль минор, op. 11



Наиболее известное музыкальное произведение Сэмюэля Барбера, написанное им в 1936 году и впервые исполненное 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке Симфоническим оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини в прямом эфире радиовещания.
... одно из немногих американских произведений, которые транслировались по радио Советского Союза во времена холодной войны.

* * * * *


А это Равель. Его широта дыхания и глубина лирического чувства выражены очень сдержанно.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1
соль мажор, M. 83: II. Adagio assai



И от этого воздействуют только сильнее. Экономия средств и взвешенно написанная партитура. Театрализация имеет все меньше значения. Когда вступают солирующие фразы духовых, оттеняющие звучность рояля, понимаешь, что вот она — кульминация.

* * * * *


Вступает Adagio Грига...
Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 16:
II. Адажио



Структурно несложное, оно начинается интроспективно, с приглушенными струнами. Рояль же начинает размышлять напыщенно, пока угловатая основная тема не разрушает все настроение этого произведения на элементы. Вакуум лопается. И когда к финалу восстанавливается спокойствие, ты понимаешь, что отныне находишься в самом эпицентре «нигде».

* * * * *


Поэтическая, задумчиво–мечтательная медленная часть концерта - очень светлого, трепетного, в чем-то наивного.
Д.Д.Шостакович
Концерт для фортепиано с оркестром № 2
фа мажор, oр. 102:
II. Andante con moto




* * * * *


Едва ты подумал, что музыка унесла тебя из сегодняшнего в вечное, как нет.
Й. Гайдн начинает кружить тебя в своем знаменитом рондо.
Концерт ре мажор – Un poco adagio



«Нигде» не знает категории времени. Человек из «сегодня» вдруг вступает в диалог с, казалось бы, неохватным «всегда».

* * * * *


И, вновь, И. С. Бах.
Созерцательная лирика, не лишенная величественного оттенка.
Концерт №7 соль минор (BWV 1058) – Andante



Основная тема звучит то светло и нежно, то, напротив, затаённо, скорбно.

* * * * *


Это музыкальное воплощение остановки, размышления, разговора по душам...

https://zen.yandex.ru/media/inner_emigrant/i-pust-...riade-5c0cbc6ec820e600ad7a193f
https://musicseasons.org/kurentzis-batagov-tonko-eshhe-tonshe-ne-porvetsya/
https://zaryadyehall.com/afisha/zaradys/medlennaya...polina-osetinskaya-fortepiano/
https://zaryadyehall.com/afisha/klassika/orkestr-musicaeterna/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Клавирные_концерты_И...ркестром_(соль_минор)_BWV_1058


Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 1906 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 




Часовой пояс GMT +3, время: 14:18.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot