«Медленная музыка. Рояль и оркестр»
Запись от Про искусство размещена 28.04.2022 в 12:42
Из вереницы популярных классических произведений одни только медленные части – как вам такая идея?
Не то же ли это самое, что создать портрет человека, рассказав лишь его сны?..
А собственно, почему нет, заметил бы на это старина Фрейд, и вместе с ним куча других знатоков человеческой природы.
Как строится симфония, соната, инструментальный концерт? Быстро – медленно – быстро. Медленная часть – это перерыв между быстрыми, чтобы слушатель успел отдохнуть, а потом помчался дальше. Принято чередовать быстрое с медленным, а иначе станет скучно. Но нам не будет скучно. И мы никуда не спешим. И это время, которое будет состоять только из медленных звуков, будет идти по-другому.
Мы окажемся в таком месте, где никто не торопится. Где музыка не становится отражением того, из чего состоит повседневная жизнь. Точнее, поверхность, видимость жизни. Давайте нажмем кнопку "пауза" и остановим эту видимость, чтобы расслышать то, что скрыто за ней. Чтобы светская музыка стала молитвой. Чтобы мы встретили самих себя.
худ.Элиан Бергелин
Медленные части из концертов для фортепиано с оркестром
от эпохи барокко до наших дней
Adagio(тихо, медленно) и Andante(не спеша, спокойно) – целый музыкальный мир. При всей разнице композиторских стилей очевидно связывающее их единство смысла.
Adagio из 3-го фортепианного концерта Баха. Музыку столь прекрасную, что первой чувственной реакцией на нее становится сомнение.
А достоин ли ты ее? Чем человечество ее заслужило?
И.С.Бах
Концерт для клавира с оркестром № 3
ре мажор, BWV 1054: II. Adagio e piano sempre
* * * * *
Две музыкальные темы поочередно сменяют друг друга.
Кажется, что становишься свидетелем зарождения мира: вот перед тобой мрачная, но балансирующая бездна, вот большой катаклизм, а вот мир начинает эволюционировать и осваивается первое общение. Мягкое в начале общение постепенно нагнетается.
Л.В.Бетховен
Концерт для фортепиано с оркестром № 4
соль мажор, oр. 58: II. Andante con moto
... когда создавалась вторая часть концерта, он был вдохновлен античным сказанием об Орфее, который пением своим укрощает силы ада: гневные фурии пытались не допустить его в подземное царство, где томилась Эвридика — возлюбленная мифического певца. Возникали и другие программные ассоциации. Так или иначе, здесь почти зримо, наглядно представлены две противоборствующие воли и показано, как под натиском искренних, взволнованных чувств колеблются сковывающие их преграды.
* * * * *
Кружащий поток плавно переносит нас в Adagio Моцарта из 23-го концерта, где, несмотря на мягкую динамику на всем протяжении, рояль начинает звучать необычно широкими скачками.
В.А.Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром № 23
ля мажор, К. 488:
II. Adagio
Вдохновенная сицилиана, благодаря которой этот концерт уже третье столетьe — самый популярный из всех 27 фортепианных концертов Моцарта.
* * * * *
Мягкое и успокаивающее Adagio сменяется на Romance из 20-го концерта Моцарта.
Музыка, обреченная всегда оставаться чистой. Неподвластной налету времени. Лирическая, страстная, нежная и романтичная мелодия рисует картину мира и гармонии. Гармонии, как между то и дело растворяющимися друг в друге роялем и оркестром, так и внутри каждого в зале.
Постепенно прозрачная мелодия улетучивается, и тебя охватывает шторм. Звучит бурная, взволнованная и за счет своей замедленности церемониально зловещая музыка. В этот момент у тебя рвется последняя связь с окружающим миром.
* * * * *
А медленная третья часть следующего концерта открывается и заканчивается соло виолончели.
Брамс
Концерт для фортепиано с оркестром № 2
си-бемоль мажор, op. 83:
III. Andante
* * * * *
В 2004 году слушатели BBC назвали Адажио для струнных Сэмюэла Барбера «Одним из самых печальных произведений классической музыки».
Сэмюэль Барбер
Адажио для струнного оркестра
си-бемоль минор, op. 11
Наиболее известное музыкальное произведение Сэмюэля Барбера, написанное им в 1936 году и впервые исполненное 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке Симфоническим оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини в прямом эфире радиовещания.
... одно из немногих американских произведений, которые транслировались по радио Советского Союза во времена холодной войны.
* * * * *
А это Равель. Его широта дыхания и глубина лирического чувства выражены очень сдержанно.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1
соль мажор, M. 83: II. Adagio assai
И от этого воздействуют только сильнее. Экономия средств и взвешенно написанная партитура. Театрализация имеет все меньше значения. Когда вступают солирующие фразы духовых, оттеняющие звучность рояля, понимаешь, что вот она — кульминация.
* * * * *
Вступает Adagio Грига...
Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 16:
II. Адажио
Структурно несложное, оно начинается интроспективно, с приглушенными струнами. Рояль же начинает размышлять напыщенно, пока угловатая основная тема не разрушает все настроение этого произведения на элементы. Вакуум лопается. И когда к финалу восстанавливается спокойствие, ты понимаешь, что отныне находишься в самом эпицентре «нигде».
* * * * *
Поэтическая, задумчиво–мечтательная медленная часть концерта - очень светлого, трепетного, в чем-то наивного.
Д.Д.Шостакович
Концерт для фортепиано с оркестром № 2
фа мажор, oр. 102:
II. Andante con moto
* * * * *
Едва ты подумал, что музыка унесла тебя из сегодняшнего в вечное, как нет.
Й. Гайдн начинает кружить тебя в своем знаменитом рондо.
Концерт ре мажор – Un poco adagio
«Нигде» не знает категории времени. Человек из «сегодня» вдруг вступает в диалог с, казалось бы, неохватным «всегда».
* * * * *
И, вновь, И. С. Бах.
Созерцательная лирика, не лишенная величественного оттенка.
Концерт №7 соль минор (BWV 1058) – Andante
Основная тема звучит то светло и нежно, то, напротив, затаённо, скорбно.
* * * * *
Это музыкальное воплощение остановки, размышления, разговора по душам...
https://zen.yandex.ru/media/inner_emigrant/i-pust-...riade-5c0cbc6ec820e600ad7a193f
https://musicseasons.org/kurentzis-batagov-tonko-eshhe-tonshe-ne-porvetsya/
https://zaryadyehall.com/afisha/zaradys/medlennaya...polina-osetinskaya-fortepiano/
https://zaryadyehall.com/afisha/klassika/orkestr-musicaeterna/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Клавирные_концерты_И...ркестром_(соль_минор)_BWV_1058
Ссылка на оригинал
Не то же ли это самое, что создать портрет человека, рассказав лишь его сны?..
А собственно, почему нет, заметил бы на это старина Фрейд, и вместе с ним куча других знатоков человеческой природы.
Как строится симфония, соната, инструментальный концерт? Быстро – медленно – быстро. Медленная часть – это перерыв между быстрыми, чтобы слушатель успел отдохнуть, а потом помчался дальше. Принято чередовать быстрое с медленным, а иначе станет скучно. Но нам не будет скучно. И мы никуда не спешим. И это время, которое будет состоять только из медленных звуков, будет идти по-другому.
Мы окажемся в таком месте, где никто не торопится. Где музыка не становится отражением того, из чего состоит повседневная жизнь. Точнее, поверхность, видимость жизни. Давайте нажмем кнопку "пауза" и остановим эту видимость, чтобы расслышать то, что скрыто за ней. Чтобы светская музыка стала молитвой. Чтобы мы встретили самих себя.
худ.Элиан Бергелин
Медленные части из концертов для фортепиано с оркестром
от эпохи барокко до наших дней
Adagio(тихо, медленно) и Andante(не спеша, спокойно) – целый музыкальный мир. При всей разнице композиторских стилей очевидно связывающее их единство смысла.
Adagio из 3-го фортепианного концерта Баха. Музыку столь прекрасную, что первой чувственной реакцией на нее становится сомнение.
А достоин ли ты ее? Чем человечество ее заслужило?
Концерт для клавира с оркестром № 3
ре мажор, BWV 1054: II. Adagio e piano sempre
Две музыкальные темы поочередно сменяют друг друга.
Кажется, что становишься свидетелем зарождения мира: вот перед тобой мрачная, но балансирующая бездна, вот большой катаклизм, а вот мир начинает эволюционировать и осваивается первое общение. Мягкое в начале общение постепенно нагнетается.
Концерт для фортепиано с оркестром № 4
соль мажор, oр. 58: II. Andante con moto
... когда создавалась вторая часть концерта, он был вдохновлен античным сказанием об Орфее, который пением своим укрощает силы ада: гневные фурии пытались не допустить его в подземное царство, где томилась Эвридика — возлюбленная мифического певца. Возникали и другие программные ассоциации. Так или иначе, здесь почти зримо, наглядно представлены две противоборствующие воли и показано, как под натиском искренних, взволнованных чувств колеблются сковывающие их преграды.
Кружащий поток плавно переносит нас в Adagio Моцарта из 23-го концерта, где, несмотря на мягкую динамику на всем протяжении, рояль начинает звучать необычно широкими скачками.
Концерт для фортепиано с оркестром № 23
ля мажор, К. 488:
II. Adagio
Вдохновенная сицилиана, благодаря которой этот концерт уже третье столетьe — самый популярный из всех 27 фортепианных концертов Моцарта.
Мягкое и успокаивающее Adagio сменяется на Romance из 20-го концерта Моцарта.
Музыка, обреченная всегда оставаться чистой. Неподвластной налету времени. Лирическая, страстная, нежная и романтичная мелодия рисует картину мира и гармонии. Гармонии, как между то и дело растворяющимися друг в друге роялем и оркестром, так и внутри каждого в зале.
Постепенно прозрачная мелодия улетучивается, и тебя охватывает шторм. Звучит бурная, взволнованная и за счет своей замедленности церемониально зловещая музыка. В этот момент у тебя рвется последняя связь с окружающим миром.
А медленная третья часть следующего концерта открывается и заканчивается соло виолончели.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2
си-бемоль мажор, op. 83:
III. Andante
В 2004 году слушатели BBC назвали Адажио для струнных Сэмюэла Барбера «Одним из самых печальных произведений классической музыки».
Адажио для струнного оркестра
си-бемоль минор, op. 11
Наиболее известное музыкальное произведение Сэмюэля Барбера, написанное им в 1936 году и впервые исполненное 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке Симфоническим оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини в прямом эфире радиовещания.
... одно из немногих американских произведений, которые транслировались по радио Советского Союза во времена холодной войны.
А это Равель. Его широта дыхания и глубина лирического чувства выражены очень сдержанно.
соль мажор, M. 83: II. Adagio assai
И от этого воздействуют только сильнее. Экономия средств и взвешенно написанная партитура. Театрализация имеет все меньше значения. Когда вступают солирующие фразы духовых, оттеняющие звучность рояля, понимаешь, что вот она — кульминация.
Вступает Adagio Грига...
II. Адажио
Структурно несложное, оно начинается интроспективно, с приглушенными струнами. Рояль же начинает размышлять напыщенно, пока угловатая основная тема не разрушает все настроение этого произведения на элементы. Вакуум лопается. И когда к финалу восстанавливается спокойствие, ты понимаешь, что отныне находишься в самом эпицентре «нигде».
Поэтическая, задумчиво–мечтательная медленная часть концерта - очень светлого, трепетного, в чем-то наивного.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2
фа мажор, oр. 102:
II. Andante con moto
Едва ты подумал, что музыка унесла тебя из сегодняшнего в вечное, как нет.
Й. Гайдн начинает кружить тебя в своем знаменитом рондо.
«Нигде» не знает категории времени. Человек из «сегодня» вдруг вступает в диалог с, казалось бы, неохватным «всегда».
И, вновь, И. С. Бах.
Созерцательная лирика, не лишенная величественного оттенка.
Основная тема звучит то светло и нежно, то, напротив, затаённо, скорбно.
Это музыкальное воплощение остановки, размышления, разговора по душам...
https://zen.yandex.ru/media/inner_emigrant/i-pust-...riade-5c0cbc6ec820e600ad7a193f
https://musicseasons.org/kurentzis-batagov-tonko-eshhe-tonshe-ne-porvetsya/
https://zaryadyehall.com/afisha/zaradys/medlennaya...polina-osetinskaya-fortepiano/
https://zaryadyehall.com/afisha/klassika/orkestr-musicaeterna/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Клавирные_концерты_И...ркестром_(соль_минор)_BWV_1058
Ссылка на оригинал
Всего комментариев 0