Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Про искусство

Оценить эту запись

Юбилей Великой Седьмой

Запись от Про искусство размещена 05.03.2022 в 14:25

5 марта 2022 года — 80 лет со дня мировой премьеры одного из самых выдающихся сочинений XX столетия — Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича.



Седьмая «Ленинградская» симфония
Дмитрия Шостаковича

1.Allegretto


2.Moderato (poco allegretto)


3.Adagio – Largo – Moderato risoluto – Largo – Adagio


4.Allegro non troppo – Moderato



дирижер Е.Светланов



Это произошло на сцене Куйбышевского оперного театра. Симфонию исполнил оркестр находившегося в эвакуации в Куйбышеве Большого театра СССР.

За пультом был главный дирижер театра Самуил Самосуд. Шостакович, также находившийся в это время в Куйбышеве, закончил начатое в Ленинграде сочинение симфонии 27 декабря 1941 года.

Сегодня об этом историческом событии известно буквально всё. Восстановлены и описаны, кажется, мельчайшие подробности пребывания Большого театра и Дмитрия Шостаковича в Куйбышеве, а также процесса подготовки, репетиций и самого исполнения симфонии, которое состоялось 5 марта 1942 года и транслировалось всеми радиостанциями Советского Союза.


На переднем плане фотографии в кресле первого ряда центрального амфитеатра — Дмитрий Шостакович. Слева от него — солистка оркестра Большого театра арфистка Вера Дулова, рядом с ней — пианист Лев Оборин. А непосредственно за ними, во втором и третьем рядах амфитеатра, — солисты Большого театра Марк Рейзен и Иван Козловский.

Снимок сделан в конце февраля 1942 года. Он переносит нас на одну из последних репетиций Седьмой симфонии.

Не случайно на фотографии рядом с Шостаковичем Дулова и Оборин. Именно они были самыми первыми слушателями и участниками «домашней» премьеры симфонии, которая состоялась в последние дни декабря 1941 года в квартире Дуловой.

Через много лет Вера Георгиевна вспоминала, что Шостакович и Оборин играли в четыре руки на взятом напрокат пианино по только что завершенной партитуре. На звуки музыки из квартиры по соседству пришел главный дирижер Большого театра Самуил Самосуд. Впечатление от музыки было потрясающее.

Самосуд решил немедленно начать оркестровые репетиции. Однако для их организации пришлось преодолеть немало трудностей. Достаточно сказать, что не было нотной бумаги. Ее прислали специальным рейсом из Москвы. Музыканты оркестра Большого театра сами расписывали свои партии.


Самуил Самосуд, Дмитрий Шостакович во время репетиции Седьмой симфонии в Куйбышеве

На репетиции шли, как на праздник. Поначалу они проходили в фойе амфитеатра Дворца культуры имени В. Куйбышева — помещении местного оперного театра, которое было предоставлено столичной труппе.

Одна из таких репетиций запечатлена на фото:

Репетиция 7-й симфонии Шостаковича в Кубышеве

Вот фотография зала Куйбышевского оперного театра во время первого исполнения симфонии 5 марта 1942 года:


Зал Куйбышевского оперного театра во время первого исполнения 7-й симфонии Шостаковича

Фрагмент текста, написанного Шостаковичем для программки к премьере симфонии:
«Свою Седьмую симфонию я написал быстро. Начал над ней работать в конце июля 1941 года и в декабре уже закончил. Это программное сочинение, навеянное грозными событиями 1941 года. Никогда я не работал с таким подъемом, как сейчас.

Есть такое крылатое выражение: “Когда грохочут пушки, тогда молчат музы”. Это выражение справедливо относится к тем пушкам, которые своим грохотом подавляют жизнь, радость, счастье, культуру. Это грохочут пушки тьмы, насилия, зла. Мы же воюем во имя торжества разума над мракобесием, во имя торжества справедливости над варварством…

И когда грохочут наши пушки, поднимают свой могучий голос наши музы. Никогда и никому не удастся выбить перо из наших рук. С волнением и радостью я вспоминаю весь процесс работы над этим сочинением и счастлив, что мне удалось завершить его.

С чувством огромной, ни с чем не сравнимой признательности к замечательным артистам оркестра Большого театра и к его руководителю дирижеру Самосуду, которые с таким вниманием и заботой работали над симфонией и придали ей живое звучание, я заканчиваю эти краткие строки».


Зал Куйбышевского оперного театра во время первого исполнения 7-й симфонии Шостаковича

Так начиналась симфония, обретшая второе имя: «Ленинградская». И история ее создания, и история первых исполнений стали частью одной из самых громких сенсаций, а впоследствии одной из самых впечатляющих легенд в музыке ХХ века. Само имя Шостаковича оказалось в сознании широкой воспринимающей аудитории навсегда тесно спаяно со «знаменитой ленинградкой» – так назвала Седьмую симфонию Анна Ахматова. Впервые порядковый номер симфонии стал именем собственным в крылатых строках из «Поэмы без героя», датированных 1942 годом. Это теперь мы вполне привычно упоминаем Седьмую рядом с другими великими именами – Девятой Бетховена, Шестой Чайковского… А тогда:
… тайной сверкая
И назвавши себя – Седьмая.
На неслыханный мчалась пир.
Притворившись нотной тетрадкой,
Знаменитая ленинградка
Возвращалась в родной эфир.


Спустя три недели, 29 марта, Самосуд дирижировал московской премьерой, а следом симфонию сыграли в других советских городах.

Началось победное шествие Седьмой по всему миру – тот самый «неслыханный пир», о котором писала Ахматова в вещих строках. Британской премьерой дирижировал Генри Вуд (22 июня), а в Америке первым Симфонию исполнил Артуро Тосканини. Концерт оркестра NBC 19 июля слушали по радио около 20 миллионов человек. За премьерой последовали концертные исполнения в различных городах США под управлением Л. Стоковского, С. Кусевицкого, П. Монтэ, Д. Митропулоса, А. Родзинского, Ю. Орманди…

В течение года симфония прозвучала на американском континенте свыше 60 раз! Оценивая вклад Шостаковича в борьбу с нацизмом, Артур Родзинский писал, что «каждое успешное исполнение симфонии может стать эквивалентом минимум нескольких транспортов с вооружением». Сергей Кусевицкий особенно отмечал демократичность симфонии Шостаковича: «Со времен Бетховена не было композитора, который мог говорить с массами с такой силой убеждения».

*****
Сегодня, 5 марта 2022 Седьмая симфония Шостаковича, как и 80 лет назад, прозвучит в Самарском театре оперы и балета в исполнении оркестра Большого театра. Дирижирует музыкальный руководитель ГАБТа Туган Сохиев.

За несколько дней до памятной даты, 2 марта 2022, постановлением Правительства Самарской области Самарскому академическому театру оперы и балета присвоено имя Дмитрия Шостаковича.


Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 253 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 












Часовой пояс GMT +3, время: 09:48.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2022, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot