Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Про искусство

Оценить эту запись

Памятные даты. 188-летие рождения Василия Перова (1833-1882)

Запись от Про искусство размещена 07.01.2022 в 15:08

2 января 1834 года родился прекрасный художник, один из родоначальников русской жанровой живописи Василий Перов (1833-1882).
Мы неоднократно обращались к творчеству Василия Перова.
"Суд Пугачева"
В начале 1870-х годов Перов обратился к теме, посвященной крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. Перов поставил перед собой сложную задачу – написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания. По замыслу художника в первой части триптиха он хотел показать причины восстания (тяжелая жизнь крестьян под властью помещиков), во второй – изобразить само восстание, в третьей – передать расправу с помещиками. Из задуманного художник смог осуществить только третью часть. Зловеще-мрачная сцена суда трактуется живописцем как народная трагедия, где каждый присутствующий является носителем своей правды.
(Музыкальное сопровождение: "Ах ты, ноченька", Русская народная песня, исп. Хор п/у Свешникова)


"Чаепитие в Мытищах, близ Москвы"
Картина "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" написана Василием Перовым в 1862 году. Обычная на первый взгляд сцена чаепития под сенью дерева превращается у Перова в обличительную остросоциальную картину. Повернутый углом к зрителю стол со стоящим на нем самоваром делит пополам небольшое, по формату близкое к квадрату полотно. Так же на две части распадается и мир героев картины: по одну сторону оказывается толстый сытый поп, по другую - нищие старик и мальчик. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Вместе с тем воплощению мысли о необходимости восстановить справедливость и вернуть миру утраченную гармонию служат идиллический пейзаж фона и кругообразный ритм композиции картины.
(Музыкальное сопровождение: "Вспомни, вспомни" Русская народная песня, исп. Анатолий Тихонов (балалайка)


"Никита Пустосвят Спор о вере"
"Никита Пустосвят. Спор о вере" - крупноформатная картина русского художника Василия Перова (1834-1882), написанная в 1880-1881 годах. На картине изображён драматический момент "спора о вере" — исторического события времён московской смуты 1682 года. Композиция картины строится на противопоставлении правой части, где находится группа раскольников-старообрядцев во главе с суздальским священником Никитой Пустосвятом, и левой части, где изображены власть имущие - царевна Софья Алексеевна, патриарх Московский Иоаким, архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) и другие.
(Музыкальное сопровождение: Павел Чесноков (1877-1944) - "Тебе поем" исп. Камерный хор "Орфей")


"Сельский крестный ход на Пасху"
"Правильно это действо называется не "крестный ход", а "хождение с крестом". В чём здесь суть? У священника была прямая обязанность поздравлять всех проживавших в границах его прихода православных христиан с Пасхой и Рождеством, посетив их дома со Святым Крестом и иконами. Дело в том, что во время хождения с крестом по домам хозяин не только угощал церковников вином, но давал положенную десятину деньгами и плодами своих трудов. Церковнослужители, особенно низшего ранга, кормились этим, часто небогатым, подаянием в течение всего года. По настояния Святейшего Синода картину удалили с выставки Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, посчитав её "безнравственным" произведением и запретили воспроизводить в печати, а П.М.Третьякову рекомендовали не показывать картину посетителям.
(Музыкальное сопровождение: "Лучина" Русская народная песня, исп. Хор "Древнерусский распев")


"Монастырская трапеза"
Полотно "Монастырская трапеза" представляет зрителю сцену монастырского обеда с роскошно накрытом столом, изобилующим разнообразными яствами. В общем шуме вакханалии, происходящей на фоне распятого Христа, разрумянившиеся батюшки предаются земным утехам - пьянству и чревоугодию, в правой части картины один из сановников заискивает перед богатой барыней. Устроенный в храме балаган, изображенный Перовым, выдает истинное лицо церкви того времени. По выражению современника художника, Ф. М. Достоевского, "исчезли И стерлись границы добра и зла".
Гражданственность поэзии и живописи 1860-1870-х, в которых зачастую встречаются прямолинейность, едкая ирония, выраженная в общей бескрасочности и будничности повествования, воспринимается сегодня не как недостаток, а как особенность "художественной скорби" эпохи. Неслучайно многие произведения художника не допускались до экспонирования на выставках и показа публике.
(Музыкальное сопровождение: "То не ветер ветку клонит" русская народная песня)




Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 174 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 











Часовой пояс GMT +3, время: 13:07.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2022, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot