Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Про искусство

Оценить эту запись

Марис Лиепа-Советский и Латвийский артист балета

Запись от Про искусство размещена 27.12.2021 в 14:32

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа — советский и латвийский артист балета, балетный педагог и киноактёр; народный артист СССР, лауреат Ленинской премии. Двадцать лет служил в Большом театре Союза ССР.
Артист балета, Марис Лиепа, – один из немногих латвийских деятелей искусства, чьё имя было известно любому жителю Советского Союза. Он создал на сцене Большого театра незабываемые образы романтичного Зигфрида в "Лебедином озере" и неистового Красса в "Спартаке".

491789 (700x464, 74Kb)

ДЕТСТВО
Марис-Рудольф Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге, в семье оперного певца. Его отец, Эдуард Андреевич, служил в театре оперы и балета Латвийской ССР. Благодаря этому, Марис с ранних лет имел хорошее представление о том, как устроен театр изнутри и что из себя представляет сцена. В доме родителей часто бывал директор оперного театра Рудольф Берзиныш, у которого возникла идея ввести маленького Мариса в хор мальчиков в постановке оперы "Кармен". Так состоялся сценический дебют будущей звезды.
В детстве Марис был болезненным и хрупким ребёнком. Чтобы укрепить его здоровье, мальчика отдали в балет. Правда его матери, Лилии Лиепа, хотелось, чтобы он стал врачом. Но мнение отца в этой семье было решающим.
В Рижском балетном училище педагог и в прошлом солист балета Валентин Блинов разглядел в Марисе характерного танцовщика. Дела начинающего артиста шли успешно. В тринадцать лет ему уже доверяли партии во взрослых балетах. В "Бахчисарайском фонтане" он исполнял краковяк и мазурку, в "Дон Кихоте" – сегидилью, партию рабочего – в "Красном маке", половецкого мальчика – в опере "Князь Игорь" и др.

72E2hgHkqr8 (475x566, 113Kb)

Хорошей проверкой уровня профессионализма для учеников рижского училища стал в 1950 году Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве, куда отправили лучших. Лиепа был в их числе. На смотре он вместе с Галиной Ждановой и Интой Каруле исполнил па-де-труа из "Щелкунчика" и мазурку в постановке Валентина Блинова. Видимо, юного танцовщика заметили, потому что через три года его пригласили пройти обучение в Московском хореографическом училище – Николай Иванович Тарасов набирал мужской класс.

Адажио из балета "Спартак"



МОСКВА

С 1953 по 1955 год Лиепа осваивал классический танец в одном из лучших учебных заведений страны, не пропуская ни одного занятия. В училище Лиепе пророчили будущее в исполнении характерного танца. Но сам артист надеялся на большее. Он видел себя исполнителем главных партий, о чём свидетельствует его дневниковая запись: "Я буду танцевать принца Зигфрида в "Лебедином озере". На выпускном вечере, который состоялся 1 мая 1955 года на сцене филиала Большого театра Марис Лиепа станцевал всю партию Щелкунчика. Прекрасная техника исполнения и внешние данные обратили на него внимание балетной критики. Хореографическое училище Лиепа окончил с отличием, но в Большой театр его не приняли, сославшись на указание сверху о том, что национальные кадры должны закрепляться на местах. Артисту пришлось возвращаться в Ригу.

Адажио из балета "Легенда о любви"



Через полгода Лиепа снова оказался в Москве. Шла декада латышского искусства. Для этого мероприятия он подготовил партию русского воина Никиты в балете "Лайма" композитора Альберта Лепиня и деревенского музыканта Тотса в балете "Сакта свободы" на музыку Адольфа Скулте. Его выступление увидела и оценила Майя Плисецкая. Она предложила стать её партнёром на Днях русской культуры в Венгрии. Там, в Будапеште, Лиепа станцевал заветную партию Зигфрида в дуэте с ведущей балериной советской страны. На одной из репетиций он серьёзно повредил голень, поэтому тем же летом поехал в Сочи на лечение. В то же самое время там гастролировал МАМТ им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко. Прямо в лечебном санатории его нашёл художественный руководитель театра балетмейстер Владимир Бурмейстер и принял на работу в театр с зарплатой в две тысячи рублей. В 1956 году это были колоссальные деньги.
Лиепа поселился в Москве. За четыре года службы в театре Станиславского он превратился в настоящую звезду балета.
Н Всемирном фестивале молодёжи и студентов 1957 года, где в жюри балетного конкурса председателем была сама Галина Уланова, Марис Лиепа был награждён золотой медалью.

Лиепа в роли Красса в балете "Спартак"



ТРИУМФ И КРАХ

Талант танцовщика оценили, наконец, в Большом театре Союза ССР. Летом 1960 года по приглашению балетмейстера Леонида Лавровского Лиепа вместе с труппой театра отправился на гастроли в Польшу. После этого Лавровский представил танцора руководству театра. Прежде чем взять его в труппу, артиста пригласили на разговор, в котором Лиепа не поинтересовался ни будущей зарплатой, ни обеспечением проживания, ему только хотелось знать, что он будет танцевать. Его скромность расположила руководства и с осени 1960 года Марис Лиепа стал солистом Большого театра. Уже в первом сезоне он перетанцевал почти весь репертуар от "Золушки" до "Спартака". Специально для артиста Лавровским был поставлен одноактный балет "Ночной город" на музыку Белы Бартока.
В 1963 году Лиепу пригласили преподавать мастерство танца в Московском хореографическом училище. За семнадцать лет преподавательской деятельности он выпустил не одно поколение учеников, становившихся победителями балетных конкурсов.

Сцена поединка из балета "Спартак"



С приходом в театр Юрия Григоровича в 1964 году, изменился стиль спектаклей и репертуарная политика. В новой версии "Спартака" талантливый балетмейстер отвёл Лиепе роль Красса, исходя из индивидуальных возможностей артиста. Успех спектакля превзошёл все смелые ожидания – в 1970 году за эту постановку театр удостоился Ленинской премии. Критики сочли Лиепу лучшим Крассом советского балета.

Театр гастролировал по всему миру и везде солист Лиепа находил своих поклонников. В английской прессе его назвали "Лоуренсом Оливье в балете".
В 1971 году за исполнение партии Альберта в балете "Жизель" Сергей Лифарь лично вручил танцору премию имени Вацлава Нижинского.
К сожалению, всё когда-нибудь заканчивается. В декабре 1978 года в газете "Правда" была опубликована статья Лиепы о жизни Большого театра, в которой он не очень лестно отозвался о новой хореографии Григоровича. Надо было знать характер художественного руководителя. Критику в свой адрес он не простил артисту уже никогда. Поэтому в последующие годы ведущие партии в новых постановках танцору предлагали крайне редко.
28 марта 1982 года артист в последний раз исполнил своего Красса на сцене прославленного театра. Публика аплодировала стоя. Лиепу уволили из театра с формулировкой "за профнепригодность".
В дальнейшем он несколько раз появлялся на творческих вечерах театра и по-прежнему вызывал бурную реакцию зрителей.

Адажио из балета "Лебединое озеро"



Увольнение из Большого театра не сломило художника. Он продолжал развиваться и проявлять новые качества своей богатой натуры. Какое-то время Лиепа работал балетмейстером и танцором в театре Бориса Эйфмана.
В 1981 году на IV Международном конкурсе артистов балета танцовщик был удостоен золотой медали.
С 1983 по 1985 год Марис Лиепа работал художественным руководителем балетной труппы Софийской народной оперы в Болгарии. Там он поставил "Дон Кихота" и "Спящую красавицу".
Осенью 1986 года артист пытался занять вакантное место балетмейстера родного рижского театра оперы и балета, но ему отказали. Не помогла рекомендация бывшего главного балетмейстера театра Александра Лемберга, не дружба с Раймондом Паулсом, министром культуры Латвии на тот момент.
Когда Лиепа задумал создать в Москве свой собственный театр, министерство культуры дало своё согласие. В начале марта 1989 года начался набор танцоров. Однако осуществить задуманное он не успел.

Фрагмент из балета "Спартак"



Артист снимался в кино не только для фильмов-балетов. Его дебютом в 1959 году была небольшая роль в мелодраме "Ильзе" Рижской киностудии.

Для экранизации пьесы Константина Симонова "Четвёртый" в 1974 году, где артист играл приятеля главного героя в исполнении Владимира Высоцкого, Лиепа сочинил философский хореографический номер "Икар на три минуты".
Запоминающийся персонаж полковника Валентайна Уолтера Лиепа сыграл в пятом фильме цикла о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне "Двадцатый век начинается".
В дебютном фильме Николая Бурляева как режиссёра "Лермонтов" у артиста роль императора Николая I.
Несомненной удачей танцора стал Хиггинс из фильма "Галатея" по пьесе Бернарда Шоу с неповторимой Екатериной Максимовой.
После смерти артиста вышли два документальных фильма, "Поединок с судьбой" и "MARIS", о его любви к искусству балета и внутреннем конфликте художника с жёстким и неумолимым диктатом времени.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Поклонники всегда интересовались подробностями личной жизни великолепного танцовщика и обольстительного красавца. Как он не старался скрыть эту сторону жизни, всё равно оказывался у всех на виду.
Первой супругой Мариса Лиепы была легендарная Майя Плисецкая. Их брак в 1956 году продлился всего три месяца.
Со своей второй женой артист встретился во время съёмок фильма "Ильзе". У Маргариты Жигуновой и Лиепы родилось двое детей – сын Андрис и дочь Ильзе. Имена детям пара позаимствовала у героев фильма, который их познакомил. Оба стали артистами балета и приобрели широкую известность.

brezhneva_008 (700x499, 44Kb)

Марис Лиепа с Маргаритой Жигуновой
В конце 1970-х годов Лиепа влюбился в двадцатилетнюю балерину Нину Семизорову. Скрыть свой роман артистам не удалось. В конце концов Лиепа переезжает в крохотную комнатушку Н. Семизоровой в доме на Большой Спасской улице. Роскошная квартира на улице Неждановой остаётся предыдущей жене и детям. 1985 году этот брак распался.
С последней, женой художницей по костюмам Евгенией Шульц, Лиепа состоял в гражданских отношениях. Существование дочери Марии он долгое время скрывал от окружающих, поскольку она считалась незаконнорожденной, а это могло сказаться на репутации артиста.

Екатерина Максимова и Марис Лиепа исполняют классическое па-де-де из спектакля "Эти чарующие звуки…"Джакомо Торрели



Когда Лиепа был женат на красавице Маргарите Жигуновой у него завязался роман с Галиной Брежневой, дочерью генерального секретаря Леонида Брежнева. В течение пяти лет высокопоставленная поклонница артиста добивалась его расположения, ходила на все его выступления (всегда сидела в первом ряду), посылала ему цветы и дорогие подарки. Поскольку она была влиятельным человеком, Лиепе пришлось сдаться. Поговаривали, что Ленинскую премию театр получил не без её участия. Галина сама разорвала отношения, когда, встречая артиста в аэропорту, увидела своего возлюбленного в тёплых объятиях семьи.
СМЕРТЬ
Когда Лиепе отказали в должности главного балетмейстера в Риге, он погрузился в глубокую депрессию. Вероятно, эта ситуация покачнула здоровье артиста.
26 марта 1989 года Марис Эдуардович Лиепа в возрасте 52 лет скоропостижно скончался от инфаркта в машине "Скорой помощи".
Прощание с артистом проходило в фойе Большого театра, которому он посвятил больше двадцати творчески окрашенных лет.
Лиепа похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. В Риге на могиле его родителей установлен кенотаф с надписью: "Марис Лиепа, который вдали".

Марис Лиепа. Документальный фильм



Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/maris-liepa/



Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 220 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 











Часовой пояс GMT +3, время: 10:37.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2022, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot