Красочность и стройность симфонических поэм Камиля Сен-Санса
Запись от Про искусство размещена 11.10.2021 в 09:30
Камиль Сен-Санс одним из первых во французской музыке начал сочинять программные симфонические поэмы, продолжая традиции Листа.
Всего Сен-Санс написал 4 сочинения в этом жанре - «Прялка Омфалы» (1871), «Фаэтон» (1873), «Пляска смерти» (1874), «Юность Геракла» (1876).
Три из них имеют отношение к греческой мифологии, одна аналогична хорошо известным в наше время литературным и кинематографическим «страшилкам»
Первая поэма «Прялка Омфалы» («Le rouet d'Omphale») появилась в 1871 году, она рассказывает историю нахождения Геракла в плену у царицы Омфалы. Никогда еще не испытывал Геракл таких невзгод, как на службе у гордой лидийской царицы. Величайший из героев терпел от нее постоянные унижения. Нарядив Геракла в женские одежды, она заставляла его прясть и ткать со своими служанками. He лишенная озорства, симфоническая поэма Сен-Санса в целом была весьма положительно воспринята критиками. Например, Э. Ганслик отмечал «несравненное подражание жужжанию прялки». В предисловии к поэме сам композитор советовал найти среди музыкальных тем такую, которая бы соответствовала жалобам Геракла и насмешкам Омфалы.
Le Rouet d'Omphale, symphonic poem in A major, Op 31
1873 год стал годом сочинения второй симфонической поэмы Сен-Санса - "Фаэтон" (Phaеton), по сюжету известного мифа о сыне бога солнца Гелиоса самонадеянном юноше Фаэтоне, который осмелился править огненной колесницей - той самой, которая и видится людям с земли, как солнце. Никто, кроме бога неба, не мог справиться с конями, и отец долго, но тщетно пытался отговорить сына от безумной затеи. Фаэтон упрямо стоял на своем, и бог-отец уступил. История закончилась печально - Фаэтон не справился с управлением, сжег полземли и полнеба, пришлось громовержцу Зевсу покарать его, спасая все живое
Phaеton, symphonic poem in C major, Op. 35
В 1874 возникла третья из симфонических поэм Сен-Санса, ставшая особенно популярной - "Пляска смерти" (Danse macabre) по поэме Анри Казалиса. Это фантастическая ночная сцена, разыгрываемая на кладбище. Колокол бьёт полночь. Смерть играет на скрипке и вершит свои жуткие дела, танцуя вальс, под который встают из гробов покойники, лязгая костями. Как партитура, симфоническая поэма "Пляска смерти" представляет одно из высших достижений Сен-Санса - столь удивительно она стройна, богата красками и прозрачна. В программных деталях поэмы (звон арфы, бьющей полночь на фоне выдержанной ноты валторны вначале, свист и вой хроматических гамм, легкая трель скрипки соло и флейты в коде, подобная жужжанию зимнего ветра и т. п.) сказалось старое стремление Сен-Санса к звуковой наглядности
Danse macabre, symphonic poem in G minor, Op 40
В 1876 году написана четвёртая и последняя из симфонических поэм Сен-Санса - "Юность Геракла" (La Jeunesse d'Hercule), вызвавшая неоднозначные оценки, ибо слишком была далека от стиля самого Сен-Санса, а музыка больше напоминала Листа. Тем не менее это одно из самых изысканных и лиричных сочинений композитора
La Jeunesse d'Hercule, symphonic poem in E flat major, Op 50
источник
Ссылка на оригинал
Всего Сен-Санс написал 4 сочинения в этом жанре - «Прялка Омфалы» (1871), «Фаэтон» (1873), «Пляска смерти» (1874), «Юность Геракла» (1876).
Три из них имеют отношение к греческой мифологии, одна аналогична хорошо известным в наше время литературным и кинематографическим «страшилкам»
Первая поэма «Прялка Омфалы» («Le rouet d'Omphale») появилась в 1871 году, она рассказывает историю нахождения Геракла в плену у царицы Омфалы. Никогда еще не испытывал Геракл таких невзгод, как на службе у гордой лидийской царицы. Величайший из героев терпел от нее постоянные унижения. Нарядив Геракла в женские одежды, она заставляла его прясть и ткать со своими служанками. He лишенная озорства, симфоническая поэма Сен-Санса в целом была весьма положительно воспринята критиками. Например, Э. Ганслик отмечал «несравненное подражание жужжанию прялки». В предисловии к поэме сам композитор советовал найти среди музыкальных тем такую, которая бы соответствовала жалобам Геракла и насмешкам Омфалы.
1873 год стал годом сочинения второй симфонической поэмы Сен-Санса - "Фаэтон" (Phaеton), по сюжету известного мифа о сыне бога солнца Гелиоса самонадеянном юноше Фаэтоне, который осмелился править огненной колесницей - той самой, которая и видится людям с земли, как солнце. Никто, кроме бога неба, не мог справиться с конями, и отец долго, но тщетно пытался отговорить сына от безумной затеи. Фаэтон упрямо стоял на своем, и бог-отец уступил. История закончилась печально - Фаэтон не справился с управлением, сжег полземли и полнеба, пришлось громовержцу Зевсу покарать его, спасая все живое
В 1874 возникла третья из симфонических поэм Сен-Санса, ставшая особенно популярной - "Пляска смерти" (Danse macabre) по поэме Анри Казалиса. Это фантастическая ночная сцена, разыгрываемая на кладбище. Колокол бьёт полночь. Смерть играет на скрипке и вершит свои жуткие дела, танцуя вальс, под который встают из гробов покойники, лязгая костями. Как партитура, симфоническая поэма "Пляска смерти" представляет одно из высших достижений Сен-Санса - столь удивительно она стройна, богата красками и прозрачна. В программных деталях поэмы (звон арфы, бьющей полночь на фоне выдержанной ноты валторны вначале, свист и вой хроматических гамм, легкая трель скрипки соло и флейты в коде, подобная жужжанию зимнего ветра и т. п.) сказалось старое стремление Сен-Санса к звуковой наглядности
В 1876 году написана четвёртая и последняя из симфонических поэм Сен-Санса - "Юность Геракла" (La Jeunesse d'Hercule), вызвавшая неоднозначные оценки, ибо слишком была далека от стиля самого Сен-Санса, а музыка больше напоминала Листа. Тем не менее это одно из самых изысканных и лиричных сочинений композитора
источник
Ссылка на оригинал
Всего комментариев 0