Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Про искусство

Оценить эту запись

Ария Париса и "ошибка" Чайковского

Запись от Про искусство размещена 20.07.2020 в 11:14

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю. Рукописный отдел, как правило, связывают с именами русских музыкантов, но и «иностранное присутствие» в нём ощущается весьма заметно.
Яркий пример — знаменитый итальянский композитор 17 века Алессандро Страделла(1639-1682).

Его наследие включает оперы, оратории, сотни вокальных и хоровых сочинений, десятки произведений для различных инструментальных составов. Сама биография музыканта полна неожиданных поворотов и похожа на приключенческий авантюрный роман. В ней сплелись в одно целое и любовные истории, и детективные эпизоды, полные опасностей и риска, и даже чудеса. Легенда гласит, что своей музыкой Страделла настолько растрогал подосланных к нему убийц, что они не смогли совершить задуманное злодеяние. Этот эпизод был особенно популярен в романтическую эпоху, когда Страделла стал, по сути, персонажем массовой культуры, а его имя — весьма ходовым «брендом». Перипетии жизни композитора послужили сюжетной основой для шести опер, самая известная из них — написанная в 40-х годах 19 века опера Фридриха фон Флотова «Алессандро Страделла».
С именем Страделлы связаны и крупные мистификации: под его мнимым авторством было в разное время издано не менее двухсот пятидесяти сочинений других композиторов.
РјРѕСЂРµ7 (700x544, 0Kb)
Кристоф Виллибальд Риттер фон Глюк (1714-1787)


Среди них оказалась и ария Париса из оперы К.В.Глюка "Парис и Елена"- O del mio dolce ardor(О моей сладостной страсти...)


Давид Ж.Л. "Парис и Елена"


Знаменитый суд Париса над тремя богинями уже состоялся, Венера пообещала ему любовь самой красивой женщины. Так судьба привела Париса в Спарту, ведь жена царя Менелая Елена прославилась своей красотой. Парис только что высадился у берегов Спарты. Он со своими спутниками из Трои приносит жертвы Венере и мечтает увидеть Елену. Об этом и поётся в этой прекрасной арии(несколько вариантов исполнения).
О моей сладостной страсти
желанная цель,
воздух тот, которым дышишь ты,
наконец и я вдыхаю.
Куда бы я ни кинул взор свой,
прелестный образ твой
рисует мне любовь:
а в мысли мне приходят
столь радостные предчувствия,
и в страстном желании, что так
мою грудь наполняет,
ищу тебя, зову тебя, надеюсь и вздыхаю.


Тереза Берганца (меццо-сопрано)


Олег Рябец (Контр-тенор)




Рената Тебальди (сопрано)


Дмитрий Хворостовский (баритон)




Ламара Чкония (лирико-колоратурное сопрано)


Михаил Александрович (тенор)





Опера Глюка "Парис и Елена" была впервые поставлена в Вене в 1770 году, но затем надолго исчезла из репертуара и была основательно забыта.
А в 1852 году арию Париса в переложении для пения с фортепиано под авторством Страделлы выпустило лондонское издательство «Лидер и Кок», а вскоре ее перепечатали несколько европейских фирм, в том числе известное берлинское издательство «Шлезингер». Именно экземпляр берлинского издания использовал Чайковский, когда оркестровал в 1870 году арию для исполнения в концерте Русского музыкального общества в Москве. Попав, как и все, под власть мистификации, в автографе своей работы Чайковский указал ошибочное авторство сочинения — «Aria. Stradella».
Рукопись инструментовки П.И. Чайковского

Парадоксальным образом, в инструментовке Чайковского ария оказалась очень близка глюковскому оригиналу, что вряд ли было бы возможно, знай он настоящего автора. Сочинения Глюка в то время были известны преимущественно в редакциях середины XIX века, сделанных, в частности, Г. Берлиозом и Р. Вагнером и значительно отличающихся от авторских версий.
В 1880-е годы, с распространением подлинной музыки Страделлы, с одной стороны, и возросшей известности «Париса и Елены» Глюка, с другой, авторство итальянского композитора было отведено от арии «O del mio dolce ardor». Впрочем, отдельные издания сочинения под этим именем появлялись вплоть до середины 1920-х годов.

Рукопись инструментовки Чайковского хранится в фондах Российского национального музея музыки. Она ценна не только тем, что принадлежит гению русской музыки. Перед нами яркое свидетельство того, какие таинственные повороты и мистификации порой таит история.

источник источник

Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 675 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 











Часовой пояс GMT +3, время: 21:03.
Telegram - Instagram - Facebook - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2021, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot