Великие советские пианисты — больше чем музыканты (ч.2)
Запись от Про искусство размещена 04.06.2020 в 12:04
Владимир Софроницкий
Владимир Софроницкий никогда не исполнял одинаково одно и то же произведение. Даже играя композицию несколько раз подряд, он обязательно менял что-то в каждом прочтении
Владимир Софроницкий родился в Петербурге, в артистической семье. Его предками были художник-портретист Владимир Боровиковский и украинский поэт Лев Боровиковский. Все женщины в семье были музыкальны, играли на фортепиано, пели. Отец будущего пианиста Владимир Софроницкий хотя и был преподавателем математики (по некоторым источникам — физики), поддерживал общий семейный интерес к прекрасному.
Софроницкий исполнял музыку многих композиторов: Фридерика Шопена и Франца Шуберта, Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Но всю жизнь он с особым трепетом относился к творчеству Александра Скрябина. Пианист говорил, что ему бесконечно дорога каждая его нота, каждая пауза.
Роберт Шуман, Соната для фортепиано № 1 | Александр Скрябин, Трагическая поэма си-бемоль мажор |
Пианист Владимир Софроницкий, был женат на старшей дочери композитора — Елене Александровне Скрябиной (1900–1990)
К моменту окончания консерватории Владимир Софроницкий был уже зрелым музыкантом, со своими предпочтениями в музыке и взглядом на нее. Сразу же он был приглашен в Петроградскую филармонию. По всей стране концерты с его участием проходили с небывалым успехом.
“В зале Театра им. Пушкина было 3 градуса мороза. Играть пришлось в перчатках с вырезанными кончиками пальцев… Но как меня слушали, как мне игралось!“
— Владимир Софроницкий
Великая Отечественная война застала пианиста в Ленинграде. Он давал концерты в ледяных залах, полуголодный. Весной 1942 года его эвакуировали в Москву. Едва восстановив силы, он вернулся к концертной деятельности, а чуть позже начал заниматься со студентами Московской консерватории.
Франц Шуберт,
Соната си-бемоль мажор
Софроницкий был лишен «звездной болезни» и постоянно сомневался в себе, был крайне нестабильным исполнителем: мог перенести начало концерта, отказаться от второго отделения, вовсе отменить выступление — но публика прощала ему все. Пианист Генрих Нейгауз называл Софроницкого «бесподобным поэтом фортепиано»: «Печать чего-то необыкновенного, иногда почти сверхъестественного, таинственного, необъяснимого и властно влекущего к себе всегда лежит на его игре». Софроницкий завораживал аудиторию точностью попадания в «нерв», одухотворенностью своего исполнения. По воспоминаниям слушателей, между пианистом и аудиторией устанавливалась невидимая, но всеми ощущаемая связь. Часто по окончании концертов директор просил уже уехавшего Софроницкого вернуться: загипнотизированные зрители отказывались покидать зал и требовали музыканта на очередной бис.
Сергей Рахманинов, Прелюдия до-диез минор | Людвиг ван Бетховен, Лунная соната |
Выдающаяся пианистка Мария Юдина, окончившая консерваторию вместе с Владимиром Софроницким, отзывалась о нем так: «Он весь — в стремлении к бесконечному и в полном равнодушии к житейскому морю и полнейшей беспомощности в таковом».
Лев Оборин
Победитель Первого Международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве, 19-летний советский пианист Лев Оборин, основную часть конкурсной программы подготовил всего за три недели.
Однажды Владимир Софроницкий сочинил шуточный палиндром: «Велик Оборин, он и робок и Лев». В нем есть изрядная доля правды: Оборин, как лев, защищал в 1927 году честь страны на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена. Но был скромен в интерпретации музыкальных шедевров, никогда не позволял себе виртуозной удали.
Достойное выступление советских музыкантов на международном конкурсе было делом политического престижа страны. Поэтому, когда стало известно о сенсационной победе Оборина, в Большом зале Московской консерватории остановили концерт, чтобы сообщить публике эту новость. Зал встал.
“Его Шопен — хрустально чистый и светлый — безраздельно захватывал любую аудиторию“— Яков Флиер
Фредерик Шопен, Баллады | Петр Чайковский, «Времена года». Осенняя песнь. Октябрь |
Подготовка к конкурсу проходила в экстремально короткие сроки. Помогало упорство и то, что язык шопеновских произведений был словно родным для Льва Оборина.
В репертуар Оборина всегда входили произведения Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Сергея Рахманинова. Во многом благодаря ему «Времена года» Петра Чайковского закрепились в концертном репертуаре пианистов. Он одним из первых обратился к Третьему фортепианному концерту Сергея Прокофьева, стал первым интерпретатором Концерта для фортепиано с оркестром Арама Хачатуряна.
Хачатурян.Piano Concerto in D-flat major, Op. 38
Людвиг ван Бетховен, Соната № 5, «Весенняя» | Арам Хачатурян, Токката |
Оборин часто выступал вместе с другими музыкантами: в дуэте с великим скрипачом Давидом Ойстрахом он исполнил, к примеру, сонаты Шуберта. Оборину и Ойстраху Прокофьев доверил премьеру своей Первой сонаты для скрипки и фортепиано. Когда к ним присоединялся виолончелист Святослав Кнушевицкий, рождались удивительные интерпретации трио Бетховена, Шуберта, Шостаковича.
Оборин воспитал целое поколение виртуозных музыкантов: из его класса консерватории вышли такие яркие личности, как Владимир Ашкенази, Михаил Воскресенский, Геннадий Рождественский, Борис Чайковский, Тигран Алиханов.
Яков Флиер
Несмотря на то что Яков Флиер считался одним из лучших советских пианистов, он только в возрасте 50 лет стал выступать за границей
Путь Флиера к музыкальным вершинам начался в подмосковном городе Орехово-Зуево со спонтанных уроков матери. На регулярных музыкальных занятиях настояла его кузина, студентка Московской консерватории, куда вскоре поступил и сам Флиер. Он занимался с увлечением, старанием, но настоящий прорыв в игре Якова случился на третьем курсе, когда его принял в свой класс Константин Игумнов. Для выпускного экзамена молодой пианист выбрал Третий концерт Рахманинова. Игумнов был против: он считал, что это произведение под силу двум-трем пианистам в стране. Флиер был настойчив — и победил. Музыка Рахманинова стала частью его жизни.
Фридерик Шопен. Ноктюрн до минор, соч. 48 | Сергей Рахманинов, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 |
После триумфов на нескольких крупных конкурсах он много выступал, не прекращая играть и в военные годы: с 1941 года он давал концерты в госпиталях, воинских частях, даже в блокадном Ленинграде. После войны музыканта ожидало еще одно испытание: из-за проблем с правой рукой он был вынужден прекратить выступления. Восстановиться Флиеру помогли его оптимизм и преподавание в Московской консерватории.
“Он был исключительный жизнелюб, ему все было
интересно. <…> Он не был аскетом, он был антиаскетом!“— Родион Щедрин
“Положительные качества Флиера особенно ярко сказываются в его исполнении Шопена, может быть, иногда и спорном, но всегда горячем и проникновенном “— Лев Оборин
Людвиг ван Бетховен, Соната № 17 | Фридерик Шопен Мазурки |
В 1970-е годы в жизни Флиера особое место заняла музыка Шопена. Последнее музыкальное откровение мастера — запись шопеновских мазурок в Большом зале Московской консерватории. Излишне строгий к себе, он хотел переписать несколько пьес — но так и не успел.
Несмотря на то что Яков Флиер считался одним из лучших советских пианистов, он только в возрасте 50 лет стал выступать за границей. Из-за этого музыкант оставался в тени Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса. В 2017 году в фойе Большого зала Московской консерватории был установлен памятник Флиеру.
https://www.culture.ru/s/pianists/
Ссылка на оригинал
Всего комментариев 0