Женщины в Русской истории. Легендарная боярыня Морозова и о знаменитой картине Сурикова.
Боярыня Морозова является одной из широко известных русских личностей, оставивших след в истории своего государства. Эта женщина стала воплощением бесстрашности и упрямства, это настоящий борец за свои принципы и идеалы. Отношение к боярыне неоднозначное, для кого-то она обычная фанатичка, готовая пойти на смерть, лишь бы не отказываться от собственных убеждений, у других она вызывает уважение своей стойкостью и верностью принятой вере. Как бы там ни было, но это - легендарная личность, а благодаря картине Сурикова помнить об истории Морозовой будет еще не одно поколение.
Феодосия Прокопьевна родилась 21 мая 1632 года в Москве, ее отец - Соковнин Прокопий Федорович - был окольничим, состоял в родственных связях с первой женой царя Алексея Михайловича, Марией Ильиничной. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Муж был представителем знатного рода, состоял в родственных связях с семьей Романовых, под Москвой имел роскошную усадьбу Зюзино, приходился дядькой царевичу и служил царским спальником. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Скончался он в 1662 году, а поскольку потомством он так и не обзавелся, то все перешло ближайшему родственнику. После смерти Глеба Ивановича состояние обоих братьев переходит малолетнему Ивану Глебовичу, сыну Глеба и Феодосии, а фактическим распорядителем богатства становится его мать. История жизни боярыни Морозовой очень интересна, потому как эта женщина имела собственные взгляды на жизнь. Феодосия Прокопьевна занимала место верховой боярыни, обладала большим влиянием, была приближенной к царю. Ее богатству можно было только позавидовать: боярыня имела несколько усадеб, но поселилась она в селе Зюзино, где обустроила свой дом по западному образцу. На то время это была самая роскошная усадьба. Боярыня Морозова распоряжалась восемью тысячами крепостных крестьян, только в ее доме жило около 300 прислуг. У Феодосии была шикарная карета, украшенная серебром и мозаикой, она часто совершала прогулки, запрягая в свой экипаж шесть, а то и двенадцать лошадей с гремящими цепями. Во время поездок боярыню сопровождали около 100 рабов и рабынь, охраняя ее от нападений. По тем временам Морозова считалась чуть ли не самым богатым человеком в Москве.
Боярыня Морозова. Фрагмент исторического полотна.
Боярыня Морозова являлась ярой сторонницей старой веры. Она всегда благосклонно относилась к нищим и юродивым, подавала им милостыню. Кроме того, в ее доме часто собирались приверженцы старообрядчества, чтобы помолиться по древнерусским канонам у старообрядческих икон. Женщина тесно общалась с протопопом Аввакумом, апологетом старой веры, не воспринимала реформ патриарха Никона. Она носила власяницу, дабы таким образом "усмирить плоть". Но все же Аввакум был недоволен Морозовой, призывал ее выколоть себе глаза, как это сделала Мастридия, чтобы уберечь себя от любовных соблазнов. Также протопоп упрекал боярыню в незначительных милостынях, ведь при ее состоянии она могла бы облагодетельствовать намного большее количество нуждающихся. Кроме того, Феодосия, хоть и была верна старой вере, посещала церковь нового обряда, что вызывало к ней недоверие со стороны староверов.
Боярыня Морозова. Картина Сурикова.
Царь знал об убеждениях верховой боярыни, и такое поведение ему совершенно не нравилось. Феодосия всячески избегала церковных и светских мероприятий, она даже не присутствовала на свадьбе Алексея Михайловича, сказав, что очень больна. Царь всячески пытался воздействовать на строптивую боярыню, подсылал к ней ее родственников, чтобы те надоумили женщину и убедили принять новую веру, но все было тщетно: Морозова стояла на своем. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Женщина тайно приняла его и получила новое имя – Феодора, доказав своему окружению, что остается верна старой вере. Царица Мария Ильинична долгое время сдерживала гнев царя, да и высокое положение боярыни не позволяло вот так просто наказать ее, но терпению Алексея Михайловича подходил конец. Вечером 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом.
Боярыня Морозова. logоslovo.ru
В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Чтобы показать свое неуважительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в постель и лежа отвечали на вопросы пришедших. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. После заточения боярыни скончался ее единственный сын Иван, двоих братьев сослали, а все имущество перешло в царскую казну. Морозову тщательно охраняли, но все же она получала от сочувствующих ей людей одежду и еду, протопоп Аввакум писал ей письма, а один из священников старой веры причастил несчастную женщину. Боярыня Морозова, княгиня Урусова и Мария Данилова (жена стрелецкого полковника) в конце 1674 года были переведены в Ямской двор. Пытками на дыбе женщин пытались убедить принять новую веру и отказаться от своих убеждений, но те были непоколебимы. Их уже собирались сжечь на костре, но такому кощунству помешала царевна Ирина Михайловна, сестра царя и заступница бояр. Алексей Михайлович приказал сестер Евдокию и Феодосию сослать в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточить в земляную тюрьму. В июне 1675 года в срубе были сожжены 14 слуг боярыни, поддерживавшие старую веру. 11 сентября 1675 года от голода скончалась княгиня Урусова, Морозова тоже предвидела свою скорую кончину. Незадолго до смерти она попросила стражников постирать в реке рубаху, чтобы умереть в чистой одежде. От полного истощения Феодосия скончалась 2 ноября 1675 года.
В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника "Боярыня Морозова". Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587,5 см, написана она маслом. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Картина издалека притягивает к себе внимание зрителей, завораживает яркостью красок, живой силой образов и пространственностью.
Знаменитая картина Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова"
Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Живописец хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Он сумел передать весь трагизм ситуации: главная героиня унижена, растоптана, но не сломлена; Морозова обречена на смерть, но все же представляется в победоносном образе. Биография боярыни Морозовой заинтересовала Василия Ивановича по той причине, что сам он родом из Сибири, а ведь этот край славился огромным количеством старообрядцев. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные "жития", принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. По некоторым данным, с "Повестью о боярыне Морозовой" Сурикова познакомила его крестная мать. По всей видимости, художник был впечатлен силой воли боярыни, поэтому решил воскресить память о ней, изобразив на огромном холсте эпизод, где Морозову везут в темницу. При взгляде на полотно в первую очередь в глаза бросается центральный персонаж – боярыня Морозова. Описание картины говорит о том, что художник долгое время определялся с портретными этюдами, он рисовал их по отдельности, а потом собирал воедино. Протопоп Аввакум описал Феодосию, как худую женщину с бегающим, молниеносным взглядом, и Суриков долго не мог найти подобное лицо – фанатичное, бескровное, измученное, но гордое и непреклонное.
Фрагмент картины Сурикова.
В конце концов, Морозову он срисовал со старообрядки, которая встретилась Василию Ивановичу возле Рогожского кладбища. Московский бедняк, торгующий огурцами, стал прототипом юродивого, а вот образ странника – это сам автор. "Боярыня Морозова" - это картина, насыщенная "цветовыми симфониями". Суриков большое значение придавал оттенкам, делал так, чтобы они казались естественными. Художник долго наблюдал за снегом, улавливая все его переливы, смотрел, как холодный воздух воздействует на цвет лица. Именно поэтому его персонажи кажутся живыми. Чтобы придать картине ощущение движения, Суриков пририсовал к саням бегущего мальчика. История картины "Боярыня Морозова" очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. Кому-то нравится творчество Сурикова, кому-то – нет, но все сошлись во мнении, что данное творение ему удалось на славу. Некоторые критики сравнивали полотно с пестрым персидским ковром, потому что яркие краски так и рябили в глазах, академисты обсуждали различные огрехи картины, такие как неправильные положения рук и т. д. Но все же, самые известные и непреклонные критики при детальном изучении рисунка должны были признать – это действительно шедевр. До Василия Сурикова никто из живописцев так ярко и непредвзято не изображал людей допетровской эпохи. В центре полотна – бледная, измученная душевными муками, изголодавшаяся от долгого поста женщина, вокруг нее расположились неуклюжие, грубоватые люди в шубах, торлопах, телогреях. Толпа разделилась на две части, одна сочувствует боярыне, другая – насмехается над ее бедой. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Зритель, стоящий возле полотна, чувствует себя в этой толпе и как бы переносится во времени на несколько столетий назад. Василий Иванович реалистично изобразил событие, имевшее место в истории России. Его работа побудила людей не только узнать о судьбе боярыни Морозовой, но и задуматься над ее поступком. Кто-то воспринимает ее как фанатичку, кто-то восхищается ее несгибаемостью и верностью принципам. Во время появления картины люди сравнивали героиню с народниками и Стенькой Разиным. Это говорит лишь о том, что "боярыни Морозовы" есть в каждой эпохе, всегда найдутся люди, верные своим убеждениям.I
Святой мученице Феодоре.
Боярыне Морозовой.
(Автор не уаказан)
Давно минули дни былые: cребро и злато, честь и сан,
С цепями дровни заменили,бярский праздничный каптан.
К суду и прению о вере предстала доблестно жена,
В лукавый сонм архиереев, в толпе врагов – совсем одна.
На ней железные вериги, но слово крепко во устах,
С улыбкой вкрадчивой, игривой пытал ей душу патриарх:
– Почто, о мати Феодора, веленьем царским небрежешь,
Покорна будь и тут же скоро всю милость вновь приобретешь.
Почто ты цепи возлюбила, темницы смрад, людей – сором,
Попомни честь, в какой родилась, палаты расписных хором.
С царем трапезу ты держала, была великая в женах,
А ныне, что с тобою стало? сидишь во прахе, в кандалах!
Тебе чело сейчас помажем, чтоб разум гордый просветлел,
– Так говоря, пошел он важно и руку вознести хотел.
– Нет, стой, не смей, меня не трогай, не надо мне твоих святынь!
Иди ты сам, своей дорогой, а у меня есть путь один!
Бряцает цепь, разлито масло, посрамлен гордый патриарх,
Пропала прочь улыбки маска, звериный дух горит в глазах:
– Ах так ты, страдница, ехидна! так получи же, вражья дщерь!
– Сбить с ног велит, на землю кинуть, цепями волочить за дверь.
Глава ее по всем ступеням стучит в потеху злым судьям,
Петлей железной стал ошейник, рвет выю, режет пополам.
Но все терпеть она готова, готова с верой пострадать,
Пойти к Голгофе в путь суровый, не оборачиваясь вспять.
2. Ночной порой, зимой морозной, свезли трех узниц в тайный дом:
Сидел палач и служка грозный держал клинок, калил огнем.
– Тебя ли ныне, Феодора, – сказал судья, – я вижу здесь,
– Упрямства ради и раздора попрала ты и стыд и честь!
Я жду, подумай, сделай выбор, пока на "тряску" не поднял,
– Кивал ей головой на дыбу, бранил и льстил и умолял.
– Оставь свои пустые речи, – что славы в суете земной,
Когда сам Спас, взяв крест на плечи, смирил в зрак рабий Образ Свой!
И как его жиды распяли, так ныне мучите вы нас!
– Их словом крепким обличала, огня с тисками не боясь.
Стянул тугой хомут запястья, рука ломается, трещит,
Корит же ересь и на "тряске", за душу тела не щадит.
С огня на снег их выводили терзали, мучали всю ночь:
Пытали мразом, плетью били, но со стыдом вернулись прочь.
Как дальше быть – в суде решали и шел о том великий спор,
Размыслил царь, вздохнул в печали, послал совет и уговор:
– О мати, свет мой Феодора, Екатерина по делам!
Молю, послушай мое слово, пойди, как все, к молитве в храм.
Придут к тебе мои боляре в каптане царском понесут,
В сребре и злате, светлой славе и госпожою нарекут.
Одно прошу – сложи ты щепоть! и так народу ты явись,
Чтоб утолить все споры эти, а про себя, хоть как, молись.
– Железо уз мне краше злата! – шлет Феодора свой ответ,
– – И той лишь чести буду рада, чтоб в срубе за Христа сгореть!
3. Задуха, жажда в яме тесной – измором смерть взамен огня,
Сокрыт землею свет небесный, не различить от ночи дня. Терзал и мучал лютый голод, страданью крайний стал черед,
Кидают силы Феодору, томится плоть и сон нейдет.
– Помилуй мя, дай мне калачик, зело изнемогла душой!
– Зовет стрельца в безмолвном плаче, но тот качает головой.
– А хлебца принеси немножко… – не знаю, где мне хлебца взять…
– Так хоть сухарик, хоть бы крошки!.. – не смею, госпоже, подать! – Огурчик, яблочко – не можешь? – и рад бы, да сильнее страх.
– Добро же, чадо, воля божья, хвала Христу, что строит так!
Тогда прошу, еще другое: умру – не разлучи с сестрой,
Как вместе мы страдали в горе, так да вселимся и в покой.
Мольбе последней внемля, воин, рубаху ей на смерть стирал,
Чудясь душой о страсти вольной браду слезами орошал…
…Могилку злобно охраняли, чтоб на помин лампад не жгли,
И звезды лишь над ней мерцали да крины сельные цвели.
Но время подвигу открыться, стоит часовенка и крест,
Идут с любовью поклониться и подвиг мучениц почесть.
-
Здание бывшего Боровского уездного училища. На переднем плане памятный крест на месте разоренной могилы боярыни.
Источник: fb.ru›article/134732/boyaryinya-morozova…morozovoy
н
Ссылка на оригинал