ХУДОЖНИК МАКСИМОВ ВАСИЛИЙ МАКСИМОВИЧ
КЛАССИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Максимов Василий Максимович родился в 1844 г. в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, был отдан в учение в иконописную мастерскую, где получил первые уроки живописи. В 1863 г. Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств вольнослушателем, а в 1864 г. стал членом Художественной артели, возглавляемой П. А. Крестоносцевым. Артель была организована "для совместной работы и жизни", подобно артели И. Н. Крамского, но просуществовала немногим более года. Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась группа "четырнадцати" во главе с И. Н. Крамским. "Я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя", — говорил он.
Получив в 1866 г. звание классного художника 3-й степени, отправился в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом того же года совершил поездку но Волге, которая оставила массу ярких впечатлений о жизни народа. Его произведение "Бабушкины сказки" (1867), показанное на выставке передвижников, было премировано и тогда же куплено Третьяковым для его галереи.

В картине "Больной муж" (1881) художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика па лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка.

В эти годы Максимов создал целую серию картин, посвященных жизни бедняков, тяжелой крестьянской доле:


"Слепой хозяин" (1884),


О подобных работах художника И. Н. Крамской сказал: "Да, да, сам народ написал свою картину. < …> Вот, жанристы, у кого учитесь". Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал Максимов в произведении "Семейный раздел" (1876), изобразив дележ имущества между двумя братьями. Корыстолюбие и алчность, с одной стороны, и беззащитность и кротость — с другой. Эта вечная тема особенно сильно выразилась в женских образах: обездоленную и обманутую младшую невестку, в чьем облике сказалась традиция поэтических женских типов Венецианова, художник противопоставил жадной и вздорной жене старшего брата. "Кремень передвижничества", "самый несокрушимый камень его основания" — так называл Максимова И. Е. Репин.

Участник I передвижной выставки, единогласно принятый в ноябре 1872 г. в ряды товарищества передвижников, художник все свое творчество посвятил изображению народа. Среди значительных произведений Максимова стоит несколько особняком от центральной темы его творчества картина "Всё в прошлом" (1889). Проникнутая ностальгией по ушедшим временам, она продолжает мотив тургеневских вымирающих "дворянских гнезд". Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.

Художник еще несколько раз "отходил от "крестьянской темы" в таких картинах как

"С дипломом" (1866 г.)

"Шитье приданного (1866 г.)

Последние два десятилетия жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений. Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; по-прежнему писал сюжеты из крестьянского быта, а незадолго до смерти начал картину "Прощеное воскресенье", но не закончил ее. Бедность, истощение, болезни свели художника в могилу. Умер он в 1911 году
Ссылка на оригинал