Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Про искусство

Оценить эту запись

ХУДОЖНИК АРСЕНИЙ ИВАНОВИЧ МЕЩЕРСКИЙ (1834-1902)

Запись от Про искусство размещена 07.08.2018 в 12:36

АКАДЕМИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Арсений Иванович был рожден в Тверской губернии и его происхождение шло от знатного княжеского рода Мещерских, что и по сей день является неподтвержденным фактом. Достоверно известно лишь то, что двадцатилетним юношей Арсений поступил в Императорскую Академию художеств, где постигал азы живописи в течении трех лет. Его учителями были Ф.А. Бруни, С.М. Воробьев, Т.А. Нефф.

Обучаясь в Академии, несколько раз получал за конкурсные работы серебряные медали. Но для амбициозного молодого художника этого было недостаточно, и он оставляет учебу в Петербурге и едет за свои средства в Швейцарию учеником к художнику А. Каламу - известному по тем временам швейцарскому пейзажисту.

И совсем скоро он отправит из-за границы в Академию полотно "Швейцарский вид", за которое получит большую золотую медаль, звание первоклассного художника и право на полный пансион за границей за счет учебного заведения на четыре года.

«Швейцарский пейзаж». Херсонский художественный музей.  Автор: А.И. Мещерский.

"Швейцарский пейзаж". Херсонский художественный музей. Автор: А.И. Мещерский.


Пройдет немного времени и Арсений Мещерский будет иметь широкое признание и в России, и в Европе, а также станет академиком и профессором Петербургской Академии художеств.

 «У воды». (1860 год). Автор: А.И. Мещерский.

"У воды". (1860 год). Автор: А.И. Мещерский.



Всю последующую жизнь прожил в Петербурге, преподавая в Академии и работая над пейзажами в различных техниках: от акварели и сепии до масляной живописи. Да и сама пейзажная тематика у Мещерского была широкого диапазона. Обычные виды русской природы в любое время года, море и горы, изображаемые мастером, - все это было подчинено одному - великолепной технике рисунка, удивительному композиционному строению и необычайной передаче эффектов освещения.

«Тропинка в лесу». (1880-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.

"Тропинка в лесу". (1880-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.


Все пейзажи мастера - удивительны, необыкновенно реалистичны, ярки, дышащие жизнью полотна. Нечто в манере живописца взято от талантливого учителя Калама. Однако вникнув глубже, видим четко просматривающийся собственный стиль художника, который был и остается его "фирменным знаком".

«Озеро в горах» 1860-е.  Автор: А.И. Мещерский.

"Озеро в горах" 1860-е. Автор: А.И. Мещерский.

«Горное озеро». (1865 год). Автор: А.И. Мещерский.

"Горное озеро". (1865 год). Автор: А.И. Мещерский.


Совершенная техника рисунка ярко прослеживается во всех работах Мещерского, поэтому он и называл себя "рисовальщиком", справедливо полагая, что рисунок - краеугольный камень изобразительной грамоты. Его полотна можно рассматривать долго, переводя взгляд от одной детали, прописанной со скрупулезной тщательностью к другой.

«Грот на берегу моря». Частное собрание.  Автор: А.И. Мещерский.

"Грот на берегу моря". Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.


А окинув взглядом все полотно, как бы целиком погружаемся в удивительный мир того уголка природы, который художник хотел нам показать. Русская зима и летние лесные чащи были любимыми мотивами в творчестве художника, а пейзажи Швейцарии и Крыма пользовались небывалым успехом на академических выставках.

«Горный пейзаж» (1860-е). Автор: А.И. Мещерский.

"Горный пейзаж" (1860-е). Автор: А.И. Мещерский.

«Река в горах Швейцарии». (1870-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.

"Река в горах Швейцарии". (1870-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.


За свою жизнь пейзажист много путешествовал по России и Европе, неоднократно посещал Крым и Кавказ - отсюда великолепные горные и морские пейзажи. А в 1867 году Арсению Мещерскому посчастливилось сопровождать великого князя Алексея Александровича в кругосветном путешествии. Оттуда художник привез большое количество картин, этюдов, зарисовок.

«Вид Иверского монастыря на Афоне». (1900-е). Тверская картинная галерея.  Автор: А.И. Мещерский.

"Вид Иверского монастыря на Афоне". (1900-е). Тверская картинная галерея. Автор: А.И. Мещерский.


В 45 лет художник сильно переболел пневмонией, что сказалось на общем состоянии здоровья. Уже никто не надеялся, что он выживет, но Арсений Иванович "выкарабкался из лап смерти". Однако постоянное удушье и кашель отныне будут преследовать Мещерского до конца его дней. А умрет он в 68-летнем возрасте в Санкт-Петербурге

«Ледоход» (1869 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский.

"Ледоход" (1869 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский.


В середине ноября 1902 года в газете "Новое время" появился некролог. Он сообщал о том, что "13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга"…

«Морской пейзаж» (1899 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский.

"Морской пейзаж" (1899 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский.

«Горный пейзаж». (1899 год). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.

"Горный пейзаж". (1899 год). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.

«Пейзаж с козами». (1868 год).  Дагестанский музей изобразительных искусств. Автор: А.И. Мещерский.

"Пейзаж с козами". (1868 год). Дагестанский музей изобразительных искусств. Автор: А.И. Мещерский.

«Прибой». Автор: А.И. Мещерский.

"Прибой". Автор: А.И. Мещерский.

«У родника». (1870 год). Автор: А.И. Мещерский.

"У родника". (1870 год). Автор: А.И. Мещерский.

«Парк в Сестрорецке». Тульский художественный музей. Автор: А.И. Мещерский.

"Парк в Сестрорецке". Тульский художественный музей. Автор: А.И. Мещерский.

«Морской пейзаж». (1870-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.

"Морской пейзаж". (1870-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.

«Пейзаж с озером». (1870-е). Автор: А.И. Мещерский.

"Пейзаж с озером". (1870-е). Автор: А.И. Мещерский.

«Крымский пейзаж» (1870 год). Частное собрание

"Крымский пейзаж" (1870 год). Частное собрание

«Кавказ». (1873 год). Омский музей изобразительных искусств. Автор: А.И. Мещерский.

"Кавказ". (1873 год). Омский музей изобразительных искусств. Автор: А.И. Мещерский.

«Вид турецкого города». (1878 год). Луганский художественный музей.  Автор: А.И. Мещерский.

"Вид турецкого города". (1878 год). Луганский художественный музей. Автор: А.И. Мещерский.

«Зима. Ледокол». (1878 год).Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский.

"Зима. Ледокол". (1878 год).Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский.

«Горный поток». (1880-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.

"Горный поток". (1880-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.

«Обрывистый берег. Сосны» (1880-е).

"Обрывистый берег. Сосны" (1880-е).

«Солнечный день». (1884 год). Частное собрание.

"Солнечный день". (1884 год). Частное собрание.

«Мостик через речку. Летний день» 1890-е

"Мостик через речку. Летний день" 1890-е

«Лес в солнечный день». (1901 год). Частное собрание.

"Лес в солнечный день".(1901 год). Частное собрание.

Арсений Иванович Мещерский по праву считается одним из крупнейших мастеров пейзажной живописи в России последней трети XIX столетия, превосходным колористом и рисовальщиком.

Его творчество представлено в крупнейших музейных собраниях мира, в частности, в Государственной Третьяковской галерее.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050818/39925/



Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 191 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 





















Часовой пояс GMT +3, время: 16:45.


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot