Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Кирилл Алексеев
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Оценить эту запись

Про Исаакий

Запись от Кирилл Алексеев размещена 25.04.2017 в 17:36

Как-то посетила меня лукавая мысль, что Исаакий постройка хоть и величественная, но символьно не слишком обременённая православной эмблематикой.

Купольным барабан, водруженный на крестообразное тело постройки, имеет иконографический источник - это Темпьето - символ ренессансной архитектуры, авторства архитектора Браманте. Маленький круглый храм, построенный в римском Трастевере, на месте распятия апостола Петра в 1502 году стал образом идеального Храма.

Эта же форма может встретиться нам в здании вашингтонского Сената, парижского. Пантеона, лондонского собора св. Павла, - везде она увенчивает крестообразный в плане фасад, являя образ единства античной эстетики и христианского целеполагания.

Такие сложные архитектурные программы были свойственны масонским зодческим профсоюзам наподобие ложи "Объединённых Друзей" или "Les Neuf Soeurs". Вольные каменщики ещё изящно отметились в интерьере непрозрачными намеками на Храм Соломона и римский Пантеон, что не очень традиционно для крестово-купольной древнерусской архитектуры.

Один раз народный ропот из-за Исаакия уже звучал в Санкт-Петербурге. Это было, когда для строительства нынешнего предмета спора сносили старый, но удивительно изящный храм, построенный Ринальди. Международный авторитет этого архитектора был общепризнан и демонтаж его варианта Исаакиевского собора ради строительства более крупной постройки был горожанам непонятен.

Многие, особливо те, у кого имелся вкус и образование, отнеслись к этому градостроительному перформансу приблизительно так же как москвичи среагировали на "воссоздание" Военторга и гостиницы "Москва" при Лужкове.

В экстерьером решении Исаакий являет собой академический живописный официоз XIX века удачно оформленный архитектурной декорацией в стиле терм Каракаллы. Надо заметить, что архитектурные мотивы украшений античных бань, были весьма любимы российскими правителями. Так, в Царском Селе можно наблюдать Кухню-руину Кваренги, где фасад украшен археологическими фрагментами как раз из римских терм Каракаллы.

Справедливо будет заметить, что в европейской культуре эта символика не имеет того изначального языческого значения. Так получилось из-за многовековых разработок и использования этой формы.

.В русской семиотике не было продолжительного архитектурного пути от помывочного пространства до главного Храма города. Тут, совершенно точно, назревает иконологический конфликт, обусловленный разностью исторических путей.

Именно по этой причине, зодческие идеи вольнолюбивого XIX века могут ненароком оскорбить, и может даже пошатнуть канонические устои Московской патриархии. Во избежании таких нетолерантных ситуаций Исаакиевский собор стоит оставить музею, а службы перенести в сквер с южного входа.

Мы привыкли двигаться прыжками, мощными рывками, мобилизуясь для кратковременного прорыва. Исключительное отношение к символичности, сохранение знаковых и эмблематических значений есть отражение религиозности русского искусства.

Художник по этому в России жрец. А каждая картина алкает



Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 920 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 





Часовой пояс GMT +3, время: 18:33.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot