Музей Альберт-холл. Джайпур. Индия. Часть 3.
Индийские мастера издревле славились своим мастерством создания великолепных декоративных изделий из самых разных материалов.
На раскопках ученые часто обнаруживают литые статуэтки, кухонную утварь, украшения отличного качества. Свое необыкновенное дело ремесленники пронесли сквозь время и сегодня поражают наше воображение.
Одним из видов индийского ремесленного искусства, способного превратить "сырой" материал в шедевр, является художественная обработка металлов.
Труд мастеров кропотлив и порой изнурителен, но в итоге результат превосходит все ожидания.
Обработка металла как ремесло возникла на Индостане ещё в глубокой древности.
Согласно археологическим находкам, начиная с V тысячелетия до н.э., ремесленники северной части Индостана изготавливали из металла и сплавов оружие, кухонную утварь, статуэтки, украшения и многое другое, достигнув высокого уровня мастерства.
Традиционно индийские мастера кузнечного дела использовали различные металлы, такие как железо, медь, серебро, а также сплавы – бронзу, белый металл, колокольную бронзу.
Древняя Индия достигла больших успехов в обработке железа.
Чеканка – это произведения декоративно-прикладного искусства в виде скульптурных настенных барельефов из листового металла, скульптурных сувениров или предметов домашнего обихода.
Профессиональный чеканщик, чтобы изготовить сложное изделие должен владеть ремеслом и литейщика, и кузнеца, и чеканщика, и гравировщика по металлу, и резчика, и лудильщика.
Одним из самых распространенных видов обработки является бронзовое литье. Технология литья из бронзы, дошедшая до наших дней, выглядит следующим образом.
Вначале фигуры моделируют из воска, а затем обмазывают глиной. Когда глина высыхает, получившуюся фигуру разогревают, чтобы вытопить воск.
В образовавшуюся форму заливают расплавленную бронзу, причем в середину изделия вставляют глиняный стержень, чтобы изделия оставались полыми. Когда сплав застывает, изделие очищают от глины, шлифуют, покрывают позолотой или расписывают красками.
Металлические щиты украшали чеканкой, гравировкой, выпуклым рисунком, эмалью, золотом.
На некоторых делали надписи. Их инкрустировали полудрагоценными и драгоценными камнями.
Великолепно украшенные сценами охоты, изображениями богов и богинь или стихами из священных книг, щиты свидетельствуют о высоком мастерстве ремесленников, которые их делали, о доблести индийских воинов.
Бронзовые скульптуры древности изображают богов и небожителей в соответствии с традиционными представлениями индийцев. Отлитые статуи отражают бессмертие и тайны древних культур буддизма, индуизма и джайнизма.
Одна из них - Гаруда, солнечная птица, прародитель и царь птиц - популярнейший, сложный и многозначительный образ индийской мифологии.
Иногда Гаруда изображается в человеческом обличье, но с головой и крыльями птицы, со змеей в клюве.
Олицетворяет солнечную природу, так же как змеи, его извечные антагонисты, олицетворяют в индийской мифологии природу вод.
"He счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полуденном..." – таково было мнение европейцев о богатствах Индии на протяжении многих сотен лет.
Однако главное богатство Индии заключалось вовсе не драгоценных камнях, а в железе!
В музее находится богатая коллекция "холодного" и "горячего" оружия.
Еще во времена Александра Македонского индийская сталь ценилась очень высоко и шла на производство только самого лучшего оружия.
Именно древние индусы овладели секретом производства булатной стали, известной в Европе под названием дамасской.
В Индии вырабатывалось нескольких сортов стали различного качества.
Сталь шла на производство разнообразных видов вооружения, которое затем вывозилось не только на рынки Востока, но и в Европу.
Многие виды оружия были присущи только этой стране и кроме нее нигде больше не применялись. Если же их и покупали, то рассматривали как диковинку.
Могу услышать упрек, что на снимках (не всегда четких) показываю не столько оружие, сколько красоток, позирующих возле храброго воина.
А также посетителей - индийцев. Оправдание: их приятнее фотографировать, чем сабли и кинжалы)))
Ссылка на оригинал