Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Gnesterov
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Оценить эту запись

СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ МИНСКА В ПАРИЖ

Запись от Gnesterov размещена 30.08.2015 в 17:15
Обновил(-а) Gnesterov 30.08.2021 в 13:40

[IMG]
is pic[/IMG]





Сентиментальное путешествие из Минска в Париж






Париж- понятие интернациональное, всеобщее- это символ и это реальность, неповторимая и конкретная, сильно отличающаяся от всего , что видел до сих пор… В Париж конечно легче добираться самолетом, но романтичней и более основательно автобусом, битком набитым людьми, большинство из которых еще никогда там не бывшими. Вот за окном проплывает Минск, Беларусь, затем Польша, Германия…
Аура сгущается, становится тяжело дышать, пассажиры дружно Выскакивают на остановках покурить и потрогать землю ногами, чтобы убедиться в материальности происходящего…а вот и Франция… темнеет… В Париж, совсем не такой как на открытках и в фильмах, приезжаем ночью- громадные, таинственно освещенные кварталы, незнакомые улицы, акведуки, туннели …мелькание света и тени…
Днем Париж другой… Время и пространство спрессованы в картины, камень и лица людей. Тонкий, неуловимый парижский шарм. Величие и грациозность, чувство такта и меры. 20 век, с его агрессивностью, фанатизмом и неумеренностью, с его техницизмом и крайним формализмом, бунтом и отрицанием всей предыдущей мировой культуры – органично и гармонично вплавился в архитектуру и сам стал историей той самой культуры, которую отрицал… Даже такие радикальные формы как Эйфелева башня, центр Помпиду и стеклянная пирамида у Лувра, стали такой же органичной и привычной частью Парижа, как Елисейские поля и Нотр Дам.
Первым мы посещаем Центр Помпиду, или Национальный Музей Современного Искусства. Здание стилизовано под фабрику или нефтеперегонный завод – вроде бы рационализм и функциализм оборачивается барочным нагромождением конструкций и труб.
Большая выставка называется «Big Bang» (Большой взрыв). – Тема: «Разрушение и созидание в искусстве 20 века». Впервые материал располагался не по хронологическому принципу, а сгруппирован по темам. Это придает относительную цельность и драматичность экспозиции (в отличие от аналогичной коллекции в Стедлик музеум в Амстердаме, показавшейся мне более аморфной.)
По мере того как 20 век удаляется от нас, все настойчивей возникает вопрос: «А что это было?» Конечно, тут, в музее, представлено не все искусство минувшего века, а наиболее острые и характерные, по мнению устроителей, образцы искусства. Это действительно был большой взрыв, и большое разрушение… разрушение реальности предшествовавшей 20 веку. Но даже взрыв, не только разрушает, но и созидает. Что же создано? Новая реальность! Реальность в которой мы живем и новые люди, с которыми мы живем… Мы оказались в новом, незнакомом, неисследованном мире. И если 20 век воевал с реальностью, а главным было понятие эффективности, то 21 веку придется ее, реальность принять и ведущими станут понятия правды и верности…
Искусство 20 века закрывало глаза и жило в бредовом, фантастическом и головном мире; шокировать, эпатировать, привлекать внимание любой ценой, нетрадиционным поведением, или изображение реальности деформированной, гротескно искаженной и осмеянной… Циклические переходы от агрессивной ярости разрушения к глубокой депрессивной меланхолии.
Но вернемся к Парижу… Как ни странно, посещение Монмартра произвело на меня большое впечатление. Бодрый декабрьский ясный день. Подъем на самую настоящую гору. Фантастическая перспектива города… Мысленно возвращаюсь на сто лет назад… Это место было пригородом. Маленькие улочки, уютные дешевые кафе. Богема со всего мира. Ощущение постоянного кайфа… Замечательные, дешевые французские вино и сыр. Красота и величие природы. Мир еще целен, все едины, дружны и великодушны… Но в душе у каждого появляется желание отщипнуть, откусить, оторвать от этого целого часть, поделить и присвоить единый неделимый, цельный мир, не подозревая, что тем самым они его уничтожают… И, тем не менее, этот город, принадлежащий времени, французам и всему человечеству, еще цел и невредим и отсюда, с Монмартра, удивительно красив…
Время объединяет и гармонирует стили и времена, поэтому мне показался неудачным опыт по очистке и осовремениванию Нотр Дама, но гулкое пространство внутри собора все искупает; на каждой стене громадные, пыльные, первоклассные шедевры живописи, не уступающие по ценности картинам Лувра…
Но вот и Лувр, громадный и величественный дворец французских королей, благодаря которым человечество сохранило и преумножило несметные сокровища духа. За один раз немыслимо все осмотреть, выручает только то, что очень многое раньше видел в многочисленных изданиях… Быстро пробегаю историю человеческой культуры ненадолго задерживаясь в некоторых точках, лежащих в разных временах и разных географических пространствах… Особый интерес к архаике – цельность мира, впервые явившегося человеческому сознанию… Удивительное, неповторимое разнообразие человеческого опыта…Египет, Вавилон, Шумеры, Халдеи, Греки, древний Рим… Европа средневековья и возрождения, Европа до 20 века… Привлекла внимание французская живопись конца 18 начала 19 века – Давид, Жерико, Делакруа, Энгр… Обычно я долго стою перед картинами Рембрандта, но на этот раз я более спокойно воспринял их… К моему удивлению меня надолго приковала к себе прекрасная коллекция Леонардо да Винчи. Ощущение тайны и глубины… Репродукции не передают полного масштаба его произведений.
Выхожу из Лувра, незаметно вынося несметные сокровища мировой культуры. Таких как я много, но Лувр не скудеет…
А это музей Д’Орсе – гигантская коллекция импрессионистов – они показались немножко тускловатыми и почерневшими… но великолепен и ярок поздний Клод Моне; и совершенно сияющий постимпрессионизм Ван Гога...
Рад, что не пожалел несколько дополнительных евро за коллекцию русской живописи в этих же стенах. Смотрю глазами французов – то что дома не воспринимаем, не ценим… здесь выглядит эффектно, своеобразно, оригинально…
Не удается попасть на Климта – очередь на пол дня, но я не унываю – в Париже много частных галерей, говорят более двух тысяч… Они разбросаны в разных частях города, довольно хаотически, перемежаясь кафешками и маленькими магазинчиками. Тут представлено сегодняшнее искусство – общее впечатление: преобладание декоративных и эстетских подходов, смакование фактуры, виртуозности мазка; иногда тонкие гармонии, иногда вульгарный, кричащий цвет… иногда эпатаж. Каждая галерея ориентирована на своего зрителя и покупателя. Большинство на среднего. Есть и на богатого. Богатого вульгарного и богатого с претензией на вкус… Как всегда трудно найти серьезное, глубокое искусство, его мало, ему трудно пробиться.
Несколько дней не много, чтобы ознакомиться основательней хотя бы с частью из галерей. Это поверхность художественной жизни Парижа и мира… Здесь представлены все страны, в том числе, время от времени мелькают и белорусские художники.
Вот и сейчас, не в какой нибудь маленькой галерейке, а в Центре Пьера Кардена, в сердце Парижа открылась выставка живописи наших художников. Выставку почтил своим присутствием, к великому удовольствию художников, мэтр белорусской живописи Борис Заборов. Экспозицию можно хвалить и критиковать за одно и то же – например, за широту охвата – хорошо, что было представлено много стилей и художников, или критиковать – не всегда работы художников уживались друг с другом.
Хотелось бы помечтать о том, чтобы выставок было побольше, с широким и более узким охватом, с привлечением государственных а может быть спонсорских денег, ведь народы еще больше чем спорт сближает и облагораживает культура… Если такие мероприятия делать не формально, вкладывая в это душу, потраченные деньги могут со временем окупиться за счет роста стоимости картин. Рождающееся при этом доверие, понимание, дружбу трудно переоценить…
Конечно, на этот раз мы больше посмотрели в Париже, чем показали и больше получили, чем дали… Но не надо слишком скромничать и прибедняться – у нас в Минске прекрасная коллекция живописи в Национальном Художественном Музее.
У нас многочисленная и достаточно сильная школа современной живописи, еще сравнительно не изученная и не известная. Белорусская живопись оказала мощное, революционизирующее влияние на мир. Вспомним общепризнанных гениев 20 века – Шагала и Малевича.
А Сутин ? А наши замечательные современники – Целков и Заборов, работающие за рубежом, но являющиеся нашей национальной гордостью и совестью?
Слава белорусского искусства это также и деньги, а деньги должны приносить проценты… Мы их не используем. Это не рационально…
Нужна ли нам культурная самоизоляция?…
Как мы оценим свое культурное своеобразие не сопоставив себя с миром?
Выставка состоялась при визовой поддержке посольства Франции и помощи Союза Художников Беларуси, а главное благодаря хлопотам и инициативе посла Беларуси во Франции Шиха Виктора Адамовича и его очаровательной супруги Лилии Васильевны.



Григорий Нестеров 2007




[IMG][/IMG]





[IMG][/IMG]





© 2014 «Артель». Все права защищены
Обратная связь
Размещено в Без категории
Просмотров 1789 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 





Часовой пояс GMT +3, время: 23:16.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot