Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Про искусство
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Оценить эту запись

Художница с улыбкой Джоконды...К 130-летию З. Серебряковой

Запись от Про искусство размещена 14.12.2014 в 15:55

Короткими, залитыми слепящим солнцем зимними днями 1909 года в загородном доме усадьбы Нескучное писала Зинаида Серебрякова автопортрет, известный под названием "За туалетом". Писала для себя. Уж очень был звонкий морозный день, от света которого искрились и переливались всеми цветами даже безделушки на столе. И она сама — молодая, счастливая, полная надежд и задора. Рука невольно потянулась к краскам — захотелось остановить счастливый и прекрасный миг! Старший брат, Евгений Лансере, уже известный художник, увидев автопортрет, настоятельно посоветовал отправить его на предстоящую выставку в Петербург. И вот в 1910 году на VIIвыставке "Союза русских художников" (тогда в это объединение входили члены распавшегося "Мира искусства") рядом с произведениями Валентина Серова, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Анны Остроумовой-Лебедевой впервые экспонировались произведения Серебряковой...
Зинаида Серебрякова (1884-1967) — одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Она родилась 12 декабря 1884 года в родовом имении "Нескучное", под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Ее братья не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики.

Портрет М.Н. Бенуа. 1910 г.
Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату. Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н.Л. Бенуа и в имении "Нескучном". Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразится в ее творчестве. В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург.

Пьеро. Автопортрет. 1911 г.
Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина. В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М.К. Тенишевой. В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

Ментона. Вид с гавани на город
В 1905-м вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего двоюродного брата, приняла его фамилию. В это время он студент (позднее железнодорожный инженер). После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры. Через год молодые возвращаются домой.

Купальщица. 1911 г. Русский музей

В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи. Как сказагл выше, широкую известность принёс Серебряковой автопортрет ("За туалетом", 1909, Государственная Третьяковская галерея); впервые показанный на большой выставке, организованной "Миром искусства" в 1910-м. За автопортретом последовали "Купальщица" (1911, Русский музей), портрет "Е.К. Лансере" (1911, частное собрание) и портрет матери художницы "Екатерина Лансере" (1912, Русский музей) — зрелые работы, твёрдые по композиции.

Портрет Б.А. Серебрякова.1905 г.
С августа 1914 года муж Зинаиды Б.А. Серебряков — начальник изыскательской партии на строительстве железной дороги Иркутск — Бодайбо, а позднее, вплоть до 1919 года, принимает участие в строительстве железной дороги Уфа — Оренбург. Этот по-своему счастливый брак принёс супругам четверых детей: сыновей Женю и Шуру, дочерей Таню и Катю (все они впоследствии связали свою жизнь с искусством, стали художниками, архитекторами, декораторами).

Спящая крестьянка. 1917 г.
Расцвет творчества художницы происходит в 1914-1917 годах. В это время Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе: "Крестьяне", "Спящая крестьянка". В картине "Беление холста" раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

Картина "Беление холста"
В 1916 году А.Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Она занялась темой стран Востока: Индии, Японии, Турции. Аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. В это же время молодая художница работает над большой картиной на темы славянской мифологии, которая осталась незаконченной....

За завтраком (дети художницы)

Карточный домик
Зинаида встретила Октябрьскую революцию в родном имении Нескучном. Её жизнь внезапно переменилась. В 1919 году умирает от тифа её муж Борис. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Голод. Запасы Нескучного разграблены. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует своё самое трагическое произведение — "Карточный домик", показывающее всех четверых осиротевших детей. Семья переезжает в Харьков и Зинаида находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов.

Портрет Таты в костюме Арлекино
В декабре 1920 г. Серебрякова переезжает в Петроград на квартиру деда Бенуа. Ей повезло — в эту квартиру поселили "на уплотнение" артистов театра МХАТ. В этот период она рисует на темы из театральной жизни. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида вместе с дочерью посещает Мариинский театр, бывает и за кулисами. Творческое общение с балеринами на протяжении 3-х лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Портрет балерины Иветт Шовире

Балетуборная. Снежинки
В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы.

Портрет Валентины Константиновны Ивановой в костюме испанки
Она собиралась вернуться в Россию, где остались её мать и дети. Однако вернуться ей не удалось, и она оказывается оторванной от Родины и детей (двух детей — Александра и Екатерину — удалось к ней послать). Все те небольшие деньги, которые ей удаётся заработать, она отправляет матери и детям в Россию. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 году получает французское гражданство.

Освещенная солнцем. 1928 г.
Зинаида много путешествует. В 1928 и 1930 годы едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.

Бретань. Городок Пон-л Аббе.Порт. 1938 г.

Марраккеш. Вид с террасы на гору Атласа. 1928 г.
"Улыбкой русской Джоконды" называют автопортреты Зинаиды Серебряковой. Но если на ее знаменитых ранних автопортретах это светлые улыбки предвкушения счастья, то на позднем полотне (фото ниже) — полное горечи осознание невосполнимой утраты. Утраты Родины, утраты иллюзий и надежд...

Aвтопортрет. 1956 г.
Переехав во Францию после революционных потрясений, художница потерялась в бурной и яркой, но чужой и холодной жизни. А возвращение в Россию уже было невозможным. Эта "потерянность" щемящей нотой звучит в картине.

Портрет дочери Кати. 1929 г.
Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой. В 1961 г. в Париже ее навещают два советских художника: С. Герасимов и Д. Шмаринов (в 1965 г. они помогают Серебряковой устроить большую выставку ее работ в Москве). В 1960-м, после 36 лет разлуки, посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Ленинграде и Киеве. Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с работами Боттичелли и Ренуаром.

Портрет графини Р. Зубовой

Князь Феликс Юсупов. 1925
Секрет такого успеха, наверно, в том, что все свои работы Зинаида Евгеньевна создавала по велению души. Даже когда ее семья терпела тяжкие лишения, у нее не получалось писать на заказ. Возможно, именно поэтому создаваемые ею образы лишены всякой наигранности, той механистичности созидания, которая способна испортить работу даже самого выдающегося художника. Они полны духовности и душевности, таинственны, загадочны, совершенны и безмерно притягательны в своей естественной прелести.

Портрет Е.Н. Гейденрейх в голубом. 1923
19 сентября 1967 года Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Натюрморт. Атрибуты искусства
К 130-летию художницы Третьяковская галерея подготовила выставку работ Серебряковой, относящихся к периоду её творчества за границей.



Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 2363 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 





Часовой пояс GMT +3, время: 16:33.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot