Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Gnesterov
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Оценить эту запись

ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ ЦИКЛ "АВАНГАРДНЫХ" ДЕСЯТИЛЕТИЙ

Запись от Gnesterov размещена 05.11.2014 в 18:34
Обновил(-а) Gnesterov 31.05.2023 в 19:00

[IMG][/IMG]

Жак Луи Давид, "Клятва Горациев", 330х425, 1784 (Неоклассицизм)




ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ ЦИКЛ «АВАНГАРДНЫХ»* ДЕСЯТИЛЕТИЙ
(О колебаниях человеческой активности в истории)
(Рассмотрен только что окончившийся «горячий» 600-летний этап «лето»,** предпоследний в нашей эре) (1405-2004 годы.)

Сейчас (в 2014 году) заканчивается активное десятилетие*** (начавшееся в 2005 году).
С него начинается большой (600-летний) этап, которым завершается наша «новая» эра и закладываются основы следующей «новейшей» исторической эры.

Мною был обнаружен регулярный цикл чередования действенных («активных») и созерцательных («обращенных к реальности») десятилетий.

Здесь же, речь пойдет о характере только «активных» десятилетий. Для них характерна действенность, агрессивность, революционность и схематичность.
Наглядной иллюстрацией может послужить уходящее десятилетие: череда, как «цветных», «бархатных», так и кровавых революций, прошедших и проходящих на наших глазах… Мы видим, как после небольшой десятилетней паузы, в обществе активизировались настроения фанатизма и нетерпимости, скоропалительных, необдуманных действий, групповых пристрастий и агрессивности…

Но среди «активных» десятилетий особенно выделяются своей силой, подобно морскому «девятому валу», десятилетия, которые я называю «авангардными».
Вот и сейчас, после наступающей очередной десятилетней паузы относительного «отдыха» - (2015-2024 годах), начнется следующее, необычно «активное», «авангардное» десятилетие (2025-2034 годов). Есть опасность, что оно завершится очередной мировой войной…

Тут нужно отметить, что «авангардные» десятилетия повторяются через каждые 60 лет.
Ярким подтверждением этого факта является ближайшая к нам пара «авангардных» десятилетий 20-го века, отстоящих друг от друга на 60 лет.
Это – десятилетие 1905-1914 года, именно в это время произошел беспрецедентный взрыв человеческой энергии, и сформировалось искусство, впоследствии названное «авангардным».
Следующим, несколько ослабленным, но тоже взрывом эмоций и энергии, явилось десятилетие 1965-1974 годов, которое уже в 1967 году было названо «вторым авангардом». Уже в самом слове «второй» содержится идея продолжения, развития; эха ранее произошедших событий. Оба «авангарда» объединяет одна стилистика – центробежный, разбегающийся характер взаимоотношения индивидов или стремление к свободе любой ценой.
Необходимо добавить, что «первый авангард» носит идеальный и фанатический характер, а второй относительно более приземлен, используя и развивая ранее открытую стилистику. Это соотношение «идеальности» первого и «приземленности» второго авангарда сохраняется для каждого из 120-летних циклов…
Чтобы убедиться в этом, заглянем в предыдущий 120-летний цикл.
От 1905 года отнимем 120 и 60 лет. Мы получим даты двух десятилетий соответствующих «первому авангарду» - 1785-1794 годы; и «второму авангарду» - 1845-1854.

Мы видим феноменальный взрыв человеческой энергии в этом десятилетии (1785-1794), характерный для Великой Французской Революции 1789 года. Несомненна высокая идеальность провозглашенных новых принципов человеческой солидарности и справедливости… (Кстати, в конце этого десятилетнего периода, в 1794 году, был основан якобинский журнал, под говорящим заголовком – «Авангард»).
И, по прошествии 60-и лет, эхом и продолжением идей революции 1789 года, явилось десятилетие 1845-1854 годов (соответствующее «второму авангарду») – я имею в виду французскую революцию 1848 года и «Манифест Коммунистической партии».
Итак, здесь, также, как и в 20-м веке, сохраняется 60-летний интервал между «взрывными» десятилетиями. Здесь, также, как и в 20 веке, сохраняется соотношение «идеального» первого десятилетия и «приземленного» второго. (Пример: «революционный классицизм» Давида в первом случае, и «омужичивание» искусства Курбе, во втором).
При стилистической разнице этих двух «взрывных» десятилетий, по отношению к «авангардам» 20-го века (интеграционный, центростремительный характер «французских» революций, и центробежный, разбегающийся, революций 20-ого), есть сходство в постановке основополагающих принципов, носящих опережающий, «авангардный» характер.

Если мы заглянем еще на 60 и 120 лет назад, мы получим два «авангардных» десятилетия нового 120-летнего цикла: 1665-1674 и 1725-1734 годов.
Эти десятилетия, как и в прошлых циклах, носят взрывной, авангардный характер.
Здесь, также, десятилетие «первого авангарда» 1665-1674 годов носит более идеальный и пафосный оттенок… От фанфар Бернини на «Королевской лестнице» Ватикана, до гражданской войны в Польше – «в защиту Золотой Вольности», восстания Разина и многочисленных бунтов. Это был бунт и против устоявшегося порядка в «Дерзновенных речах» Дон Жуана и защите религии «дураком лакеем» (Мольер).
В десятилетии «второго авангарда» 1725-1734 годов, снова взрыв вольнолюбивых настроений. Но здесь меньше пафоса… Больше сатиры, осмеяния и фантастики… Свифт, Дж. Гей, Мариво, Хогарт… «Английские или Философские письма» Вольтера…
В России, с 1725 года наступила «эпоха дворцовых переворотов»…
Как мы видим, этот 120-летний цикл отличается от предыдущего своим центробежным, разбегающимся характером и этим он сходен с настроениями 20 века.
Тут нужно добавить, что общая стилистика центробежных циклов отличается от центростремительных некоторой облегченностью, поверхностностью и головным характером.

Рассматриваемые «авангардные» десятилетия очередного цикла (1545-1554 и 1605-1614) до краев насыщены страстью, кровью и обнаженными телами…
Это было время насильственной интеграции освободившихся людей в целостную структуру государства.
Центростремительные процессы «первого авангарда» - 1545-1554 годов повсеместно проходили с беспрецедентной жестокостью и яростью. Кровавые объединительные процессы шли одновременно во Франции, Англии, России и Японии. По всей Европе бушует эпидемия сифилиса. Стали нарицательными имена Ивана Грозного и его стрельцов; Генриха VIII, казнившего ок. 80 тыс. человек; Генриха II и его «Огненной палаты»; Марии Кровавой…
«Второй авангард» 1605-1614 годов был не такой кровавый как «первый», но тоже бурным и бунтующим: в России восстание Болотникова, Лжедмитрий; в Голландии буржуазная революция. Это время появления «Гелиоцентрической системы» Кеплера; экспрессии Эль Греко и Рубенса…
Стилистический оттенок материальности и чувственности, характерный для всех центростремительных циклов, проявился здесь наиболее ярко.

А теперь, прежде чем мы рассмотрим последний, рассматриваемый в этой статье 120-летний цикл, вспомним, что мы движемся назад, углубляясь в толщу времени…
Что основы событий, происходящих в нашем времени, являются продолжением того, что произошло в этих двух десятилетиях: 1425-1434 и 1485-1494.
Это было начало третьего шестисотлетнего, предпоследнего отрезка новой эры, названного мной «этап лето». Завершившийся сейчас этап, был временем отказа от прошлых ценностей, временем борьбы и революций… Борьбы всех со всеми… Личности и государства… и борьбы государства с личностью… Борьбы наций и религий; классов и партий… Этап логически завершился в 20-м веке невиданными катастрофами и морями крови, беспрецедентными в истории человечества…
Но начиналось все очень оптимистично…
В десятилетии «первого авангарда» 1425-1434 годов одновременно проявились центробежные идеи национального освобождения и свободной, богоподобной личности…
Именно в этом десятилетий закладывается первая идеальная архитектурная концепция возрождения в капелле Пацци, ориентированная на личность… Эмоциональным взрывом прозвучали слова Л. Вала в трактате «О наслаждении»: «Я бы осмелился пожелать… чтобы женщины ходили по городу обнаженными… Если бы у человека были не пять, а пятьдесят или пятьсот чувств!»
Это было десятилетие гуситских войн, подвига Жанны д'Арк, и затяжной гражданской войны в России…
В десятилетии «второго авангарда» 1485-1494 годов все происходит ярко, шумно и экспрессивно. П. Мирандола заявляет, что человек «…не стесненный никакими пределами …в центре мира…» В Риме в 1490 году 6800 проституток…
У Микеланджело в «Битве кентавров» груда переплетенных борющихся тел…
Аморализм и добродетель взаимно подстегивают друг друга…
Проповеди и революция Савонаролы… Испанская инквизиция уничтожает женщин – 10220 сожжено, 97371 повешено… Римский папа начинает «священную» войну против ведьм… В Китае побеждает конфуцианство – отстранены от службы тысячи буддийских и даосских монахов – убиты и изгнаны колдуны…

Мы видим, что здесь, также как и в других циклах, десятилетие «первого авангарда» более идеально (постановка целей), десятилетие «второго авангарда» более заземлено, оно воплощает и развивает темы провозглашенные ранее.
Здесь мы видим преобладание центробежных тенденций, что подтверждает идею чередования стилевой окраски 120-летних циклов.


* Идея выделения «авангардных» десятилетий пришла ко мне под влиянием термина «второй авангард», выдвинутого М. Гробманом в 1967 году.

** Согласно моей книге «Часы истории…» эра длится 2400 лет, и состоит из четырех этапов, по 600 лет каждый. Окраска этапов изменяется по аналогии с сезонами года: «зима», «весна», «лето», «осень». В каждой новой эре «сезонные» этапы повторяются в новой тональности. (Каждый этап состоит из 5-и 120-летних циклов).

*** Привожу в качестве примера чередование десятилетий последнего 120-летнего цикла:

1. 1885-94 - «Активное десятилетие» (действие, знак минус) - Анархизм и Символизм –«Крик» (Мунка) – становление Модерна.
2. 1895-1904 - «Обращение к реальности» (восприятие, знак плюс) - Застой и тишина («Белые кувшинки» К. Моне). – Чехов («Чайка»). – Левитан (Стога). – Дебюсси (Ноктюрны). – Неореализм.
3. 1905-14 - «Активное десятилетие» (действие, знак минус) – Авангардизм. Экспрессионизм. – Кубизм. – Футуризм. – Абстракционизм.
4. 1915-24 - «Обращение к реальности» (восприятие, знак плюс) - Поток сознания (Джойса). – Консерваторы (в Англии). – Взгляд назад (Стравинский). – Возвращение к нормальности. – Экзистенциализм (Ясперса). – Новая вещественность. – Реди мэйд.
5. 1925-34 - «Активное десятилетие» (действие, знак минус) – Коллективизация. – Ночь длинных ножей. – Гитлер, Сталин, Муссолини. – Функциональность и Рациональность. – Жестокость – Катарсис (Ороско).
6. 1935-44 - «Обращение к реальности» (восприятие, знак плюс) – «Крушение веры в разум» (Гуссерль). «Тошнота» (Сартр). Гештальттерапия (Перлз). – Хватит экспериментов – Вера – Ремесло (Дали).
7. 1945-54 - «Активное десятилетие» (действие, знак минус) - Атомная бомба. –«Демократия рвущая цепи) (Сикейрос). – Период исканий – Абстрактный экспрессионизм. – Театр абсурда (Ионеско) – Патетика Цадкина - Оттепель.
8. 1955-64 - «Обращение к реальности» (восприятие, знак плюс) – «Лолита» (Набоков). «Поп-арт». – Сладкая жизнь (Феллини). – Перформансы (Капроу). – «Разочарование в прогрессе (Арон). «Тишины хочу…тишины» (Вознесенский).
9. 1965-74 - «Активное десятилетие» (действие, знак минус) - Студенческий бунт (Париж). – Бунт негров (США). – Культурная революция (Китай). – Нонконформисты, Андеграунд (СССР). – Вудсток, Хиппи. – Концептуализм. – Китч. – Жизнь это миг.
10. 1975-84 - «Обращение к реальности» (восприятие, знак плюс) – Зеркало (Тарковский). – Алогичность. – Меланхолия. – Постмодернизм. – Неоконсерватизм (Тэтчер). – «Точка инерции» (Бодрийяр). – «Книга скорби» (Шнитке).
11. 1985-94 - «Активное десятилетие» (действие, знак минус) – Перестройка. –Гласность. – Погромы (Баку). – Распад СССР. – Шоковая терапия. – «Буря в пустыне». – «Человек–собака». – Система критериев рухнула. - Цинизм.
12. 1995-2004 - «Обращение к реальности» (восприятие, знак плюс) – Медитации. – Сон. – Поворот назад. – «Гламур» (Гальяно). - «Четырнадцать недель тишины», «Бесконечность» (Земфира).

(Приведены знаковые, определяющие время факты, передающие общее настроение).
Конечно, это упрощенная схема. Реальность намного шире. Но без схемы, плана и направляющих мы рискуем заблудиться.

P.S. Прошу не волноваться сторонников другой цикличности. Найденные мною ритмы, по моему мнению, не отвергают возможности другой ритмики.


Все права защищены. Цитирование с указанием авторства. (Статья основывается на материалах книги «Часы истории…» (2011))
Ключевые слова: - Цикличность культуры, Сезонные циклы, Циклы настроений, Циклы истории, Ритмичность времени.
The key words: - The Rhythms of World Culture, The seasonal Cycles, The Cycles of Mood, The Cycles of History.

Часы истории. Ритмы мировой культуры, Канада, 2016 https://vk.com/doc790580877_66157159...6PZSW37PlfSrZ4

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%[email protected] https://www.facebook.com/gregory.nesterov http://gnesterov.blog.tut.by/
http://www.art-fakt.com/ru/gallery/nesterov http://forum.artinvestment.ru/blog.php?u=735901 http://www.newtheory.ru/culture/?sid...c18f1b9f07ca9c http://www.historicus.ru/forum/viewforum.php?f=7

Григорий Нестеров 5.11.2014
Размещено в Без категории
Просмотров 2315 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 





Часовой пояс GMT +3, время: 22:09.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot