Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Про искусство

Оценить эту запись

Беседа души с жизнью. Алые Паруса Александра Грина

Запись от Про искусство размещена 24.08.2014 в 17:52

«…Корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя в вал, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко трепетали над океаном…»

7d07dbf05c21e6fe10cb1be1630.jpg

Статья Инны РУДЕНКО
"Алые паруса ждут попутного ветра"
Как-то в Старом Крыму, проходя мимо маленького домика, встретилась я глазами с женщиной на его пороге. Поразил и запомнился навсегда цвет этих глаз - ясно-голубой, как крымское небо. То была жена Александра Грина, которой он посвятил свои "Алые паруса". А неподалеку, у его могильной плиты, могучее дерево пламенело от алых треугольников, оставленных многочисленными паломниками.

Давно это было. Нет уже Нины Николаевны, и вряд ли сохранилась та, стихийно возникшая традиция приносить Грину свои маленькие алые паруса.
Алые паруса выцветают на ветру забвенья, перейдя в названия многочисленных и не очень свежих кафе, увядают под усмешками круглых реалистов; в наше-то жестокое время - и верить в романтические сказки?
Сказки? Ну посмотрим.
У неведомого моря, в придуманной Грином деревушке Каперна, населенной людьми с такими же диковинными именами, живем... мы. Ну не все мы, конечно. Но разве незнакома вам "работа, как драка", с тем, чтобы только выжить? А песни, "грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом"? А эти нравы, чувства? Когда ухаживают за девушками, "лапая по спине ладонью и толкаясь, как на базаре". Когда лавочники в оплату скудного долга "требуют за это любви", а любовь стала лишь "делом и спортом"? Какие же это сказки - самая настоящая быль.
И там-то, в Каперне, выросла девушка с именем, "как свист стрелы или шум морской раковины", - Ассоль. И сумела "стать спиной" ко всейэтой грубой жизни.
А может быть, вы живете не в бедной Каперне, а в огромном доме-замке, "мрачном внутри и величественном снаружи", где родился Грэй.Теперь ведь их много на нашей земле. Там живут "надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому можно говорить "мы". Это сказано Грином о родителях Грэя, но разве мы с вами не встречаем этих "надменных" и сегодня?
И в этом замке, далеком от всякого моря, вырос юноша, "совершенно не склонный продолжать линию фамильного начертания", и ушел в море.
Быть может, в этом есть сказочность - как из грязи и бедности могла вырасти чистая душа Ассоль, а из изнеженности роскоши - мужественное благородство "дьявольского капитана" Грэя? Но разве мы не знаем, что людей формируют не только обстоятельства, но и сопротивление им?
Ассоль научилась видеть "поверх видимого". О, это удивительное, но вовсе не волшебное качество - видеть не только то, что зримо. Оно преображает повседневность, как солнечный ливень сумрачную чащу. Не только руки Ассоль, занятые обычной домашней работой да изготовлением игрушек на продажу, - душа ее трудилась. И обычная повседневность "становилась кружевом тайн", и твердо верилось в предсказанные алые паруса. Радость жизни не от жизни - от отношения к ней.
Душа Грэя же с детства испытывала сострадание к людям, их боли. На восьмом году жизни он на картине, изображающей распятие, голубой краской залил окровавленные руки Христа. "Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь". И это детское сочувствие к другому он сохранил на всю жизнь. Что, как вы понимаете, очень трудно, но все же возможно.
Наконец, Ассоль и Грэй встречаются. Волшебный случай? Да, случай.
Он мог и остаться просто случаем, как это часто с нами бывает. Но Грин заставляет Грэя идти в деревню и подробно расспрашивать об Ассоль. Сквозь насмешки никогда ее не понимавших он узнает о девушке главную правду. Умение Ассоль терпеливо ждать исполнения мечты - когда-то пристанет обязательно к берегу корабль под алыми парусами и унесет ее за морской горизонт.
А потом Грин нам зачем-то - чтоб снизить пафос? - подробно и очень реалистично описывает, как Грэй обходит лавку за лавкой, терпеливо разворачивает свертки тканей, отказываясь от "базарных цветов" в поисках "гордого цвета", как наконец находит его, сколько именно метров просит продать, как расплачивается - да и зачем эти, отнюдь не романтические подробности? А для того, чтоб сказать нам устами Грэя об одной очень важной, хотя и нехитрой истине: "Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками".
Не просто чудеса, а "так называемые"...
Странный какой-то сказочник, весь на твердой земной основе.
Какое сплетение необыкновенного и самого обычного, чудесного и реального, какие твердые, прочные мосты выстраиваются к небывалому! А Грина так часто ругали за отрыв от жизни, от современности... "Разве "Алые паруса" не современная вещь?" - негодовал он в ответ. Современно ведь не только то, что отражает время, но и то, чего этому времени не хватает.
Но вот поднимет ли попутный ветер сегодня Алые паруса? Ну посмотрим.
35e961f255b7.jpg
31072985_sninoiqn9.jpg

Нина Грин. Биография
(Ей посвящены "Алые паруса")

af31c0e78729 (386x392, 56Kb)
Нина Николаевна Грин (23 октября 1894 — 27 сентября 1970) — жена Александра Грина. Основатель музея писателя в Старом Крыму. Нина Николаевна Грин, вдова писателя, получила 10 лет лагерей за то, что, оставшись с тяжело больной матерью на временно оккупированной нацистами территории, работала корректором газеты «Официальный бюллетень Старо-Крымского района» и с 29 января по 15 октября 1942 г. заведовала районной типографией. Во время войны была угнана на трудовые работы в Германию, бежала, вернулась в Крым, была арестована, отбывала заключение в сталинских лагерях на Печоре.

Когда Нина с Александром познакомились, ей было 23, а ему 37. Познакомились и расстались на несколько лет. «Необходимо было каждому из нас отмучиться отдельно, чтобы острее почувствовать одиночество и усталость». Они отмучились, встретились случайно на Невском и прожили счастливую жизнь. Чувствам их трудно не позавидовать, хоть, по большему обывательскому счету, и завидовать-то было нечему. Она разглядела в нем писателя, не временщика, а суперромантика, потому как у самой душа была чистая, сильная.

Нина Николаевна скончалась в Киеве 27 сентября 1970 года. В своём завещании она просила похоронить ее в семейной ограде между могилами ее матери и ее мужа. Но власти Старого Крыма не разрешили выполнить волю покойной, и захоронение состоялось в другом месте старокрымского кладбища.
Спустя год, в ночь на 23 октября, киевские друзья Н.Н. Грин, Ю. Первова и А. Верхман тайно перезахоронили её, выполняя упомянутое выше завещание.
NinaGrin7.jpg

http://grinlandia.narod.ru/articles/articles.htm
http://www.livelib.ru/author/123632

Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 1774 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 




Часовой пояс GMT +3, время: 20:26.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot