Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Про искусство

Рейтинг: 5.00. Голосов: 2.

Французский живописец Альфред Сислей (1839-1899)

Запись от Про искусство размещена 01.04.2014 в 22:46




Альфред Сислей (фр. Alfred Sisley) - французский живописец, мастер пейзажа. По происхождению англичанин. В 1860-1863 гг. учился в Париже в мастерской Ш.Глейра, испытал влияние Камиля Коро. Один из ведущих мастеров импрессионизма, Сислей писал непритязательные по мотивам пейзажи окрестностей Парижа, отмеченные тонким лиризмом и выдержанные в свежей и сдержанной световой гамме. Пейзажи Сислея, передающие подлинную атмосферу Иль-де-Франса, хранят в себе особую прозрачность и мягкость природных явлений всех времен года ("Маленькая площадь в Аржантее", 1872, "Наводнение в Марли", 1876, "Мороз в Лувесьенне", 1873).


Waterworks at Marly, 1876


Early Snow at Louveciennes, 1870-71



Его чарующие изображения природы с легким оттенком грусти завораживают удивительной передачей настроения в данный момент времени ( "Берег Сены у Буживаля", 1876).


The Seine at Bougival, 1876 01


The Seine at Bougival, 1876 02

При написании своих картин Сислей никогда не стремился к необычным эффектам, использовал простую композицию и ограниченную цветовую гамму. В середине 1880-х гг. он находится под сильным влиянием К. Моне и в творчестве Сислея нарастают черты красочного декоративизма, он начинает работать с хроматическими, мерцающими красками, приводящими к ощущению дематериализации предметов в его композициях ("Опушка леса в Фонтенбло", 1885).


The Outskirts of the Fontainebleau Forest, 1885

Англичанин по происхождению, Альфред Сислей получил известность как французский художник, творчество которого принадлежит к несомненным достижениям импрессионизма.

Имя Сислея привычно ассоциируется с центральной провинцией Франции, с французским импрессионизмом, но в действительности Сислей был англичанином - англичанином, лишь трижды в жизни побывавшим на родине.

Его отец, Уильям Сислей (1799-1879), и мать, Фелиция (1808-1866), приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Они происходили из старинного купеческого рода, издавна связанного с Францией (дед художника, например, возил в Англию парижские товары и был женат на француженке). В 1830-х годах Уильям окончательно осел во Франции. Поначалу он служил управляющим складами одной из торговых компаний, а затем основал собственное дело. Альфред, родившийся 30 октября 1839 года, был четвёртым, последним, ребёнком в семье.


Он рос, окружённый заботой и лаской родителей. С его решением стать художником отец смирился,хотя ему это не особенно нравилось, назначив ему достойное содержание. В 1860 году двадцатилетний Сислей приступил к учёбе в мастерской Ш. Глейра (1806-1874). С учителем Альфреду повезло - тот был мягок, внимателен, неагрессивен. Недостаток (на взгляд молодёжи) же у Глейра был один - его приверженность академизму. В мастерской Сислей встретился и подружился с по-настоящему близкими людьми, составившими впоследствии ядро группы импрессионистов. Это были К. Моне, О. Ренуар, Ф. Базиль. В 1863 году все четверо покинули мастерскую Глейра, отправившись в свободное "плавание" - открывать новые художественные материки. Друзья стали вместе работать на пленэре недалеко от Барбизона, в окрестностях Фонтенбло. В начале творческого пути художник находился под влиянием Моне, но достаточно быстро сумел выработать собственный стиль, прославивший его как мастера лирического пейзажа.


The Road in the Woods, 1879

Сислей на фоне своих энергичных товарищей несколько стушёвывался. Он, как вспоминал Ренуар, "был очаровательным существом, не способным возразить даже женщине". Ренуар не однажды писал своего приятеля - на этих портретах мы видим очень приличного молодого человека. Сислей без труда "уживался" в любой компании, с удовольствием играл в карты и на бильярде - другими словами, был "человеком, приятным во всех отношениях".

В середине 1860-х годов у него вспыхнул роман с натурщицей Эжени Лескузе (1834-1898). В 1867 году у любовников родился сын, Пьер, а 1869 году - дочь, Жанна. Отец Альфреда, рассерженный "недостойным поведением" сына, лишил его содержания. Сислей оказался на пороге нищеты. В сущности, такое положение продлилось до конца его жизни.


Children Playing in the Fields, 1879 (Дети, играющие в поле )


Ренуар вспоминал о спутнице художника как об "очень чувственной, но слишком благовоспитанной" женщине. Её портретов Сислей не писал - Эжени появляется на некоторых его полотнах в виде неясной фигуры на фоне пейзажа. В письмах Сислея упоминания о ней встречаются лишь косвенные - они довольно туманны. Таким образом, Эжени остаётся "непроявленным" персонажем в судьбе Сислея. Впрочем, одна её отчётливая характеристика всё-таки известна, но дал её художник уже после её смерти. "Когда у меня опускались руки, - вспоминал он, - моя добрая и отважная подруга всегда старалась поддержать меня, говоря: "Нужно сражаться до последнего".



The River at Saint Cloud, 1873


Snow at Louveciennes, 1873


Alley of Chestnut Trees, 1876

После войны Сислей вместе с семьёй обосновался в Вуазене, рядом с городком Лувесьен, к западу от Парижа. С Вуазеном связан зрелый период творчества художника. Он без устали работал, всякий день выходя с мольбертом на берег Сены. Если же шёл дождь или на улице становилось слишком холодно, Сислей писал, сидя возле высокого окна в своей мастерской. Летом 1874 года он совершил краткую поездку в Англию. Там он написал серию великолепных видов Хэмптон-корта. Вернувшись из Англии, Сислей перебрался в Марли, где написал ещё одну свою серию - едва ли не лучшую. Темой для неё послужило наводнение 1876 года.


The Watering Place at Marly-Le-Roi - Hoarfrost, 1876

Он писал деревенские улочки, берега заливов, мосты и лодки, площади маленьких городков, словом все то, во что художник был влюблен. Его пейзажи отличались свежестью и непосредственностью восприятия, глубиной переживаний, простотой и искренностью тем и образов, тонким колористическим чувством. Его чарующие изображения природы с легким оттенком грусти завораживают удивительной передачей настроения в данный момент времени.


Haystacks at Moret - Morning Light, 1891


By the River ( По реке)

В картинах Сислея всегда поражает небо - трепетное, постоянно меняющееся, как окружающая жизнь: то нежное и меланхоличное, то темное и бурное. "Я всегда начинаю свои картины с неба, - объяснял Сислей. - Это для меня не просто пустое пространство и не фон для пейзажа; это ключ ко всей композиции. Небо придает своими плоскостями не только глубину картине, но и вносит в нее движение. Оно же служит источником света для всего полотна".
Небо, которое художник писал с особенным удовольствием, всегда пребывает в изящной гармонии с пейзажем. "Может ли быть что-нибудь прекраснее летнего неба, - однажды воскликнул он, - синего, высокого, с легкими белыми облаками!"


Windy Afternoon in May, 1880
(Ветреный день в мае 1880...)


A May Morning in Moret, 1886


A Forest Clearing, 1885

Пейзажи Альфреда Сислея - ничем не замутненное окно в мир. Художник словно приглашает зрителя совершить прогулку по картине, заглянуть в ее дальние уголки, рассмотреть все детали.


Edge of the Forest, Sablones, 1884-85
(Опушка леса, Sablones)


A February Morning at Moret-sur-Loing

Учеба у старых мастеров дала о себе знать, сделав композиции художника естественными. Сислей никогда не скрывал своей привязанности к голландским мастерам пейзажа XVII века, таким, как Хоббема или Рейсдал. Увлечение творчеством "барбизонцев" тоже оставило свои следы в его работах. Излюбленными мотивами Сислея были дороги и мосты - устойчивые "декорации" многих его картин. Они, как и другие искусственные сооружения, коренным образом меняют пейзаж, свидетельствуя о присутствии человека, заново "конструирующего" окружающий его мир.


Pont Sur L'Orvanne Pres De Moret, 1883


The Bridge of Moret, 1890


The Bridge at Saint-Cloud, 1877


The Bridge of Moret, 1893

Сислей всегда стремился жить вблизи рек, поэтому вода, в которую, кажется, был не на шутку влюблен художник, - непременный элемент его картин. Даже там, где ее нет в привычном "водоемном" виде, она все равно присутствует, превращаясь в дождь или снег. Вода, со своей изменчивостью, вообще привлекала импрессионистов, являясь для них земным "эквивалентом" неба. Для Моне любой пруд становился источником драматических сюжетов, претворяясь на его полотнах в бурную стихию.
Вода у Сислея выглядит гораздо спокойнее и, если можно так выразиться, дружелюбнее по отношению к человеку. Она одушевлена присутствием человека, который возводя акведуки, водопроводные станции, плотины, делает "облагороженным" ее существование и превращает в еще одну область приложения своих трудов.



Banks of the Loing at Moret, 1885


Le Loing a Moret, 1886


Banks of the Loing at Moret, Morning, 1886


Bend in the River Loing in Summer, 1880
(Излучина реки Луан летом )


Boats on Repair at Saint-Mammes, 1880
( Лодки на ремонт в Санкт-Mammes )


Confluence of the Seine and the Loing, 1885
(Слияние Сены и Луаны)

Времена года и их смена - еще одна тема творчества Сислея. Художник писал зимние сцены, свежую зелень ранней весны, жаркое летнее солнце и глубокие краски осени, варьируя время суток, погодные условия и освещение. Времена года у него никогда не становились метафорами. Зима у него всегда зима, со всеми ее атрибутами, выписанными реалистически, а лето - это лето. Но происходит чудо - отстраненный взгляд на природу сделал эти картины Сислея самыми поэтичными работами в истории импрессионистического пейзажа. Единственное, чего мы не найдем у Сислея, - ночных пейзажей. Темноты Сислей не любил.


Banks of the Loing at Saint-Mammes in Summer, 1883( вид Луан в Сен-Mammes летом)


Banks of the Loing at Saint-Mammes, 1883


Boat at Veneux - Afternoon in September


September Morning, 1887


Banks of the Seine in Autumn, Food ( Берега Сены осенью )


Between Veneux and By - December Morning.
(Утро декабря )


The Village Street in Winter

До XIX века снег крайне редко появлялся в европейской живописи, можно вспомнить разве что Питера Брейгеля и еще нескольких голландцев. В XIX же веке художники заинтересовались снежным пейзажем. "Барбизонцы" и Курбе заново открыли эту тему, как бы подготавливая почву для того массового увлечения подобными видами, которое было распространено в среде импрессионистов, особенно у Моне, Писсарро и Сислея. Природа как бы благоволила этому увлечению - в 1870-е годы во Франции стояли необычайно холодные и снежные зимы. Импрессионисты, обращаясь к "снежной" тематике, не повторяли друг друга. Если тому же Моне снег позволял показать его умение передавать тончайшие оттенки белого цвета, то Сислей стремился, прежде всего, создать впечатляющий образ зимы. Он написал своеобразную биографию снега - от первых ненадежных снегопадов до весенних оттепелей.


Snow at Louveciennes, 1878



Snow at Louveciennes, 1872


Snow, Louveciennes, 1874

В отличие от большинства своих единомышленников-импрессионистов, Сислей никогда, по большому счету, не писал людей на фоне пейзажа - пейзаж был ценен художнику сам по себе. Человеческая фигура у него входит в этот пейзаж в качестве органичного, но вовсе необязательного его элемента. Его герои обыкновенно помещаются на среднем или заднем плане, как бы теряясь в пейзаже, и лишены индивидуальных черт. Более того, они, как правило, повернуты к зрителю спиной, удаляясь от него.


Alley of Poplars in the Outskirts of Moret-sur-Loing, 1890


Banks of the Loing at Moret in Summer, 1891



Banks of the Loing at Moret, Morning, 1886
( Берега Луан на Moret, утро, )


Работы Сислея всегда оказывались в тени картин Моне. В броскости манеры Сислей, разумеется, заметно уступает Моне, писавшему свои пейзажи размашисто, ярко, необычно. Но вряд ли это недостаток - скорее, сознательная установка.
Сислей наиболее "реалистичен" в среде импрессионистов. Работы художника - плод его упорного, неравнодушного наблюдения. Он, явно "упиваясь" своими пейзажами, не навязывает собственного взгляда зрителю.
Один из французских критиков писал о том, что Сислей "был певцом спокойных синих рек и цветущих садов, освещенных солнцем холмов и прилепившихся на их склонах деревушек с крытыми красной черепицей домами, но, прежде всего, он был певцом французского неба".


Apple Trees in Flower, 1880


Banks of the Loing at Moret

Активно он участвовал и в художественной жизни. Сислей был одним из главных организаторов групповой выставки импрессионистов (они тогда были объединены в "Акционерное общество художников-живописцев"; самого термина "импрессионисты" ещё не существовало), состоявшейся в 1874 году. На ней он показал шесть своих работ, но они не вызвали интереса у критиков, писавших в основном о Моне и Писсарро. Его картины, вообще, не пользовались спросом, а так это был его единственный источник дохода, то Сислей в материальном отношении жил всё хуже и хуже. Частая смена квартир была вызвана именно этим.
В 1879 году он потерял отца. Перенесённые испытания наложили отпечаток и на творчество художника. Картины, которые он писал после этого, сильно потеряли в радостном ощущении бытия - по сравнению с работами периода жизни в Лувесьене и Марли.


Flood at Port-Marly, 1876 01


Flood at Port-Marly, 1876 02



Banks of the Loing - Autumn Effect, 1881


At the Riverbank of the Seine, 1879


Barges at Billancourt, 1877 ( Баржи на Бийанкур)

С 1880 года и до самой смерти Сислей жил в Морэ-сюр-Луэн. Это было добровольное изгнание. Художник устал от борьбы за успех. Ему трудно было оставаться рядом со своими преуспевающими товарищами. Кажется, особенно он ревновал к славе своего ближайшего приятеля, Клода Моне. На фоне яркой манеры Моне работы Сислея смотрелись почти классическими, хотя на самом деле были правоверно импрессионистическими. Но в этих тонкостях тогда никто разбираться не хотел. Сислея охватила глубокая депрессия. С этого времени он перестал участвовать в выставках импрессионистов.


An Orchard in the Outskirts of Moret-sur-Loing, 1890


Banks at Saint-Mammes, 1884


Barges on the Loing at Saint-Mammes, 1885


Courtyard at Les Sablons, 1886 ( Двор)


Прачки в Море-сюр-Луэн

Впрочем, затворником он не жил. В Морэ художник завёл массу необязательных знакомств. Кроме того, его навещали немногочисленные поклонники его дарования и молодые художники, обладавшие более зорким зрением на новое, нежели поверхностная художественная критика. Работал художник по-прежнему много. Не чурался он и эксперимента, написав ряд картин пастелью и создав несколько монументальных полотен, запечатлевших старинную церковь в Морэ.


The Church at Moret, Afternoon


The Church at Moret, 1894


The Church at Moret in Rain, Seen from the Transept, 1894


Banks of the Loing towards Moret


Winter in Moret, 1891


Moret-sur-Loing, Morning, 1893


Banks of the Seine at Bougival, 1896


The Watering Place in Marly, 1895


Cabins along the Loing Canal, Sunlight Effect, 1896


A Turn of the River Loing, Summer, 1896


The Cows at Pasture, 1897


Langland Bay, England, Morning, 1897


A Cardiff Shipping Lane, 1897.

Три летних месяца 1898 года он провёл вместе с семьёй в Корнуолле и на южном побережье Уэльса. В Кардиффе художник официально оформил свой брак с Эжени, после чего стал законным отцом своих детей. В новом качестве официального мужа своей жены он, к сожалению, пребывал недолго. В 1898 году его жена заболела раком горла. Болезнь протекала мучительно, и Сислей оставил живопись, чтобы ухаживать за Эжени. Он уже знал, что та же самая болезнь "съедает" и его самого. В январе 1899 года, похоронив жену, он пригласил Моне к себе в гости. Встреча старых друзей была горькой. Сислей попросил Моне позаботиться о Пьере и Жанне. Спустя неделю художник скончался и был похоронен рядом с Эжени на местном кладбище. На могилу положили тяжёлый, покрытый мхом камень, привезённый в Морэ из столь любимого Сислеем леса Фонтенбло.



В 1902 году молодой Анри Матисс спросил Камиля Писсарро: "Что это значит - импрессионист?" "Импрессионист - это художник, который всякий раз пишет по-новому", - был ответ. "Кого же тогда можно назвать типичным импрессионистом?", - спросил Матисс. "Сислея", - ответил Писсарро. Писсарро, один из "отцов" импрессионизма, знал, что говорил. Примечательно, что это признание было сделано три года спустя после смерти Сислея, когда художника, казалось бы, навсегда "сдали в архив". Писсарро был уверен, что эта ошибка быстро разъяснится. Но чтобы это случилось, публике предстояло "прозреть".



http://www.artfrance.ru/art/s/sisley/main.htm
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3703646



Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 3557 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 




Часовой пояс GMT +3, время: 18:15.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot