Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Про искусство

Рейтинг: 5.00. Голосов: 4.

Лики России, лики мира

Запись от Про искусство размещена 23.02.2014 в 14:44

Лики России, лики мира
Художник Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939)



Деревня. Из цикла «Расея» 1918


Портрет Сергея Есенина 1923г., The Metropolitan museum of art

Ни о ком из современных ему художников России не высказывалось столько разноречивых мнений, как о нем, Борисе Дмитриевиче Григорьеве. Он родился в 1886 году в Москве , умер в 1939 году во французском городке Кань-сюр-Мер .
Для одних он был и остается крупнейшим явлением русской живописи начала ХХ века. Для других он – символ и знак дурновкусия, китча, салонной пошлости, рекламной резкости.
Для одних он – «русский парижанин», etrange («посторонний») русской живописи. Для других – «воплощение славянской души» в цвете и линии, наследник Павла Федотова, Достоевский русского изобразительного искусства, художник, давший наиболее точное изображение предреволюционной и революционной русской деревни.
В начале ХХ века Григорьев был одним из самых блестящих и известных портретистов в России. Проницательный взгляд художника схватывал не столько внешний облик своих моделей, сколько характер, привычки, манеры. Портреты известных деятелей русской культуры - писателей, актёров МХАТа, были включены в альбом «Лики России» в период эмиграции художника.

Портрет Н.К.Рериха. 1917
На портрете Н.К.Рериха лик русского мистика подобен горному пейзажу Шамбалы


И.М.Москвин в роли царя Федора Иоанновича. 1923
Актеры МХАТа во время парижских гастролей сразу после спектаклей, за сценой, позировали ему в костюмах и гриме.

В.И. Качалов в роли царя Федора в драме А.К. Толстого "Царь Федор Иоаннович". 1923, Из цикла "Visages de Russie". х, м. ГРМ ВСЕ ВЫСТАВКИ в НОЯБРЕ 2011. Государственная Третьяковская галерея


Портрет Петра Бакшеева в роли Васьки Пепла (из пьесы Горького "На дне"). 1922


Портрет Ф. Шаляпина. 1923. Холст, масло. Национальный музей современного искусства. Париж. Франция

Портрет Ф.И.Шаляпина. 1918 Музей И.Бродского. Санкт-Петербург.

Босоногий и настороженный Ф.И. Шаляпин возлежит в домашнем халате под "театральным" пологом своей кровати и как будто ведет ироничный диалог с вальяжным "вертикальным" Шаляпиным на известном кустодиевском полотне.

"Портрет С.В.Рахманинова" 1930

"Портрет С.В.Рахманинова" 1931

Портрет В.Э.Мейерхольда. 1916

Мейерхольд, театральный режиссер-новатор, чья эксцентричная система создания образа строилась на гротеске, выразительности жеста, силуэта, антуража, был в этом близок художнику; даже само позирование для портрета Мейерхольд превратил в творческий процесс. На "двойном" портрете зафиксированы две репетиции режиссера в его питерской студии на Бородинской улице. Борис Григорьев был одним из учредителей этой студии и присутствовал почти на всех репетициях.
Мейерхольд обучал студийцев прежде всего правильно, выразительно двигаться. На заднем плане картины Мейерхольд в алом плаще лучника натягивает тетиву – мол, вот так надо на сцене убивать. А на переднем плане Мейерхольд в черно-белом костюме денди обучает тому, как надо на сцене умирать. У его артистки Каролины Павловой, занятой в пьесе Шницлера «Шарф Коломбины», не получалось сыграть смерть. В конце концов Мейерхольд взбежал на сцену сам и показал, как это делается. Отсюда – косящий вбок глаз Мейерхольда на портрете: дескать, понимаете, как это надо изобразить? Следите за мной?

На выставке в Государственном Русском музее


Портрет М. Горького. 1926

Максим Горький пригласил художника в Италию писать собственный портрет и был приятно удивлен, узнав, что фоном для изображения станут маски героев его произведений. Поначалу был замысел запечатлеть писателя на фоне русской деревни, среди крестьян (мужиков, баб и детей), одетых в живописные праздничные одежды. Работать поначалу было трудно - Горький не проявлял нужной сосредоточенности. Но затем художник и модель увлеклись; Горький позировал по 2,5 часа в день, продолжая писать или рассказывая о прошлом. Григорьев начинает ощущать "в нем подлинного друга"; "Я люблю все, что его окружает. Он дорог и близок мне как часть меня самого... Он прост, лишен претензий. Он удивителен, блестящ и по-человечески добр... Он знает так много, так глубоко чувствует, так тонко понимает... Моя любовь к нему приближается к истерии"-, так Борис Григорьев говорит о Горьком ( Бурлюк Д.Д. Наброски на песке: Б.Д. Григорьев. Страницы из дневника // Горький и художники: Воспоминания. Переписка. Статьи. М., 1964.)Постепенно замысел уточняется: "Треугольник - тень пирамиды, символ полета в вечность. Мой холст почти квадратный. Сходство с Горьким совершенное. Он идет по полю. Вдали видны крыши деревенских домов. За Горьким - толпа героев его книг. Его лицо светится. Он как будто прислушивается к пению голосов в воздухе. А эти глаза! Горький сказал: "Этот портрет лучше всех моих портретов". Он написан в натуральную величину. Я тоже чувствую, что это моя лучшая работа".( там же)
В разговорах с художником Горький старался избегать темы возвращения на Родину – Григорьев просил писателя оказать ему в этом содействие, но Горький вежливо отмалчивался. Так или иначе, это спасло Григорьева от сталинских лагерей.


Ольга Книпер-Чехова в роли Настасьи в драме "На дне"


«Портрет Анны Ефремовны Грилихес, жены известного петербургского врача М.С. Грилихеса» 1917


Портрет Княжны Саломеи Николаевны Андрониковой 1921


"Мать и дитя" 1918 г.



Портреты сына художника

Автопортрет

В 1916 году Григорьев написал автопортрет и назвал его «L’Etranger» — и это можно понять не только как «иностранец», но и как «чужой» — повсюду.

Автопортрет 1938 года.

Незадолго до смерти художник закончил последний автопортрет, как бы поставив точку в замечательной серии портретов российской интеллигенции, чьи судьбы после Октября 1917 г. сложились столь по-разному.
1113o (400x508, 31Kb)
“Расея”

Свой грандиозный труд, начатый еще до революции, Григорьев назвал "Расея". Не "Россия", не "Русь", а вот так - по-деревенски. Портреты-типажи войдут в монументальное полотно "Лики России". Оно написано уже в эмиграции: в 1919 году Григорьев с семьей тайно пересек на лодке Финский залив. Вот тогда критики и заговорили: в этих образах предчувствие русской трагедии. Сам Григорьев признавался: "Это я сам. "Расея" - это я".
В 1918 г. была издана книга с одноименным названием (Борис Григорьев. Расея. Пг., Изд-во В.М. Ясного, 1918), которая позже была дважды переиздана с дополнениями за рубежом на русском и немецком (1921, 1922) и на французском и английском (1923, 1924). В 2005 г. «Расея» была переиздана в серии «Возвращение книги».

Семья крестьянина

Старуха-молочница (Расея)

Клюев-пастырь. 1920. Из книги «Расея». Берлин. 1922

Олонецкий дед

Девочка с бидоном

Красный генерал


«Лики мира. 1920–1931»

Работе «Лики мира. 1920–1931» (Visages du Monde) художник придавал программное значение. На ней были изображены лица и лики, маски и символы его мироощущения, апокалиптически мрачного. «Со мной что-то случилось, — писал он друзьям, — много думаю и многое мне стало ясно, до того ясно, что дальше уж некуда идти. Я всегда завидовал какому-нибудь телеграфисту, который так ясно на все смотрит и видит то, на что глядит; теперь со мной случилось вот это самое — гляжу… и до чего гадко все на свете, до чего же я все иначе представлял, пересоздавал, воображал»
Полотно «Лики мира» посвящено Лиге Наций и приобретено городом Прагой в 1932 году.


"Мужчина с трубкой"

Крестьяне, играющие на дудках 1920–1931
Это глубокий психологический этюд с изображением обычных крестьян, вырванных с насиженных мест и сбитых с толку миром индустриализации, но все же яростно борющихся за выживание.


Парижское кафе

Консьержка


"Дама в черном" 1917

"Женщна в цилиндре" 1919

Впрочем последние работы уже из парижского цикла «Intimite» - мира богемы и цирков, кафешантанов и продажной любви.
Благодаря своему колоссальному трудолюбию и работоспособности Григорьев имел за рубежом славу "артиста линии", "великого русского художника", В 1926 г. в эмиграции он писал: "Сейчас я первый мастер на свете. <...> Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости" (из письма поэту В. В. Каменскому). Созданное Григорьевым за двадцать лет эмиграции исследователями пока не изучено, а оно во много раз превышает число работ, исполненных им на родине.

Государственная Третьяковская галерея. Кусочек ярмарки в Генгане. Бретань. 1914

Текст и комментарии к картинам
http://my.mail.ru/community/variations/7AB1BDF72247088A.html
http://my.mail.ru/community/artpainting/3A1C9C906A0D8EE9.html

Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 3072 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 




Часовой пояс GMT +3, время: 22:46.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot