Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Про искусство

Оценить эту запись

Владимир Егорович Маковский (1846 - 192о)

Запись от Про искусство размещена 08.02.2014 в 15:50




Владимир Егорович Маковский – художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член Санкт-Петербургской Академии Художеств (1893). В своем творчестве мастер бытовой живописи, картины-новеллы Владимир Маковский продолжал и развивал лучшие традиции зачинателей русского жанра – Венецианова, Тропинина, Федотова, Перова. Маковский участвовал во всех выставках Товарищества передвижных художественных выставок.


Владимир Маковский родился в Москве, в семье видного деятеля искусств Егора Ивановича Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна (урождённая Моленгауэр). Брат художника Маковского Константина Егоровича. Квартира Маковских находилась на набережной Москва-реки с видом на Кремль.










С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей.


От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину "Мальчик, продающий квас" (1861).


С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы Зарянко, Сорокина и самого Тропинина. Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу "Литературное чтение".






Литературное чтение




В 1869 за картину "Крестьянские мальчики стерегут лошадей" Маковский получил звание "классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию". С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике ("Крестьянские мальчики", "Пастушки", "Ночное", "Возвращение с ночного").






Крестьянские мальчики. 1880




В семидесятые годы пейзаж в России стал одним из важнейших жанров демократического искусства. Такие замечательные художники, как Саврасов, Васильев, находят большое поэтическое содержание, волнующую красоту в самых, казалось бы, прозаических мотивах. В эти годы начинают свой путь Шишкин, Куинджи, Поленов. Владимир Егорович не остался в стороне от этих достижений русской живописи. Начиная с середины семидесятых и особенно в восьмидесятых все больше внимания он уделяет работе на воздухе, в пленере. И хотя пейзаж не занимает большого места в творчестве Маковского, работа на воздухе сыграла большую роль в развитии живописного мастерстваа. Его жанровые композиции в пейзаже при солнечном освещении имеют особую художественную ценность.

К концу 1870-х годов в сравнительно короткий срок Владимир Маковский из начинающего художника стал признанным всеми мастером. По мнению Стасова, он теперь "решительно может считаться первым московским художником".






Игра в бабки. 1870




Картина "Игра в бабки" стала первой картиной Маковского, купленной Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.


В 1872 Владимир Егорович Маковскийон стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках.




Любители соловьёв. 1872 - 1873




В 1873 за картину "Любители соловьев" Маковский был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Достоевский писал о ней: "…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще". В это же время он написал 21 жанровую картину для альбома "Эпизоды Севастопольской жизни 1854—1855 годов".










В 1882 Владимир Маковский принимает приглашение занять место старшего преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое раньше занимал ушедший из жизни Перов. Двенадцать лет преподавания в Московском училище, явились для Маковского периодом творческих дерзаний, смелости мысли, зрелости мастерства и наивысшего успеха.





В сельской школе. 1883


В поисках наиболее волнующих, злободневных тем Маковский нередко обращается к образам трудового народа, внимательно присматривается к жизни крестьян. В его картинах нет тех ноток сатиры, как в показе обывателей, мещан, купцов, чиновников или других представителей привилегированных классов. Крестьянин в его картинах полон большой внутренней жизни и искренности чувств.







Одна из лучших картин Владимира Маковского, как по живописному выполнению, так и по широте раскрытия темы, - "На бульваре" (1886-1887).






На бульваре




Одно из крупных полотен художника - "Ночлежный дом" (1889). Реалист Владимир Маковский остается в ней до конца верным жестокой правде действительности.






Ночлежники (Ночлежный дом в Москве)





В 1892 Владимиру Егоровичу Маковскому присвоили звание профессора. Вплоть до 1894 он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов. С 1894 по 1918 Маковский преподавал в Санкт-Петербургской Академии художеств, занимая должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище.






Девушки, освещённые солнцем. 1901




В 1895 Владимир Маковский был назначен ректором Академии. Его учениками были Архипов, Бакшеев, Чепцов. С 1905 он - действительный статский советник.








Пастушки (1903 - 1904)




Сюжет картины "Две матери. Мать приемная и родная", по свидетельству самого автора, взят из жизни. Владимир Маковский рассказывал Шихобаловым, что подобный случай произошел в семье его знакомого художника.





Две матери. Мать приемная и родная. 1905-1906


Решается судьба двух женщин и ребенка. В семью, воспитавшую мальчика, к людям, окружившим его теплом и заботой, ворвалась чужая здесь женщина, чтобы предъявить свои родительские права. В одну минуту разрушается счастье целой семьи. Маковский обладал редким талантом проникновения во внутренний мир человека, от него не ускользали даже самые тонкие душевные движения.





Любитель живописи. Портрет коллекционера И. Е. Цветкова 1907




Многогранность творческой натуры художника сказалась в эти годы не только в большом разнообразии тем его бытовых картин, но и в его достижениях как живописца в разных жанрах искусства, особенно в портрете.





Портрет художника Иллариона Михайловича Прянишникова. 1883



Своими немногочисленными, но глубоко содержательными портретами Владимир Маковский встал в ряд лучших портретистов. В основном это портреты близких ему людей. Как и все его картины, портреты безукоризненны в рисунке, композиционном построении, живописном мастерстве и завершенности.




Умер Владимир Маковский в Петрограде 21 февраля 1920 года. Похоронен в Петрограде на Смоленском кладбище.








Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 3884 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 




Часовой пояс GMT +3, время: 07:47.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot