Трендспоттинг 2014 - цензура
Запись от Марат Гельман размещена 13.01.2014 в 14:06
Полностью здесь
http://www.artguide.com/ru/articles/trendspotting-2014.html
Тема цензуры и государственного регулирования художественной практики поднималась нами и в трендспоттинге в январе 2013 года. Увы, она никуда не ушла и, видимо, уходить в ближайшие годы не собирается. Нужно отметить, что художественное сообщество в целом едино в своем видении грядущих репрессий.
Здесь нет никаких прогнозов: наши эксперты лишь констатируют ситуацию, рассматривают ее истоки и максимум робко намечают вектор ее развития. Марат Гельман — человек, сталкивавшийся с государственной политикой в области культуры, так сказать, с обеих сторон, — выделяет две тенденции на грядущий год: «Во-первых, вектор дискуссий “общества — искусства” будет смещен очень сильно. Если раньше нашими оппонентами были, условно говоря, традиционалисты, мракобесы, некие люди типа Михалкова, Мамонтова, Татьяны Толстой, Милонова и прочих казаков, то сейчас мы будет оппонировать чиновникам, которым кажется, что они нашли формулу под названием ГОСЗАКАЗ: то есть государство финансирует музей, биеннале — значит, государство заказывает музыку. Это очень вредная и ложная мысль, что лояльный Путину чиновник лучше представляет интересы общества, чем критично относящийся к действительности художник. Вторую тенденцию задал Путин во время встречи с наследниками великих русских писателей и продолжили Матвиенко с Мединским, объявляя год культуры в России. Это попытка заменить существующую художественную среду на другую, более лояльную. В принципе, если бы власти действовали поумнее и не так торопливо, возможно, у них что-то бы и получилось, но сегодня на призыв власти обслуживать Путина и его команду вместо того, чтобы служить обществу, отреагируют только самые последние конъюнктурщики. При этом это будут не один-два московских конъюнктурщика, это будет огромная река конъюнктурщиков со всей страны. Они, собственно говоря, уже давно ждали этого призыва, удивлялись, что их не зовут. Я не считаю это ужасным, но на фоне этих конъюнктурных проектов яркие идеи будут только выигрывать».
Фактически перефразирует прогноз Гельмана Валентин Дьяконов в своей литературной обработке, доводя ситуацию до абсурда. «Главный тренд года — живопись. Это логичное следствие законопроекта о запрете живописи, принятого Государственной Думой РФ в первом чтении в мае 2014 года. Законотворцы обвиняют живописный медиум в пропаганде смерти, тлена и оцепенения. Оппозиционно настроенная общественность реагирует массовым интересом к практикам и стратегиям работы с холстом и маслом. Многие художники, писатели, поэты и простые обыватели впервые берут в руки кисти, чтобы “разобраться с собственной живописностью” (так будет называться статья на одном из независимых публицистических ресурсов). Давление государства и агрессивно настроенных граждан другого художественного спектра приводит к стычкам, некорректной полемике, отдельным случаям эмиграции. С воззваниями в защиту российских собратьев выступают крупнейшие живописцы мира — Ансельм Кифер, Герхард Рихтер, Джордж Буш-младший. На вернисажах все чаще звучит фортепьянная музыка — Шуберт, Шопен, Телониус Монк».
Ссылка на оригинал
http://www.artguide.com/ru/articles/trendspotting-2014.html
Тема цензуры и государственного регулирования художественной практики поднималась нами и в трендспоттинге в январе 2013 года. Увы, она никуда не ушла и, видимо, уходить в ближайшие годы не собирается. Нужно отметить, что художественное сообщество в целом едино в своем видении грядущих репрессий.
Здесь нет никаких прогнозов: наши эксперты лишь констатируют ситуацию, рассматривают ее истоки и максимум робко намечают вектор ее развития. Марат Гельман — человек, сталкивавшийся с государственной политикой в области культуры, так сказать, с обеих сторон, — выделяет две тенденции на грядущий год: «Во-первых, вектор дискуссий “общества — искусства” будет смещен очень сильно. Если раньше нашими оппонентами были, условно говоря, традиционалисты, мракобесы, некие люди типа Михалкова, Мамонтова, Татьяны Толстой, Милонова и прочих казаков, то сейчас мы будет оппонировать чиновникам, которым кажется, что они нашли формулу под названием ГОСЗАКАЗ: то есть государство финансирует музей, биеннале — значит, государство заказывает музыку. Это очень вредная и ложная мысль, что лояльный Путину чиновник лучше представляет интересы общества, чем критично относящийся к действительности художник. Вторую тенденцию задал Путин во время встречи с наследниками великих русских писателей и продолжили Матвиенко с Мединским, объявляя год культуры в России. Это попытка заменить существующую художественную среду на другую, более лояльную. В принципе, если бы власти действовали поумнее и не так торопливо, возможно, у них что-то бы и получилось, но сегодня на призыв власти обслуживать Путина и его команду вместо того, чтобы служить обществу, отреагируют только самые последние конъюнктурщики. При этом это будут не один-два московских конъюнктурщика, это будет огромная река конъюнктурщиков со всей страны. Они, собственно говоря, уже давно ждали этого призыва, удивлялись, что их не зовут. Я не считаю это ужасным, но на фоне этих конъюнктурных проектов яркие идеи будут только выигрывать».
Фактически перефразирует прогноз Гельмана Валентин Дьяконов в своей литературной обработке, доводя ситуацию до абсурда. «Главный тренд года — живопись. Это логичное следствие законопроекта о запрете живописи, принятого Государственной Думой РФ в первом чтении в мае 2014 года. Законотворцы обвиняют живописный медиум в пропаганде смерти, тлена и оцепенения. Оппозиционно настроенная общественность реагирует массовым интересом к практикам и стратегиям работы с холстом и маслом. Многие художники, писатели, поэты и простые обыватели впервые берут в руки кисти, чтобы “разобраться с собственной живописностью” (так будет называться статья на одном из независимых публицистических ресурсов). Давление государства и агрессивно настроенных граждан другого художественного спектра приводит к стычкам, некорректной полемике, отдельным случаям эмиграции. С воззваниями в защиту российских собратьев выступают крупнейшие живописцы мира — Ансельм Кифер, Герхард Рихтер, Джордж Буш-младший. На вернисажах все чаще звучит фортепьянная музыка — Шуберт, Шопен, Телониус Монк».
Ссылка на оригинал
Всего комментариев 0