Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Gnesterov

Рейтинг: 5.00. Голосов: 3.

Ритмы мировой культуры

Запись от Gnesterov размещена 12.11.2013 в 18:04
Обновил(-а) Gnesterov 24.04.2023 в 17:43

[IMG][/IMG]
Г. Нестеров "Рука", орг.м. 53х96, 1994[/CENTER]

РИТМЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
(Цикличность жизни человечества)
THE RHYTHMS OF WORLD CULTURE

Автор рассматривает мировую культуру через историю изменений эмоциональной настроенности человека. Здесь развивается далее идея Шпенглера о сезонности развития культуры, но отрицается ее гибель или остановка. Собранный материал, охватывающий более 6500 лет человеческой культуры, позволяет автору утверждать наличие повторяемости (цикличности) ее изменений, носящей сезонный характер.

The author examines the world culture through the history of emotional moods of man. Here is the development of seasonality idea the world culture by Spengler, but without of the death her, or the stop. The collected material, covering more than 6500 years of human culture, allows the author to assert the presence of recurrence in character of the seasonal changes of the moods of man.

Питирим Сорокин заявил (в 1927 году): - «Существование постоянно повторяющихся идентичных циклов, будь то эволюция всего мира или история человечества, не доказано. Следовательно, соответствующие теории были бы заблуждением».
Действительно, все в мире уникально и неповторимо, во вселенной нет даже двух одинаковых атомов. Мы знаем, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку».
Тем не менее, вся реальность имеет волновую природу, являющуюся по сути своей ритмичной.
И на микро, и на макро уровне, все живое и не живое состоит из множества разнообразных волн, ритмов, циклов и, постоянно пульсирующих тактов, пронизано и связано энергией единого космического поля. Сегодня это банальная истина, которую знает любой школьник.
Тезис П. Сорокина опровергается, по меньшей мере, двумя всем известными, повторяющимися макро циклами, с которыми постоянно имеет дело каждый из нас.
В этом цикле задействована эволюция человека и человечества, земли и космоса.
Как вы уже догадались, я имею в виду суточное вращение земли вокруг собственной оси, и годовое ее обращение вокруг солнца.
Мы не можем предсказать, что произойдет с человеком завтра, или в следующем году, но мы точно можем говорить о характере его активности.
То есть человек будет активен днем и пассивен ночью.
Его поведение будет соответствовать сезонным изменениям погоды.
Вы скажете: всего на всего? Ну и что? Ведь это всем известно!
А представьте себе, что это вам неизвестно!
Без этого «банального» знания вся наша жизнь была бы парализована.
Если бы мы ожидали, что и день и лето будут длиться бесконечно, а затем, с удивлением и страхом наблюдали крушение наших планов?
Эти ритмы запечатлены в нашей крови уже на генетическом уровне.
И тем не менее, как часто человек бывает смущен и озадачен тем, что его прогнозы и ожидания не оправдываются!
Вспомним, как неожиданно развалился, казавшийся вечным Советский Союз и рухнула берлинская стена…
Уже известный нам социолог П. Сорокин рассказывал, как обманулся он и все его коллеги в 1913 году в своих ожиданиях. Тогда они и в страшном сне не могли вообразить, какие кошмары ожидают человечество в ХХ веке.
Оптимистические прогнозы ХIХ века не оправдались.
«Мы обманулись, мы обмануты» - воскликнул А. Герцен еще в 1848 году, разочаровавшись в тезисе «разумности истории».
В пестром калейдоскопе истории, такие неожиданные очарования и разочарования человека скорее правило, чем исключение.
Конечно, все и вся предсказать нельзя. Элемент неожиданности всегда останется в человеческой жизни. Но знание ритмичности и закономерности социальных процессов, могли бы намного облегчить наше существование.
Еще античные греки, не обладая нашим знанием истории, утверждали, что она представляет собой круг, который, по прошествии какого то времени, будет повторяться.
Теоретически, эту идею можно проверить, только сопоставив два, или более таких кругов.
Но как практически это сделать?
Не смотря на многочисленные «белые пятна» в нашем знании прошлого, в «новое время» накопилось такое обилие новых артефактов, в которых мы рискуем утонуть.
Так же, как деревья закрывают лес, факты закрывают, «загромождают» собою историю. Чтобы ее увидеть, надо подняться над ними, и попытаться обозреть целое «единым взглядом».
Идея такого «целостного» взгляда на историю появилась у меня еще в 1971 году, после ознакомления с «Психологией установки» замечательного грузинского психолога и философа Д. Н. Узнадзе.
Суть его идеи я понял, как обусловленность, «запрограммированность» действий и деятельности субъекта целостностью и недифференцированностью его состояния.
А так, как субъект включен в мир и общество, то через его поведение, (моя гипотеза) можно, в свою очередь, судить о целом этого мира и общества, то есть, о его неявном общем законе и ритме изменений.
Таким образом, через настроенность человека что то делать или не делать, выявляется не только его личное состояние, но и общая природная и общественная атмосфера.
Но лучше всего «целое» и «общее» может быть выражено чувством, эмоцией, а это область искусства. По этому, искусство может снабдить нас обширным и незаменимым материалом там, где не достает других исторических фактов.
Итак, с 1971 года, именно датированные чувства, эмоции и настроения, выраженные как можно более лаконично, стали предметом моего интереса.
Из доступных исторических артефактов: произведений искусства, философских высказываний, дневников выдающихся людей и т.п., мною была выделена эмоциональная составляющая. Например: «страстное желание видеть многое», «оживление в обществе», «динамичность», «агрессия», «жажда жизни», «воодушевление». Или же: «тоска», «депрессия», «статичность», «мрачное настроение», «потеря желаний» и т.д.
Каждый из таких фактов может быть случайным, не характерным для данного времени. Но ряд таких фактов, собранных вместе в одном десятилетии, или столетии, создает убедительную картину настроения времени.
Теперь, у нас появляется возможность увидеть историю «сверху» и охватить ее единым взглядом, сопоставить «шум» одного и другого времени, в надежде выявить закономерности.
Конечно, прежде чем мы приступим к поиску, хотелось бы, хотя бы в общих чертах, иметь предварительный образ искомого.
Можно предположить, что такой повторяющийся цикл будет напоминать уже нам известные суточные и годичные ритмы человечества.
По эмоциональной составляющей, по общему настроению человека они схожи:
1. Утром и весной – настроение «пробуждения», надежды, ожидания, перспективы.
2. Днем и летом – активное настроение, труд, деятельность, борьба.
3. Вечером и осенью – подведение итогов, использование плодов труда, гедонизм.
4. Ночью и зимой – прекращение или замедление деятельности.

В поисках такого цикла, мною были рассмотрены большие интервалы времени, найден ряд различных по времени ритмических процессов (об этом в журнале «Немига литературная», №1, 2013 г. Минск, во вступительной главе из моей книги «Часы истории»).

Эти ритмические процессы, найденные мной, ранее не были никем обнаружены, но их природа не соответствует стилистике суточных и годовых циклов, которые мы с вами сейчас пытаемся обнаружить.
Тем не менее, такой цикл существует и, через равные промежутки времени повторяется.
И если, год кратен 365 дням, то следующий цикл, подобный им по сезонному изменению настроений человека, наступает, как вы увидите дальше, только через 2400 лет!

Попробуем кратко набросать схему цикла (или «эры»).
Он, так же, как сутки и год, должен делиться на четыре равные части. Эти части не имеют резкой границы, и переход между ними будет постепенным.
При этом, две части будут полярными по своей сущности – так же, как день и ночь, или лето и зима.
Середины этих полярных частей будут выражать противоположные тенденции – середина «лета», это пик активности. И соответственно, середина «зимы» - пик отказа от нее.
Если цикл равен 2400 годам, то расстояние между этими полярностями будет равно половине цикла, или 1200 годам.
(Далее, условимся называть эти четыре части цикла (эры) «этапами», и назовем их, используя сезонную терминологию: «весна», «лето», «осень», «зима»).

Теперь, проверим нашу гипотезу, рассмотрим одинаковые отрезки из середины «полярных» этапов, отстоящих друг от друга на 1200 лет. (Первый цикл (эра)).

Этап «лето» - (1645-1764) – передаю общую атмосферу (обрывки фраз и фактов): «Государство это Я». Кромвель. «Бешенные». Барокко. Фанфары. Ньютон. Зеркала Версаля. «Апофеоз». «Ракурсы». «Поэзия». «Галантность». Беркли. «Эротизм». «Гулливер». «Утилитаризм». «Ярость и веселье». «Рококо». «Фривольность». «Легкость нравов». «Маскарады». «Сентиментализм». «Просвещение». «Энциклопедия». Пиранези. «Изысканность».

Этап «зима» - (445-564) – Мозаики Равенны. Прокл: «Душа парит в эфире». «Книги – оставил бы немного, остальные бы уничтожил». Вандалы опустошают Рим. Византия. «Умеренность». «Бесстрастие». Сгорает константинопольская библиотека. Римский король полуграмотен. В Китае: «Ритуальность». «Мерное движение». «Стереотип». «Отрешенность». «Жизнь внутри». «Полуулыбка». «Традиция». «Сохранение старого». Индия распадается. Закрыта Афинская академия. «Разбита статуя Аполлона». «Утешение философией». «Стенания круг». «Музы – блудницы». «Символика чисел». «Монастырь». «Молитвы». Храм св. Софии. «Путь на небо». В Японии признание буддизма.

Наши ожидания полностью оправдались: этап «лето», как и ожидалось, насыщен активностью, любовью и интересом к окружающей реальности, воодушевлением.
И соответственно, этап «зима»: потеря интереса к реальности, замедление движения, замыкание на стереотипе и ритуальности.
Два полярных полуцикла в сумме дают продолжительность цикла: 1200+1200=2400 лет.

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, возьмем следующий (второй цикл (эру)), отстоящий от рассмотренного на 2400 лет.
(Чем далее мы уходим назад во времени, тем менее датированного материала.)
И если рассмотренный цикл примерно совпадает с нашей эрой, то очередной будет располагаться до нее.
Вновь сопоставим одинаковые отрезки из середины полярных этапов, отстоящих так же друг от друга на 1200 лет.

Этап «лето» - (755-636 д.н.э.) – Основание Рима. Расцвет Ассирии. «Крылатые быки». «Львы». «Мощь». Захват Израиля. Искусство в Египте: «Сила». «Интерес к реальности». «Энергия». «Деятельность». Фризы в Ниневии: Военные сцены. «Стремительность». «Живость». «Реалистичность». В Китае: «Реформы. Экономика. Философия». В Ассирии и Египте: «Расцвет науки, литературы, искусства. Знаменитая библиотека. Ирригация. Торговля».

Этап «зима» - (1955-1836 д.н.э.) – Египет: скульптура «Глаза внутри». «Переживания». «Горечь». Напутствие: «Берегись подданных. Не доверяй брату. Не знай друга». Заупокойный храм в виде лабиринта. - Вавилон – «Врата господни».

Итак, здесь комментарии излишни - мы получили наглядное подтверждение нашей гипотезы о наличии цикла, носящего повторяющийся сезонный характер.
То есть, в этапе «лето» - рассвет культуры, интерес к реальности, активность.
И напротив, в этапе зима – негативизм, пессимизм, потеря интереса к жизни.

Для того, чтобы убедиться, что это не случайное, абсолютно математически точное совпадение «сезонности» двух циклов, вместе охватывающие 4800 лет, попробуем заглянуть еще на 2400 лет назад.

Здесь, в связи с нехваткой датированного материала, придется расширить временные рамки рассмотрения до величины этапа (600 лет) – третий цикл (эра):

Этап «лето» - (3395-2805 д.н.э.) – Объединение Египта – Бог Гор в виде сокола – Бычьи головы – Тема победы – Начало династического периода – Реализм. Живость. Чувственность. Мастерство. Сила. Мощь. - Первые иероглифы. Месопотамия – Клинопись – Поэтичность – Совершенство формы - Прогресс в экономике, культуре, политике. Появление рабского труда. - Индия – Счет времени. - Шумеры – Бронзовые монеты. Богиня Плодородия и Изобилия.

Этап «зима» - (4595-4005 д.н.э.) – Условные абстрактные знаки – кресты, кружки, углы, треугольники, штрихи. – Геометрический орнамент. Европа – Керамика – Спирали. Меандры. - Египет – полное отсутствие интереса к человеку – грубое, головное, схематичное, небрежное и неэстетичное его изображение. Примитивизм. – Гибель культуры Халаф.

Мы видим и в третьем цикле (эре) сохранение той же сезонной периодичности.
А теперь, остается проверить, соблюдаются ли сезонные переходы «весна» и «осень», расположенные между полярными этапами «лето» и «зима».
Начнем с первого цикла (наша эра) – (205-2604):

Этап «весна» - (805-1395) – Халифат – Обиталище наук. - Поэзия, застолья и попойки. – Индонезия – Нежность, одухотворенность. – Китай – Конфуцианство. Академия живописи. – Беспутная жизнь папы. – В Европе рост городов. – Папа реформатор. – Песнь о Роланде. – Крестовые походы – Богатства востока. – Готика. – Университет. – Хартия вольностей. – Гимн солнцу. – Сорбонна. – Разум. – Антики. – Парламент. – Перспектива. – «Роман о розе». – Изысканность. – Сладостный стиль. – «Чудеса мира». – «Страстное желание видеть многое». – «Любовь к истине». – «Свобода». – «Слава». – Декамерон». -
Китай – «Царь Света». – «Карта мира». – «Райская обитель».

Как и ожидалось, этап полностью соответствует сезонному типу переходного периода между «зимой» и «летом» - это пробуждение интереса к реальности и рост активности.

Этап «осень» - только что начался – (2005-2604, наша эра).

Второй цикл (вторая эра) – (2195 д.н.э.-204 н.э.):

Этап «весна» - (1595-1005 д.н.э.) – Египет мировая держава. – Новое царство. Бронзовый век. Торговля. – Завоевания. - Колонны, увенчанные лотосом. Рафинированная очищенная реальность. – Легкая улыбка. – Молодость, холодность. – Ритмичность. Музыкальность. Красота обыденной жизни. – Китай – Иероглифическая письменность. – Реформы. – Наведение порядка – Искоренение зла. – Ради общего счастья.

Этап «осень» – (395 д.н.э.- 195 н.э) – Китай – «Дворец наук». – Афинская Академия. – Атомизм. – Смеющийся философ. – Искусство – подражание природе. – Гедонизм. – Эпикур. – Безмятежность. – Царь должен быть философом. – Правление лучших. – Душа бессмертна. – Средний путь. – Целое. Справедливость. – Добродетель. – Стоики. – Скептицизм. – Материализм. – Реализм. – Софисты. – Афродита, богиня любви. - Китай – Расцвет культуры. - «Наслаждаться пока живы» - Мудрость. – Даосизм. – Гармония. – Природа. – Счастливая бабочка. - Равновесие. – Недеяние. – Александр Македонский. – Эллинизм. – Космополитизм. – Гражданин мира. – Колосс Родосский. – Мусейон. - Объединение Индии – Римская республика. – Империя. – Аморализм. – Восстания рабов. – Диктатура. – Золотой век. - Экклесиаст. – Христос. – Нерон. – Калигула. – Долг. – Терпение. – Мир и согласие. – Апокалипсис. – Колизей. – Деньги не пахнут. – Храм всех богов. – Храм Вакха. – Правда чувства. – Дух целого. – Соподчинение. – Общая цель.

И здесь, наши ожидания полностью подтверждаются – «весной»: пробуждение активности и интереса к жизни, поэтичность и надежды. – «Осенью»: сбор «плодов» и подведение итогов, наслаждение жизнью и потребление.

Третий цикл (третья эра) – (4595 д.н.э.-2196 д.н.э.):

Этап «весна» - (3995-3405 д.н.э.) – Египет – Образование государства. - Начало социального расслоения. – Первые орудия из меди. – Открытие гипса и фаянса. – Пластинка Мендеса, первые иероглифы. – Росписи в гробнице в Иераконполе. – В Месопотамии - Клинопись. – В Уруке – Монументальная архитектура. – Изобретение пиктографии.

Этап «осень» - (2795-2205 д.н.э) – Египет – Джосер – Пирамиды. – Стремление к совершенству. – Раскрашенная скульптура. Реализм. – Изысканность. – Мастерство. – Торжественность. – Цветные росписи. Прославление фараона. – Львы - Сфинксы. – Храмы Солнца. – Жертвы богам. - «Поклоняться богине любви, петь и наслаждаться». – Китай – Объединение. – Шумеры – Иероглифическое письмо. Тексты и поэмы. - Богиня Плодородия. – Орел с львиной головой. – Ур – Культ животных. – Двуречье – Ирригация. Торговля. - Саргон – Деспотия. – Мускулистые тела. – Мятежи. – Власть жрецов.

Сомнений не остается – закон переходных периодов выполняется и здесь – «весной» пробуждение интереса к реальности, и рост активности. «Осенью» - величавые итоги – ощутимые плоды жизни, удовлетворенность.

Итак, мы с вами окинули единым взглядом более шести с половиной тысячи лет истории человечества. При этом, мы совершенно ясно и недвусмысленно увидели наличие большого, повторяющегося через каждые 2400 лет цикла (эры).
1. Этот цикл, по аналогии с дневным и годовым циклами, носит сезонный характер.
2. Он делится на четыре этапа (сезона): «зиму», «весну», «лето» и «осень».
3. Два из них – «зима» и «лето» являются полярными или противоположными.
4. Между ними находятся «весна» и «осень», являющиеся переходными этапами.
5. Длительность каждого этапа равна 600 годам.
6. Середины полярных этапов делят цикл на два полуцикла по 1200 лет.

Конечно, отдельные факты могут идти в разрез со спецификой любого цикла, например, человек может днем спать, а ночью активно действовать, весной могут и во время цветения садов, наступить похолодание и пойти снег. Но исключение только подчеркивает правило.
В рассмотренных нами трех циклах (эрах) нарушение сезонности не было выявлено:
1. В каждом из этапов «зима» наблюдалось падение активности и потеря интереса к окружающей реальности.
2. В каждом этапе «весна» постепенно пробуждалась активность, и возрастал интерес к жизни.
3. В каждом этапе «лето» возрастала до максимума активность и агрессия, расцветала наука и культура.
4. В каждом этапе «осень» наблюдался постепенный переход от максимума активности, через возрастание гедонизма, потребительства и утилитаризма к глобализму, универсальности и спокойствию уравновешенности.

Идея сезонности не мое изобретение. С этой идеей человечество сталкивается с незапамятных пор каждый день, каждый год.
Шпенглер также выдвигал эту идею по отношению к стадийности прохождения культуры, сопоставляя ее развитие с возрастами отдельного человека. То есть с детством, юностью, зрелостью и смертью. Пессимистическая идея конечности культуры отражается и в заглавии его известной книги «Закат Европы».
Конечно, все мы знаем, что человек смертен. Государства также рождаются, расцветают и приходят в упадок. Культура тоже появляется в конкретной форме в том или ином государстве, через конкретного, определенного, смертного человека. Но, как мы видим, ни со смертью конкретного носителя культуры – отдельного человека, ни с гибелью государства, она не умирает.
Рождаются новые люди, носители вечно новой культуры, ее центры перемещаются из государства в государство, меняется ее окраска и настроение, но закон ее глобальной циклической ритмичности постоянен.
Не мы выбираем сезоны погоды, но все мы, сознательно или бессознательно принимаем участие в этом процессе, осуществляя конкретность определенной культуры.

Какой этап культуры, какой из ее сезонов лучше?
Наверно, каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
И, возможно, вооруженные предварительным знанием, мы сможем заранее эти плюсы увеличить, а минусы смягчить.


Григорий Нестеров Минск 11.4.2013


Все права защищены. Цитирование с указанием авторства. (Статья основывается на материалах книги «Часы истории…» (2011))
https://www.amazon.com/hours-history...urs+of+history

Часы истории. Ритмы мировой культуры
Accent Graphics, Ottawa, 2016 https://vk.com/doc790580877_66157159...2vizRYyDOZ9Gts

"Часы истории. Ритмы мировой культуры" https://www.facebook.com/groups/Twit...24406/?__cft__[0]=AZVYF621su7ozWRqHXYpBIsAO-ZiSdFfSnH7sVKHQtiLIX0SDTXg3zyv_I064wvlp3RYCVO4YcBt hoLfixHn8YX9Lhx0oQj0yrCyvSENJS4OcHlzfOF6DqcfD6XPNw qcrSZHqcsBQ1Ro7CMto7zan5ZL&__tn__=%2CO%2CP-R

[email protected] www art-fakt.com

Ключевые слова: - Цикличность культуры, Сезонные циклы, Циклы настроений, Циклы истории, Ритмичность времени.
The key words: - The Rhythms of World Culture, The seasonal Cycles, The Cycles of Mood, The Cycles of History.
Размещено в Без категории
Просмотров 5596 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 




Часовой пояс GMT +3, время: 07:32.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot