Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Про искусство

Рейтинг: 5.00. Голосов: 2.

Музей русского костюма. Москва, Кремль в Измайлово

Запись от Про искусство размещена 11.11.2013 в 11:54

Каких только музеев нет на белом свете! Например, в нашей стране есть Музей тамбовского волка и Музей Бабы Яги, Музей мыши в городе Мышкин, Музей суеверий и колдовства в Угличе, Музеи чайника, утюга, паровоза в Переславле-Залесском, и, даже, Музей угона автомобилей имени Юрия Деточкина, рассказывающий о всех возможных способах угона машины, и Музей человеческого варварства и свинства во Владивостоке, где представлены разбитые и изуродованные урны, таксофоны, скамьи и все, что попадается под руку некультурным горожанам. Немало необычных музеев есть и в Москве. С некоторыми из них мы познакомимся на ближайших занятиях.


Вид на культурно-развлекательный комплекс "Кремль в Измайлово"

Давайте сегодня поговорим о русском костюме. А узнать об особенностях национального костюма нам помогут экспозиции Музея русского костюма в Измайлово и Музея валенка.

На территории Измайловского Кремля

Рядом со станцией метро "Партизанская" стоит сказочный город — культурно-развлекательный комплекс "Кремль в Измайлово". За высокими крепостными стенами расположены причудливые терема, палаты, башни, необыкновенной красоты деревянный храм. Здесь размещается целый музейный городок: Музей русского костюма, Музей колоколов, Музей русских сказок, Музей русской игрушки, Музей истории водки. Подробнее познакомиться с музейным комплексом в Измайлово вы можете с помощью специального сайта.

Музейный комплекс в Измайлово

А мы заглянем в один из этих музеев — Музей русского костюма.

Сарафан

В музее русского костюма

Рубаха, порты

Здесь представлены образцы традиционной народной одежды: рубахи, порты, сарафаны, поневы, девичьи венцы, а также прялки, мялки, чесала, ткацкие станки, то есть то, что помогало превращать лен в полотно, из которого затем шилась одежда. Девочек на Руси уже с пяти лет учили прясть пряжу, ткать полотно, шить и вышивать одежду. По рукоделию судили о девичьих и женских достоинствах.

А. Корзухин. Девичник

Одежду шили с многочисленными магическими предосторожностями. Считалось, что одежда может охранять человека от нечистой силы, а лучшим оберегом была вышивка, содержавшая священные языческие символы и знаки. Вышивкой украшались любые разрезы, ворот, подол, рукава одежды.

Мужская рубаха

Девичья рубаха

Основу русского костюма, как мужского, так и женского, составляла рубаха. Свою рубаху никому не отдавали; считалось, что с рубахой можно отдать и свое счастье. Рубахи обязательно подпоясывали, а к поясу, нередко, привязывали личную деревянную ложку. Когда в крестьянской семье рождался ребенок, его заворачивали в отцовскую рубаху; считалось, что она будет надежно защищать младенца от нечистой силы.

К.В. Лемох. Новое знакомство

К.В. Лемох. Родительская радость

Рубаха нередко была единственной одеждой деревенских детей. Мальчики из бедных семей носили одни рубахи без портов до 15 лет, а иногда и до самой свадьбы. Порты считались принадлежностью взрослого мужчины.

А.Д. Кившенко. Дети, несущие обед жницам

К.В. Лемох. Крестьянские дети

Раньше люди полагали, что чем больше одежды надето на человека, тем он богаче. Мужской костюм состоял из рубахи, зипуна, ферязи, кафтана, однорядки или опашня. Самые знатные сверху надевали еще и шубы, причем шубы всегда носили мехом вовнутрь. Шуба была не только одеждой зимней, но и парадной. Бояре надевали на себя дорогие шубы и меховые шапки всякий раз, отправляясь на прием к царю, даже если на улице стояла жара.

А.П. Рябушкин. В ожидании царя

А.П. Рябушкин. "Пожалован с царского плеча"

Женский костюм состоял из рубахи, сарафана, или поневы, душегреи, телогреи, летника. В северных и центральных районах России сверху рубахи надевался сарафан, а в южных – понева. Понева – это вид юбки, состоящей из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском – гашником: ее носили только замужние женщины. Поверх рубахи и поневы надевали передник – “занавеску”, завязывавшуюся сзади тесемками.

О.П. Долгая. Ярмарка

А главным элементом одежды был головной убор. По шапке сразу можно было определить социальное положение человека. Бояре носили высокие, до полуметра, шапки из дорогого меха, снятого с горла соболя или лисицы. Такие шапки назывались горлатными; их берегли, а дома ставили на видное место, как украшение, на особую деревянную форму — болванец. Народ попроще надевал круглые шапки-мурмолки или островерхие колпаки. Девушки носили нарядные венцы или головные повязки, а замужние женщины обязательно прятали волосы под убрусы, волосники или кички.

А.П. Рябушкин. Московская девушка XVII века

К.П. Брюллов. Гадающая Светлана

К.Е. Маковский. Боярышня в кокошнике

Что касается обуви, то самой нарядной и дорогой считались кожаные сапоги. Нередко сапоги шили из разноцветной кожи — красной, зеленой, голубой. Голенища расшивали золотыми и серебряными нитями, украшали жемчугом, а каблуки подбивали серебряными гвоздиками. Простые горожане предпочитали носить мягкие кожаные туфли — поршни. А самой распространенной обувью на Руси были лапти. Недаром появилось выражение "Русь лапотная".

Лапти и онучи

В лаптях ходили и летом и зимой, в праздники и будни. Плели лапти из липового лыка, из коры ивы, дуба, березы и даже из конских хвостов и грив. Самыми нарядными были лапти из розового вязового лыка. Зимой лапти утеплялись конопляной веревкой, а на ноги одевались портянки-онучи. За день умелец мог сплести до 5 пар лаптей, но и изнашивалась эта обувь быстро: летом за три дня, зимой — за десять. Когда отправлялись в дальнюю дорогу, брали с собой несколько пар лаптей.

Но лучшей обувью для суровой русской зимы были, конечно, валенки. Появились они на Руси с начала XVIII века.

С.В. Иванов. Семья

В старину валенки делали вручную из валяной овечьей шерсти; для изготовления пары валенок необходимо было настричь не менее килограмма шерсти. Эта обувь была довольно дорогой и доступной далеко не всем. Иметь собственные валенки было заветной мечтой каждого деревенского парня — это означало, что человек он состоятельный. Семья, имеющая хотя бы одну пару валенок считалась уже зажиточной. Валенки берегли и передавали по наследству.

Шерстобитная машина



Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 2433 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 











Часовой пояс GMT +3, время: 22:16.
Telegram - Instagram - Facebook - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2020, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot