Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Марат Гельман
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Оценить эту запись

Обстоятельная Диана Мачулина о выставке Казахов и вообще о сиьуации на винзаводе

Запись от Марат Гельман размещена 09.12.2012 в 15:01

Полностью текст с картинками здесь
http://polit.ru/article/2012/12/08/art-klaster/


В бывшем помещении галереи М&Ю Гельман экспозицией «Современное искусство Казахстана» (до 12 декабря) открылся выставочный зал проекта «Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана». Первое, что обращает на себя внимание и свидетельствует о новом формате – этикетки с подробным рассказом об идее произведения. В коммерческих арт-галереях обычно действует совсем другая система – зрителю дают схема зала на отдельном листочке с обозначением мест произведений в пространстве и списком с именем автора-названием работы-техникой-размером-годом создания.


Могу только предположить, что так делают исходя из соображений автономности искусства, когда контекст мешает и произведение должно говорить само за себя. Так легче продать, но очень неудобно смотреть. Случаются резоны идейные для отсутствия этикетажа – как в выставке «Artempo», сделанной куратором Жаном-Юбером Мартеном в палаццо Фортуни, где была игра с тем, что ты не можешь отличить лаконичность неолита от минимализма ХХ века, а экспонат старинной кунсткамеры от девиаций современного художника. Может быть в отсутствии этикеток желание произвести сильное впечатление от группового высказывания – как было на выставках «Бестиарий» и «Варвары» этим летом в Москве. Приписать коммерческие мотивы или наоборот, бескорыстие можно чему угодно, хоть присутствию, хоть отсутствию этикеток, но так, как у Гельмана, доступным языком, но очень точно и подробно – я видела только на постоянной экспозиции в Тейт Модерн в Лондоне и была так увлечена, что провела там два дня, чтобы все прочитать.

Из этикеток видно, что среди казахских художников есть авторы с русскими фамилиями и один татарин – какая-то очень современная степень толерантности: важно гражданство и желание работать именно на этой территории, а не происхождение по «крови». Причем Марат Гельман говорит, что это не кураторский взгляд, а в Казахстане так и есть.

Про отдельные произведения можно только пересказать экспликации, лучше не скажешь – имеет смысл идти, смотреть и читать. В целом это борения между традицией и современностью, а между ними еще и советский период, даны точки зрения снаружи и изнутри страны, экспорта и импорта символики. Своего рода соц-арт нового поколения – когда критике подлежит не только система СССР, но и древность, и вырисовывающееся «западное» будущее.


Фрагмент работы Алексея Шиндина из серии "Атавизмы", «Балбалы» Молдакула Нарымбетова. Выставка "Современное искусство Казахстана" в проекте Марата Гельмана "Культурный альянс" на Винзаводе.
Вся экспозиция выстроена как единая композиция, где все рифмуется. В центре зала вокруг колонны выстроились «Балбалы» Молдакула Нарымбетова: фигуры, похожие на толпу людей, заполнивших галерею. Их головы сделаны из камней, обточенных горной рекой в форме колес, а тела – из автопокрышек. Прирожденные кочевники остановились, колесо стало символом, неподвижным идолом – но как природа горной реки вытачивает лежачий камень в форме колеса, так и природа историческая точит современное стремление кочевого народа к оседлости. Что-то есть в этом от одного из реди-мейдов Дюшана - велосипедного колеса, зафиксированного на табуретке – и не усидишь, и не поедешь.

Было ли прошлое народа великим и какое это имеет значение сейчас? Национальность и возраст художника оказываются очень важны – не для розни, но для анализа проблем и их решения. Угадывая по фамилиям авторов все же национальность по «крови», понимаешь различные точки зрения. Алексей Шиндлин в работе «Атавизмы» берет атрибуты современного гастарбайтера из Средней Азии – поношенные джинсы и рабочие рукавицы, пробки от Кока-колы и аудиокассеты, и «втаптывает их в традицию», превращая в узоры на войлочных коврах. Это похоже на то, что у нас в России - сочетание капитализма и язычества. Для Ербола Мельдибекова важен советский период как тоталитарный и в то же время показывающий, что подавление свободы проходит насквозь от корней к будущему. Рустам Хальфин в видео «Любовные скачки» «воссоздает сюжеты «возможной казахской античности», брачные обычаи кочевников со старинных китайских миниатюр. Соитие-не-сходя-с-коня героизирует кочевников больше, чем легенды об их славных военных победах. Видео показывает зажатому, закомплексованному горожанину настоящую («природную») романтичность, красоту и эпический масштаб любви «степных людей». Казахстанский художник татарского происхождения видит поэзию бескрайних степей – общее для его личного прошлого и его настоящего.

Незначительность национальности по отношению к осознанию гражданства уже была отмечена в проекте художника Дмитрия Гутова и коллекционера Виктора Бондаренко, показанном в Твери Гельманом, а затем в Москве в Мультимедиа Арт Музее. Тот проект был воспринят негативно широкой общественностью – не может быть, чтобы Пушкин был негр, а у Александра Невского бабушка - осетинка! Здесь то же самое сказано не в лоб, но все же линия продолжается.


Вообще, подробные этикетки рядом с работами у Гельмана - это то, что нужно было начать делать много раньше. Может быть, тогда конфликтов со зрителями у современного искусства было бы меньше.

Posted via LiveJournal app for iPad.



Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 1124 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 





Часовой пояс GMT +3, время: 06:26.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot