Антонио Канова
Запись от Про искусство размещена 30.04.2012 в 08:27
Антонио Канова (1.11.1757, Поссаньо, обл. Венеция, — 13.08.1822, Венеция), итальянский скульптор-классицист.
Учился в Венеции (1768—74) у скульптора Дж. Торретти.
Работал главным образом в Венеции и Риме.
Антонио Канова (Canova) - самый значительный из итальянских скульпторов новейшего времени, родился 1 ноября 1757 года.
Сын бедняка-каменотеса, он рано осиротел и поступил в услужение к венецианскому сенатору Фалиеро. Этот последний доставил ему возможность учиться ваянию. Имея всего 16 лет от роду, Канова исполнил для своего покровителя статуи Евридики и Орфея, а в 1779 г., для венецианского патриция Пизано, группу: "Дедал и Икар". В следующем году он отправился в Рим, где знакомство с классическими памятниками скульптуры быстро развило его врожденные артистические способности. Вскоре молодой художник занял выдающееся место среди тогдашних ваятелей, и известность его росла с появлением каждого нового его произведения, распространяясь далеко и за пределы Италии. Со всех сторон, от царственных особ и вельмож, сыпались к нему заказы. Папа Пий VII, в 1880 г., сделал его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях. Наполеон I пригласил его, в 1802 г., в Париж, для приготовления колоссальной статуи (Наполеона) и для других важных работ. После падения Наполеона, в 1815 г., Канова энергично способствовал тому, чтобы художественные сокровища, увезенные из Рима низложенным императором во Францию, были возвращены в вечный город; в благодарность за это, равно как и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д'Искиа.
Несмотря на эти почести и на благорасположение со стороны папы, знаменитый скульптор, вследствие размолвки своей с кардиналами, покинул Рим и последние годы своей жизни провел на родине, в Поссаньо, близ Бассано. Он умер в Венеции, 13 авг. 1822 г. Заслуга Кановы заключается в том, что после долгого периода упадка пластики, в век манерности и париковства, он первый из всех пытался вернуть её к принципам и формам античного искусства; но ему все таки не удалось вполне освободиться от недостатков скульптуры его времени и достигнуть классических простоты и благородства, что особенно заметно в слабейшей отрасли его творчества рельефе, сохраняющем ещё характер предшествовавших работ подобного рода. Статуям Кановы, а ещё более его группам, всё ещё не достает того спокойствия и той внутренней законченности, которые составляют главные условия истинно пластической красоты. Прекрасно удавались ему фигуры молодых женщин, которым он почти всегда придавал отчасти чувственный, отчасти сентиментальный оттенок, кокетливую грациозность, любимую его временем. Несколько проще, а потому и привлекательнее его мужские идеальные фигуры, а ещё лучше - надгробные памятники, из числа которых иные отличаются действительно пластичностью композиции, серьезностью и достоинством. Замечательнейшие из произведений знаменитого скульптора, в хронологическом порядке их появления, суть след.: "Дедал и Икар", колоссальная группа "Тезея, убивающего Минотавра" (в венск. имп. музее), надгробный памятник папы Климента XIV (1783, в ц. св. Апостолов, в Риме); чрезвычайно красивая, милая группа "Амур и Психея" (1789; повторена несколько раз; один ее экземпляр в Эрмитаже, в СПб 1808г.), памятник папе Клименту ХIII (1792, в Петровском соборе в Риме), "Венера и Адонис", "Кающаяся Мария Магдалина" (1796 г.), мастерски исполненная "Геба" (1796; повторена несколько раз; один экземпляр - в Эрмитаже, другой - в берлинск. национ. галерее).
"Паолина Боргезе, как Венера" 1805
"Paolina Borghese as Venus" фрагмент
"Венера" 1811
"Бюст Наполеона" в Galleria d'Arte Moderna, Палаццо Питти 1806-22
"Гений смерти 1814
"Гений смерти 1814
"Гений смерти" 1814
"Геба" ок. 1805
"Геба" деталь
"Геба" деталь
"Амур и Психея" 1793
"Амур и Психея 1793 фрагмент
"Амур и Психея" 1802
Деталь "Амур и Психея" 1802
"Амур и Психея"
"Бюст Пия VII" 1806
"Голова Париса" 1808-1810
"Голова Елены" 1819
"Елена" фрагмент
"Дедал и Икар" 1778-79
"Наполеон" 1806
"Доменико Чимароза" 1808
"Танцовщица" 1812
"Голова Танцовщицы"
"Танцовщица" после 1811
"Танцы сыновей Алкиноя"
"Обучение наукам" 1796
"Смерть Приама" 1787-1792
" Смерть Приама" деталь
"Накормить голодных" ок. 1796
"Орфей" 1777
"Эвридика" 1773-75
"Эвридика" деталь
"Крылатый Амур"
"Голова Каллиопы" 1812
"Кающаяся Магдалина" 1809
"Кающаяся Магдалина"
"Кающаяся Магдалина"
"Три Грации" 1814
"Три грации" 1813-1816
"Три Грации" 1814 Деталь
"Памятник Клименту XIII"
"Деталь памятника Климента XIII - лeв и ангел"
"Скорбящая на Мавзолее Климента XIV"
"Амур и Психея" в Лувре
"Адам и Ева нашли тело Авеля" 1818-22
"Паолина Боргезе, как Венера" 1805
"Венера" 1811
Музей Кановы
Музей Кановы
Антонио Канова "Автопортрет"
Ссылка на оригинал
Всего комментариев 0