Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Марат Гельман
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Оценить эту запись

в предверии запуска новой версии Чорного Гельмана (из интервью Собаке Ру)

Запись от Марат Гельман размещена 05.04.2010 в 15:38

1. Кто такой вообще Черный Гельман? Откуда он появился?

    Очевидно, что Чёрный Гельман - это литературный персонаж. Но это тот тип персонажа, который создается не одним автором, а множеством.

    У Чёрного Гельмана есть детство, юность, зрелый возраст. Собственно говоря, можно считать, что родился он как ответ на вопрос кто такой реальный Марат Гельман. Но при этом Чёрный Гельман - ответ достаточно неадекватный.

    Детство Чёрного Гельмана – период, когда он родился и жил в основном в медиа – 90 – 93 г.г. Второй этап - юность – Черный Гельман жил в литературных произведениях. И третий этап, зрелость, - когда Черный Гельман обрел плоть и стал выступать от собственного имени.

    В 90-м году Марат Гельман, реальный человек, делает успешную выставку «Южнорусская волна». До этого в Москве была монополия московского романтического концептуализма. И первая реакция в художественной среде на эту новую волну – была резко отрицательной. Вначале круг концептуалистов породил формулу: «Художники плохие, но Гельман такой хороший продюсер, что обеспечивает их успех». Однако в течение трех лет южнорусская волна завоевывает популярность, художников приглашают на выставки во всем мире, постепенно они добились признания коллекционеров, критиков. Через некоторое время все поняли, что художники действительно мощные, сильные, но образ некого человека, самого успешного галериста, который умеет невероятно эффективно использовать разные способы для достижения успеха, остается. При этом так как современное искусство для большинства - terra incognita, ситуация усугубляется. Т.е. не просто успешный галерист, а человек, продюсирующий непонятно что. И умудряющийся при этом быть успешным. Может, его поддерживает мировое закулисье? Может, он и не искусством вовсе занимается, а черной магией?

    Второй этап «детства» Черного Гельмана - 94 – 98 гг. - когда в России рождаются политтехнологи, и Марат Гельман вместе с Глебом Павловским создают Фонд эффективной политики, начинают заниматься выборами, добиваются успехов. При этом если Павловский, полностью посвятивший себя политике, фигура более менее ясная, то Гельман, который при этом остается галеристом, опять же кажется загадкой. Ему приписывают какие-то черные технологии. Причина возникновения слухов – непонимание. Причем, из-за того, что Гельман не интегрировался в политтехнологическую и пиар-тусовку, а предлагал эксклюзивные уникальные решения, информация курсирует в основном ложная. На это наложилось демонизация политтехнологов в целом, обвинения их во всем и вся.

    Юность Черного Гельмана – пора еще более интересная: появившийся медиаобраз начинает волновать писателей. Впервые Гельман в качестве второстепенного персонажа появляется у Вознесенского в поэме «Деньги».

    В романе Проханова «Гексоген» Гельман играет хоть и не главную, но важную роль: это галерист, который создает какие-то магический выставки, основная задача которых - разрушить духовность России и сократить численность русских. При этом вот что интересно: если руководитель администрации президента Волошин в романе координируется вашингтонским ЦК, а оно связывается с силами зла, то Гельман общается с сатаной напрямую.

    Линию Проханова  поддерживает Пелевин, где Гельман  предстает как злодей-политтехнолог  и магический черный человек.

    В нескольких романах – у Житинского, Липскерова, Максима Кантора – Черный Гельман – алчный человек, который ради наживы создает художников как гомункулусов, заставляет людей заниматься халтурой, впаривает миллиардерам кучи мусора под видом искусства и т.д. и т.д.

    От использования  образа Черного Гельмана в своих  произведениях иногда не удерживаются и люди, которые лично знают Марата Гельмана. Среди них Харитонов, Липскеров, Житинский. В определенном смысле, Гельман явился прообразом мага в первых романах Макса Фрая (художники Светлана и Гоша Мартынчик).

    Гельманистике сегодня известно около 20 произведений (которые были написаны до пермского периода Черного Гельмана) в которых Гельман существует в качестве персонажа. Имена меняются - то он Мюрат, то он Гейман, то Фельдман, но так или иначе фигура Гельмана вдохновляет писателей, им кажется, что это характерный, яркий персонаж, который что-то объясняет.  
     

    Зрелость Черного Гельмана наступила в Перми, когда определенная часть пермской публики связывала, всё, что бы не происходило в крае, с фигурой Черного Гельмана: трубу прорвало, дороги грязные , сгорел клуб – во всем винят Гельмана.

    Надо сказать, что  Марат Гельман достаточно долгое время тяготился этим персонажем, но в какой-то момент в Перми Черный Гельман окончательно оторвался от своего прототипа. Абсурдность приписываемых ему деяний, уже ни на чем не основанных, сделала так, что Черный Гельман начал жить самостоятельной жизнью, и Марат перестал тяготиться и даже начал получать удовольствие от его проделок.


chorni_gelman 


Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 990 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 





Часовой пояс GMT +3, время: 07:41.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot