Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Выставки, события
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Выставки, события Делимся впечатлениями и обмениваемся мнениями обо всех событиях в мире искусства.

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 09.10.2010, 02:26 Язык оригинала: Русский       #1
Гуру
 
Аватар для Тютчев
 
Регистрация: 19.09.2008
Сообщений: 5,529
Спасибо: 4,883
Поблагодарили 11,836 раз(а) в 2,947 сообщениях
Записей в дневнике: 8
Репутация: 22525
По умолчанию Выставка «Русский путь. Илларион Прянишников и его ученики»

Выставка «Русский путь. Илларион Прянишников и его ученики»

В этом году исполнилось 170 лет со дня рождения И.М. Прянишникова (1840-1894), уроженца села Тимашево Боровского уезда Калужской губернии. Прянишников – художник-новатор, великий мастер художественного повествования. Он – один из основателей знаменитого Товарищества передвижных выставок. Будучи художником-реалистом, он вместе с тем стремился осмыслить самую суть народной жизни, выявить самые основы русской духовности – как духовности православно-христианской.

Долгие годы Прянишников был ведущим преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Практически все сколько-нибудь значительные мастера московской живописи рубежа XIX-XX веков – его ученики. Более того – именно Прянишников наметил ту линию развития русской живописи, которая была магистральной на всем протяжении прошлого столетия.

И главная тема выставки, открывающейся ныне в одном из залов Калужского областного художественного музея, – Прянишников и его ученики. Это – выставка-исследование. Она не претендует на полноту раскрытия этой темы, чрезвычайно сложной и содержательной, но определяет целый круг явлений и проблем, важных для понимания всего хода эволюции русского искусства.

Живопись самого Прянишникова представлена на выставке двумя его работами, хранящимися в Калужском областном художественном музее: этюдом «Задворки» (1880-е гг.) и небольшим видом на Черное море, созданным художником совсем незадолго до его смерти. Эти скромные пейзажи дают, тем не менее, представление о строе зрелой живописи Прянишникова, о ее основных свойствах.

Особое место в экспозиции занимают также работы А.М. Корина и К.А. Коровина. Оба эти художника – не только ученики, но и родственники Прянишникова. Оба искренне любили своего учителя. И в то же время они совершенно по-разному восприняли его уроки. Корин продолжает прянишниковские традиции. Коровин же, ставший первым русским импрессионистом, отталкивается от них, что-то отвергая, что-то приемля.

Многообразно развиваются эти традиции и другими учениками Прянишникова – такими большими мастерами русской живописи как В.Н. Бакшеев, А.С. Степанов, Н.А. Касаткин, К.В. Лебедев и др. Но все они были верны главнейшим принципам его искусства. Их живопись – содержательна, серьезна, вдумчива. И именно эти качества в немалой мере определили своеобразие и основную направленность «русского пути» в искусстве новейшего времени.

Открытие выставки состоится в основном здании Калужского областного художественного музея (зал искусства XX века) 8 октября в 15 часов.

Выставка будет работать с 8 октября по 14 ноября 2010 года ежедневно с 10 до 18 часов, кроме понедельника.

Телефон для справок: 56-28-30

Обухов В.М., искусствовед


http://artmuseum.kaluga.ru/?m=10&idnews=157


Картинки с выставки:
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Иванов С..jpg
Просмотров: 518
Размер:	385.8 Кб
ID:	970061   Нажмите на изображение для увеличения
Название: А.М. Корин =Опять провалился= 1891.jpg
Просмотров: 515
Размер:	299.3 Кб
ID:	970071   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Степанов А.С. =Кумушки=.jpg
Просмотров: 540
Размер:	176.5 Кб
ID:	970081   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 20101003_2_5.jpg
Просмотров: 523
Размер:	262.9 Кб
ID:	970091   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Прянишников И.М. Задворки Холст, масло. 40 x 53 см.jpg
Просмотров: 531
Размер:	394.7 Кб
ID:	970101  





Последний раз редактировалось Тютчев; 09.10.2010 в 03:23.
Тютчев вне форума   Ответить с цитированием
Эти 7 пользователя(ей) сказали Спасибо Тютчев за это полезное сообщение:
I-V (11.10.2010), lusyvoronova (09.10.2010), Posav (09.10.2010), tchaika (10.10.2010), uriart (09.10.2010), Евгений (09.10.2010), Ухтомский (30.11.2010)
Старый 09.10.2010, 03:56 Язык оригинала: Русский       #2
Гуру
 
Аватар для Тютчев
 
Регистрация: 19.09.2008
Сообщений: 5,529
Спасибо: 4,883
Поблагодарили 11,836 раз(а) в 2,947 сообщениях
Записей в дневнике: 8
Репутация: 22525
По умолчанию

Прянишников
Илларион Михайлович

1840, с. Тимашово, Калужская губ. - 1894, Москва

Родился в селе Тимашово Калужской губернии в купеческой семье. Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества у С.К.Зарянко, в эти же годы испытал глубокое воздействие В.Г.Перова. С самого начала существования Товарищества Передвижных Выставок Прянишников был его членом-учредителем, со второй передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Прянишников - один из московских живописцев, работавших в «малом жанре». Годами он создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще более остропсихологический - на грани трагизма - характер: такова его самая известная картина «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865), таков его шедевр «Порожняки» (1871), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения. Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не претендующим на какой-либо социальный урок. Среди его произведений - «Погорельцы» (1872), «Жестокие романсы» (1881), «Охота пуще неволи» (1881), «В мастерской художника» (1890). Помимо бытописательства, Прянишников принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве, обращался к историческому жанру, написав несколько вариантов картины «Эпизод из войны 1812 года». В 1871 году вместе с В. Е. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854-1855 года», посвященный обороне Севастополя. Несколько раз художник совершал путешествия для зарисовок с натуры («Спасов день на Севере», 1887). Долгое время он преподавал в МУЖВЗ, его учениками были С.В.Иванов, Н.А.Касаткин, К.А.Коровин, М.В.Нестеров.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Шутники. Гостиный двор в Москве. 1865 Холст, масло. 63.4 x 8.jpg
Просмотров: 439
Размер:	394.6 Кб
ID:	970111   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Порожняки. 1872 Холст, масло. 48 x 71 см.jpg
Просмотров: 436
Размер:	351.7 Кб
ID:	970121   Нажмите на изображение для увеличения
Название: В 1812 году. 1874  Холст, масло. 83 x 141 см.jpg
Просмотров: 480
Размер:	301.3 Кб
ID:	970131   Нажмите на изображение для увеличения
Название: На тяге. 1881.jpg
Просмотров: 480
Размер:	392.0 Кб
ID:	970141   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Дети на рыбалке. 1882 Холст, масло. 37 x 46 см.jpg
Просмотров: 446
Размер:	390.2 Кб
ID:	970151  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: Конец охоты. 1884 Холст, масло. 88 x 67 см.jpg
Просмотров: 498
Размер:	397.0 Кб
ID:	970161   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Спасов день на севере. 1887 Спасов день на севере. 1887.jpg
Просмотров: 453
Размер:	399.8 Кб
ID:	970171   Нажмите на изображение для увеличения
Название: В мастерской художника. 1890 Холст, масло. 49 x 42.2 см.jpg
Просмотров: 415
Размер:	385.4 Кб
ID:	970181   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Крестный ход. 1893 Холст, масло. 101.5 x 165 см.jpg
Просмотров: 433
Размер:	399.7 Кб
ID:	970191   Нажмите на изображение для увеличения
Название: В засаде Холст, масло. 69 x 40 см.jpg
Просмотров: 481
Размер:	394.0 Кб
ID:	970201  




Тютчев вне форума   Ответить с цитированием
Эти 7 пользователя(ей) сказали Спасибо Тютчев за это полезное сообщение:
I-V (11.10.2010), lusyvoronova (09.10.2010), Posav (09.10.2010), tchaika (10.10.2010), uriart (09.10.2010), Евгений (09.10.2010), Ухтомский (30.11.2010)
Старый 11.10.2010, 04:56 Язык оригинала: Русский       #3
Гуру
 
Аватар для Тютчев
 
Регистрация: 19.09.2008
Сообщений: 5,529
Спасибо: 4,883
Поблагодарили 11,836 раз(а) в 2,947 сообщениях
Записей в дневнике: 8
Репутация: 22525
По умолчанию

Более подробная биография художника.

Читать дальше... 
Прянишников Илларион Михайлович

(1840–1894)


Прянишников вошел в историю русского искусства как талантливый жанрист-шестидесятник, член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вместе с тем он работал и как рисовальщик, офортист, иллюстратор, писал портреты, пейзажи, картины на военно-исторические темы, исполнял композиции на религиозные сюжеты.
Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимошево Калужской губернии в семье небогатого купца.
С детских лет проявив наклонности к рисованию, он уже в возрасте 12 лет поступил в Московское училище живописи и ваяния, однако год спустя он оставил училище: нужно было зарабатывать на хлеб, и ему пришлось пойти на заработки «мальчиком» в купеческую лавку.
В 1856 году Прянишников вновь поступил в МУЖВ, он учился у преподавателей С.К.Зарянко, Е.С.Сорокина и Е.А.Васильева. Каждый из них оставил заметный след в судьбе ученика. Так, например, от Е.С.Сорокина, уделявшего огромное значение в системе обучения именно рисунку, Прянишников унаследовал высокую культуру рисунка, и впоследствии сумел передать эти знания уже собственным ученикам. Во многом благодаря бескорыстной помощи Е.А.Васильева Прянишникову удалось закончить художественное образование, т.к. именно Васильев добился для талантливого ученика права на бесплатное обучение и предоставил ему «и кров, и стол». Как известно, он также оказывал существенную поддержку и другому ученику, будущему известному художнику-жанристу В.Г.Перову, с которым Прянишникова связывала долгая дружба. В 1857 году, когда Перов работал над одним из своих первых критических произведений, Прянишников ему позировал для создания образа главного героя. В 1862 году молодые художники вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре.
В 1864 году Прянишников за картину «Чтение письма в овощной лавке» был награжден малой серебряной медалью. Уже в этой ранней работе проявилась главная черта, характерная для творческой манеры художника. Это – острая психологическая наблюдательность.
В 1865 году, в год окончания Училища, Прянишников за картину «Шутники. Гостиный двор в Москве» получил большую серебряную медаль и звание классного художника III-ей степени. Картина посвящена судьбе маленького человека, потерявшегося среди самодовольного хамства «московских толстосумов и гостинодворцев» в огромной и жестоком городе, являющим образ «темного царства». Картина принесла художнику широкую известность. Она даже «попала в лубок и раскупалась в тысячах экземпляров в народе». Театр, литература и живопись в эти годы находились в тесном взаимодействии, привлекая к себе внимание публики постановкой «серьезных» вопросов жизни. Для зрителей близость картины Прянишникова и постановки одноименной пьесы А.Н.Островского в Малом театре в Москве (она состоялась 12 октября 1864 года) была очевидна, хотя в спектакле именно такой сцены и не было. (Пьеса Островского была опубликована в сентябрьском номера журнала «Современник»). Любопытно отметить, что картина в числе других была направлена на Международную выставку в Вене, но не была экспонирована, по мнению В.В.Стасова «из-за боязни показывать свои язвы Европе». С середины 1860-х годов Прянишников прочно занял одно из первых мест художников критического реализма.
После окончания Училища Прянишников остался в Москве, которая привлекла его не столько древнейшими памятниками, сколько колоритной и самобытной жизнью. «Для нас, русских жанристов, Москва – клад, – говорил Прянишников, – тут так много оригинального, своеобразного, такой обильный материал, что художникам и пера и кисти есть над чем поработать.Интерес к жизни большого города сближал Прянишникова с В.Е.Маковским. Их дружба продолжалась всю жизнь.
В произведениях конца 1860–1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта, изображая бездомных и нищих («Калики перехожие», «У церкви»), измученных непосильным трудом женщин («Швея»), высмеивал тип богатого поклонника «изящного» («Любитель»). В 1870 году за картины «Швея» и «Калики перехожие» художник был удостоен звания классного художника 1-ой степени.
Всякий раз в его искусстве звучало сочувственное отношение к униженным и угнетенным, была видна тонкая наблюдательность и знание народной жизни. В то же время этот период стал для художника временем роста мастерства, напряженных поисков и расширения тематических рамок произведений бытового жанра.
В конце 1860 – начале 1870-х Прянишников принимал активное участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок, в деятельности которого впоследствии активно участвовал: он выставлялся почти на всех передвижных выставках, неоднократно избирался членом правления московского отделения ТПХВ.
Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла художнику новый успех. По единодушному мнению современников картина была признана новаторской благодаря удачному соединению пейзажно-жанрового мотива. Образ озябшего студента, возвращающегося в свою деревню с небольшой связкой купленных в городе книг, эмоционально дополнен бесприютным зимним пейзажем с догорающим закатом. Это произведение было приобретено одним коллекционером задолго до открытия выставки. П.М.Третьяков, в эти годы активно формировавший свой музей русского искусства, будущую Третьяковскую галерею, заказал художнику повторение, нарушив собственное правило: не иметь повторений и копий в своем собрании.
В конце 1860-х Прянишников начал работать над картиной из истории Отечественной войны 1812 года, а в 1874 году завершил свое знаменитое полотно «В 1812 году». На этот сюжет он исполнил несколько вариантов, лучший (четвертый) находится в Третьяковской галерее. В изображении Прянишникова война 1812 года лишена академической нарочитой помпезности и представлена войной народной, войной самых простых людей. Подобный взгляд был близок позиции Л.Н.Толстого, высказанный им в романе «Война и мир», опубликованном в 1868 году, когда Прянишников начинал работать над своей картиной. Крамской восхищенно писал Репину о ней: «Прянишников написал хорошую вещь – «Пленные французы в 1812 году».
В 1871–1872 годы по заказу севастопольского отделения Политехнической выставки в Москве Прянишников работал вместе с В.Е.Маковским, Г.Г.Мясоедовым, В.О.Шервудом и другими художниками над созданием серии картин, посвященных обороне Севастополя в Крымской войне и включивших 97 сюжетов боевой и военно-бытовой жизни осажденного города., из которых Прянишниковым написано 18. Они писались жидким маслом по картону в короткий срок, что отразилось на качестве работы, потому их как правило называли рисунками. Работая над ними, Прянишников, как впрочем и другие художники, привлеченные к серии, использовал не только рассказы очевидцев – офицеров и моряков, «поживших геройской жизнью в Севастополе», но руководствовался и «Севастопольскими рассказами» Л.Н.Толстого. Любопытно отметить, что изображений сражений в севастопольской серии практически не встречается, преобладают сцены после боя и сцены будней севастопольской жизни («Перевозка орудий», «Призрение раненых женщинами в Севастополе»).
В 1874 году вместе с К.А.Трутовским, В.Е.Маковским, И.Н.Крамским, иллюстрировал повести Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В 1875–1877 годах принял участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве.
В 1880-е годы Прянишников снова обращается к бытовому жанру. Лучшим произведением этого времени считается картина «Жестокие романсы», в которой открылись в полной мере его сатирические наклонности. В эти годы Прянишников также увлечен разработкой охотничьей темы, в которой программным представляется органичное слияние человека и природы («Охота пуще неволи», «Конец охоты», «На тяге»).
Во второй половине 1880-х – первой половине 1890-х годов Прянишников исполнил несколько монументальных полотен, посвященных бытовому укладу и традициям русской деревни («Крестный ход», «Общий жертвенный котел в престольный праздник», «Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии»). Сюжет картины «Спасов день на Севере» связан с празднованием православной церковью 1 августа по старому стилю двух праздников. Один посвящен изнесению Животворящего креста, второй – Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В этот день крест вместе с иконами и другими святынями выносили из церкви для поклонения и освящения воды в реках, источниках и колодцах. Благодаря этому обычаю вода становилась животворящей для всего живого. Совершая обряд омовения, люди снимали с себя грехи и болезни.
С 1873 года по год смерти Прянишников состоял в должности преподавателя МУЖВЗ, возглавляя фигурный класс, сменив на этом месте В.В.Пукирева. Среди его учеников – В.К.Бялыницкий-Бируля, С.В.Иванов, В.Н.Бакшеев, А.Е.Архипов, А.С.Степанов, М.В.Нестеров, С.И.Светославский и др. Ученики любили его, ласково называли «пряником», оставили множество теплых воспоминаний о своем учителе: «остроумный, искренний, прямой, немного грубоватый» (М.В.Нестеров), «прямой, резковатый, вспыльчивый» (А.Я.Головин). А К.А.Коровин писал: «Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы… Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник».
В 1891–1892 годах, заболев туберкулезом, переселился в Крым, в Алупку, где жил в имении П.И.Губонина, крупного землевладельца, благотворителя и мецената. По возвращении в Москву вновь преподавал в Училище, в 1893 избран действительным членом Академии художеств.
12 марта 1894 года умер в Москве, похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря в Москве.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Жестокие романсы 1881 ГТГ.jpg
Просмотров: 480
Размер:	315.6 Кб
ID:	973221   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Воробьи. Ребята на изгороди.jpg
Просмотров: 504
Размер:	239.1 Кб
ID:	973231   Нажмите на изображение для увеличения
Название: В ожидании шафера..jpg
Просмотров: 458
Размер:	398.6 Кб
ID:	973241  



Тютчев вне форума   Ответить с цитированием
Эти 5 пользователя(ей) сказали Спасибо Тютчев за это полезное сообщение:
I-V (11.10.2010), lusyvoronova (11.10.2010), uriart (11.10.2010), Евгений (11.10.2010), Ухтомский (30.11.2010)
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Разделы Ответов Последние сообщения
Жизненный и творческий путь А.М. Герасимова Евгений Художники, творчество, история 3 02.07.2011 17:55
Шишкин? ученики? копии? герой Цены, оценка, атрибуция 27 26.10.2009 14:14
Отцы, дети, ученики Mark Выставки, события 2 18.08.2009 00:35
«Полиграффак Втутемаса — Вхутеина. Учителя и ученики» Евгений Выставки, события 0 18.06.2009 06:42
Русский музей, выставка яркого мастера А.Буха Жар-птица Выставки, события 0 13.04.2009 23:03





Часовой пояс GMT +3, время: 04:58.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot