"Русские недели" - удачная придумка воротил отечественного антикварного рынка или новый мировой тренд?
Вот уже более четверти века в Лондоне в начале июня и конце ноября проходят "Русские аукционные недели". Ближайшие стартуют 7 июня. Четыре аукционных дома - Bonhams, Christie's, MacDougall's и Sotheby's - выставят в общей сложности на 9 торгах 2253 произведения русского искусства - от икон и роскошных декоративно--прикладных безделушек до живописного, так называемого тяжелого антиквариата. В феномене Russian Auction Week попытались разобраться "Итоги".
Тусовка, сэр!
Место действия - уютная лондонская Нью-Бонд-стрит, которую иногда называют самой дорогой торговой улицей мира. Именно здесь располагается вершина так называемого русского антикварного треугольника. На самой Нью-Бонд-стрит находятся головные офисы аукционных домов Sotheby's и Bonhams, а в основании треугольника - в паре минут ходьбы друг от друга - дома Christie's на Кинг-стрит и MacDougall's на улице Чарльза II. По этой немудреной траектории дважды в год и перемещаются туда-сюда толпы русскоговорящих собирателей, дилеров, журналистов: разглядывают коллекции всех четырех домов - участников "русских недель"; посещают торжественные приемы (pre- и post-parties), без устали тусуются, обсуждают, сплетничают, интригуют... По неофициальным подсчетам, в "русских неделях" единовременно участвуют более 2 тысяч бывших или нынешних наших соотечественников. В этот период в большинстве топовых ресторанов появляется русское меню, в витринах люксовых магазинов - таблички "У нас говорят по-русски". Местные галереи устраивают вернисажи российского искусства. Два-три года назад, когда рынок еще стремительно шел на подъем, во время лондонских "русских недель" иногда случалось до шестнадцати аукционов. Помнится, в моем ежедневнике были расписаны все дни недели: помимо собственно торгов, ежевечерне надо было посетить два-три обязательных мероприятия.
Недавний финансовый кризис, конечно, внес свои коррективы. Недаром специалисты склонны привязывать напрямую к предметам искусства цены на нефть. Прошлой осенью все четыре главных на сегодняшний день участника мировой антикварной торговли русским искусством провели всего 8 русских аукционов. И культурная программа как--то затихла - конечно, за исключением незыблемых предаукционных приемов.
Читать дальше...
Однако, похоже, кризис арт-антик--рынка остался в прошлом. Последние результаты нью-йоркских майских торгов импрессионистов и современного искусства дали внушительные общие результаты и отдельные рекорды, даже мировые. В целом на аукционах импрессионистов дома Christie's и Sotheby's заработали около полумиллиарда долларов, а полотно Пикассо "Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев" ушло за 106,5 миллиона долларов, получив статус "самой дорогой аукционной продажи". Во вторую майскую неделю при продажах современного искусства те же и присоединившийся к ним дом Phillips de Pury получили еще около полумиллиарда и также совершили несколько очень крупных продаж. "Автопортрет" Уорхола ушел за 32,5 миллиона долларов, и на миллион дешевле там же, на Sotheby's, был продан очередной шедевр Ротко.
Русский рынок, конечно, таких крупных взлетов не ждет. Тем не менее ряд дорогих работ на июньских торгах появится. Как сказал "Итогам" -заместитель председателя правления "Sotheby's Европа" лорд Марк Полтимор: "В прошлом ноябре мы находились еще не в самом блестящем положении, как будто качались немного на весах - наблюдали, куда же все-таки гирька упадет. Сейчас мы чувствуем огромный интерес и видим желание русских покупателей".
Девятый нал
Ведь действительно: первую скрипку в покупке "русского" играют сами русские. Всегда заметны покупки таких коллекционеров, как Петр Авен (русский фарфор и искусство Серебряного века) и Виктор Вексельберг (Фаберже, серебро и классика рубежа веков). Активно участвуют в торгах украинцы, считающие русское искусство своим. Известны имена украинских предпринимателей Александра Табалова - увлеченного собирателя классики, и Виктора Пинчука, который чаще приобретает современное искусство. В последнее время, как ни странно, стало появляться все больше покупателей из республик бывшего СССР. Уже замечен казахский капитал. Ведь история искусства у нас у всех общая. Растет число и западных собирателей. Вспоминаю, как буквально забит был аукционный зал британскими высокородными персонами всего полгода назад на "сотбисовской" декабрьской распродаже коллекции предметов, принадлежащей членам российской императорской фамилии; тогда продали 100 процентов лотов, и аукционисту были вручены белые перчатки - событие, надо сказать, крайне редкое не только для русских торгов.
Глава русского департамента дома Christie's Алексис фон Тизенгаузен уверил "Итоги", что "русское искусство и особенно предметы Фаберже, изделия из серебра и фарфора на аукционах выставлялись всегда. Первый русский департамент Christie's был открыт в 68-м в Женеве, а первые русские специализированные торги прошли уже в 71-м году". Однако большинство экспертов считают точкой отсчета перестроечный для России 1985 год, когда серию русских торгов в Лондоне впервые провел старейший британский аукционный дом Sotheby's. Можно даже назвать конкретного "пионера" - именно Джон Стюарт, специалист по русским иконам, а в то время один из ведущих сотрудников Sotheby's, придумал практически до сих пор существующую структуру и сегментацию русского рынка.
Только не стоит думать, что тогда, в уже далекие 80-е, на "наших" торгах был особый ажиотаж. Участниками их были, как правило, эмигранты из СССР. Скажем, именно тогда начали собирать свою знаменитую ныне коллекцию Галина Вишневская и Мстислав Ростропович (недавно, как известно, она полностью была выставлена на Sotheby's, но продана до аукциона Алишеру Усманову, который передал ее в Константиновский дворец). Так или иначе, лишь ближе к концу 90-х цены начали все чаще и весьма неожиданно прыгать вверх. Именно в то время сложилась комфортная для бизнеса ситуация. Когда интерес коллекционеров - а вначале и просто людей, имеющих мало отношения к искусству, но желавших вложить в него огромное количество свободных денег, - стимулировал появление на аукционах первоклассных вещей и, как результат, рост цен на русское искусство во всем мире.
С тех пор и до сего дня стабильным спросом пользуются прежде всего академическая живопись и традиционное прикладное искусство. И "чемпионы" здесь - "шишкины" и "айвазовские". Их вообще-то считают чуть ли не вечными трендами, а Айвазовского антиквары в шутку иногда называют "наш Девятый Нал". А еще императорские вазы и пасхальные яйца, да и прочее "фаберже" всех сортов.
Гений места
И все же, почему именно столица Великобритании стала своеобразной вершиной русской антикварно-географической пирамиды, в основании которой лежат бесчисленные антикварные лавки и блошиные рынки. Выше расположились аукционы Германии, Франции, Чехии, Венгрии, Дании, Финляндии и Швеции - во всех этих странах русское искусство продается на международных аукционах, а часто и на специализированных русских (Historia в Германии, Rasmussen в Дании, Bukowskis в Финляндии и Швеции, шведские Uppsala и Stokholms Auktionverk , французские Tajan и Lombrail-Teucquam). Везде правят бал русские и украинские (все чаще) дилеры. Скупают наше искусство практически оптом. А потом эти картины, вазы и серебро практически гарантированно появляются на лондонских неделях.
Лондон - ныне мировой финансовый центр. И добраться сюда несложно откуда угодно. И языковой барьер не составляет проблем. А кроме того, это консервативное общество, нацеленное на сохранение артефактов, не испытывало за последние века особых социальных и военных потрясений, что, конечно, способствовало сохранению культурного наследия. Кстати, здесь работает более 2000 антикварных магазинов!.. В общем, нет больше в мире ни одной страны с таким числом факторов, которые исключительно положительно влияют на прибыли антикварного рынка.
"Конечно, в свое время культурной столицей русских был Париж, - признает президент аукционного дома MacDougall's Екатерина Макдугалл. - Речь в первую очередь идет о дягилевских сезонах, на которые все съезжались. Но сейчас совершенно очевидно, что такой столицей стал Лондон. И не только для русского, но и для импрессионистов и современного искусства; люди едут покупать их в Лондон, точно так же, как едут работать на лондонскую биржу". Тизенгаузен из Christie's проводит другую параллель британско-французского сражения за Россию: "Лондон стал столицей русского искусства в первую очередь по причине того, что английские компании когда--то лишились права проводить торги во Франции, где монополистами стали французские аукционные дома". Стали - и проиграли битву. А Олег Стецюра, президент аукционного дома "Гелос" (Москва), напоминает: "Таможенный сбор на продажу при ввозе на территорию Великобритании составляет 5 процентов. В принципе это самый скромный сбор в мире. Кроме того, привлекательным фактором является и практическое отсутствие ограничений на вывоз искусства. За исключением предметов, относящихся к национальному достоянию, - а это буквально доля процента".
Вообще что касается британских законов, связанных с перемещением культурных ценностей, то это еще один безусловный козырь в пользу Лондона, причем для всего мира, а не только для России. "Мало того что это самое либеральное законодательство, но главное, что оно соблюдается. И гораздо жестче, чем в Европе, как это ни странно, - говорит "Итогам" коллекционер и антиквар Георгий Путников. - Даже попробовать нарушить его не выходит практически ни у кого: ни у владельцев искусства, ни у галерей, ни у аукционных домов. А когда площадка для торгов находится в абсолютном правовом поле, то это и есть самое выгодное для всех".
Неужели все, что надо, чтобы стать мировой столицей антиквариата, ну, и вершиной русской антикварной пирамиды, - просто находиться в защищенном правовом поле?
Всем китайцам пример
Аукционов с участием российского искусства на нынешней Russian Auction Week ожидается немногим больше, чем полгода назад, - девять. А в общей сложности на нынешней "русской неделе" будет выставлено 2253 лота. Для сравнения: полгода назад в Лондоне предлагали 1559 лотов.
Зато событий культурной программы, сопровождающих предстоящую неделю отечественного искусства в столице Великобритании, хоть отбавляй. В мае открылось лондонское представительство знаменитейшей и одной из старейших московских галерей "Риджина". Выставляется живописец Файбисович, который лидирует в категории аукционных продаж "самый дорогой художник, ныне живущий в России" (его картина "Солдаты" в 2007 году ушла за рекордные 311 тысяч фунтов стерлингов). Русско-британская галерея Ravenscourt Galleries покажет аккурат в это время "Русское искусство XX века" из собрания галереи. Многие местные галереи российского происхождения также готовятся к вернисажам и захватам пребывающих из России новых любителей искусства. А новых лиц после кризиса, кстати, становится заметно больше.
Весь свет в первую очередь, как обычно, сконцентрируется вокруг пред-аукционных приемов, которые пройдут чередой накануне торгов. Их устраивает каждый уважающий себя дом. Как правило, исключительно в русле собственных традиций. "Аристократы" из Christie's, помнится, удивляли розовым шампанским и клубникой, в сочетании с холодным борщом, который почему-то подавался в высоких стаканах, и креманками с холодными, опять же, пельменями. Забавное представление о русской кухне, конечно, но в любом случае - изысканный реверанс нашим соотечественникам от "аристократов, стремящихся стать купцами" (это из известной антикварной поговорки).
В любом случае ясно, что "русские недели" уже стали чем-то незыблемым, ожидаемым для Лондона. "Русские недели" - ноу-хау рынка отечественного искусства. По крайней мере, как считают давние участники антик-рынка. Вполне возможно, сам термин "русские антикварные аукционные недели" - часть российской ментальности и пришел уж точно из России. Ни на одном из других национальных сегментов мирового антик-рынка таких концентрированных ивентов не проводится. Формат сей, кстати, как показывает время, оказался настолько удобным для всех, что будет совсем неудивительно (и это даже ожидаемый и предсказуемый многими факт), если и другие бурно развивающиеся художественные рынки - в первую очередь это, конечно, Китай и Индия - поддержат и позаимствуют такие "тотальные" недели национального искусства. Во всяком случае, "азиатскую неделю" мы уже видим в расписании крупнейших мировых аукционных домов. Осталось дело за малым: организовать очередной национальный фестиваль, в котором главенствующую роль играют аукционные торги. И вокруг сама собой обязательно создастся целая инфраструктура. Именно так когда-то родилась русская антикварная пирамида.
Топ-лоты предстоящей с 7 по 11 -июня 2010 года "Русской аукционной недели" (цены указаны в фунтах стерлингов)
Bonhams - всего выставлено 258 лотов:
Слоник из камня с золотом и камнями, Фаберже, мастер Хенрик Вигстрём, 1908-1917 годы; 150 000-180 000
Андре Ланской L'ab me du soir, конец 1950-х годов; 100 000-150 000
Давид Бурлюк "Угол 4-й и Bowery", 1934 год; 100 000-150 000
Christie's на двух аукционах выставляет 526 лотов:
Михаил Клодт "Скотный двор на берегу реки", 1858 год; 700 000-900 000
Борис Григорьев "Русский мужчина", 1920 год; 400 000-600 000
Зинаида Серебрякова "Лежащая обнаженная", 1930 год; 400 000-600 000
MacDougall's проводит три аукциона с общим количеством в 650 лотов:
Нико Пиросмани "Арсенальная гора ночью", около 1907/08 года; 900 000-1 200 000
Исаак Левитан "Иллюминация Московского Кремля, посвященная коронации Николая II, 18 мая 1896 года"; 600 000-900 000
Николай Рерих "Черная Гоби", 1928 год; 500 000-700 000
Василий Поленов "Лодка на реке", 1879 год; 450 000-650 000
Sotheby's на трех аукционах выставляет 819 лотов:
Иван Шишкин "Лесной пейзаж", 1876 год; 1 000 000-1 500 000
Юрий Анненков "Портрет Зиновия Гржебина", 1919 год; 800 000-1200 000
Александр Яковлев "Тити и Наранге, дочери вождя Эки Бондо", 1926 год; 700 000-900 000
Николай Рерих "Город Леденец", 1919 год; 500 000-700 000
Трехчастный складень (часы и рамка для фотографий) из позолоченного серебра, украшенный эмалью и жемчугом, Фаберже, мастер Иоганн Виктор Аарне, 1899-1908 годы; 500 000-700 000
Дмитрий Буткевич
(журнал "Итоги" №22 от 31.05.10.)
Эти 18 пользователя(ей) сказали Спасибо SergeiSK за это полезное сообщение: