Go Back   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Выставки, события
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Register Blogs FAQ Community Today's Posts Search

Выставки, события Делимся впечатлениями и обмениваемся мнениями обо всех событиях в мире искусства.

Reply
 
Thread Tools Display Modes
Old 15-12-2009, 16:52 Original language: Russian        #1
Гуру
 
Join Date: Jun 2008
Posts: 14,663
Thanks: 18,865
Thanked 16,456 Times in 4,506 Posts
Blog Entries: 254
Reputation: 32443
Default Выставка «Соцреализм: Инвентаризация архива»

Искусство 1930-х — 1940-х годов из собрания ГМВЦ «РОСИЗО».
Дата проведения: 17 декабря 2009 — 17 января 2010
Адрес: Государственный музей современного искусства РАХ, Гоголевский бульвар 10
---------------------------------------------------------------
Выставка «Соцреализм: Инвентаризация архива» приурочена к 50-летию Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и 10-летию Московского музея современного искусства. Проект впервые представляет в Москве уникальное собрание произведений советского искусства 1930-х — 1940-х годов, хранящееся сегодня в фондах «РОСИЗО».

Читать дальше... 
История этой коллекции начинается в 1937-1939 годах, в период подготовки масштабной выставки «Индустрия социализма». Огромный пласт живописи, графики и скульптуры, выполненный для этой несостоявшейся экспозиции, оседает в фондах созданной в 1940 году Дирекции художественных выставок и панорам. В 1951 году при Загорском музее-заповеднике создается Специальный архив художественных произведений, и туда в срочном порядке передается около 1500 единиц хранения из фондов Дирекции. В 1958 году в этот архив, преобразованный в Специальное централизованное хранилище художественных произведений, поступает следующая порция искусства — портреты уже почивших или впавших в немилость прежних советских лидеров, в первую очередь Сталина.

Уникальное собрание Специального архива наглядно показывает, насколько идеологизированным был подход властей к искусству и художественной продукции, даже в годы оттепели. На первый взгляд, трудно понять, что можно было в 1960-е годы найти крамольного в полотнах Б. Цветкова «Гидроавиация» (1933) или «Доставка плотов» (1937), воспевавших советскую утопию — «все выше и выше, и выше!». Тем не менее, Специальный архив, активно снабжавший в период хрущевской оттепели и брежневской стагнации многие музеи страны, придерживал эти и многие другие произведения в силу их «сомнительного происхождения», то есть заказа сталинского режима. Впрочем, иногда создается впечатление, что такие полотна, как «Пограничники в Батуми» (1932) В. Люшина или «Наступление танков» (1933) Е. Зерновой, созданные к выставке «15 лет РККА», могли показаться худсоветам 70-х слишком необычными и авангардными. Этим и многим другим обстоятельствам мы обязаны сохранением в архиве, переданном в начале 1990-х годов в ведение ГМВЦ «РОСИЗО», большого блока произведений, позволяющего оценить своеобразие «советского идеализма» первых сталинских десятилетий и перипетии «борьбы за знамя» (формулировки Екатерины Деготь).

Искусство этого переходного периода (1920-е — 1930-е годы) не случайно продолжает привлекать к себе внимание кураторов и зрителей. Свидетельство тому — целый ряд успешных выставочных проектов, осуществленных за последние годы в Европе и России: «Коммунизм: фабрика мечты» (2003, Франкфурт), «Советский идеализм» (2005, Льеж), «Красноармейская студия» и «Борьба за знамя» (2008, Москва). Во всех этих выставках участвовали работы из фондов «РОСИЗО». Это, с одной стороны, прекрасный материал для разговора о «дискурсе», с другой — крайне интересный художественный феномен, демонстрирующий, как во множестве случаев живописное мастерство пробивается сквозь жесткие рамки идеологически регламентированной задачи и находит выход в эстетической неординарности предложенного решения.

Конечно, произведения архивного собрания ГМВЦ «РОСИЗО» неоднородны по художественным достоинствам. Тем не менее, в рамках экспозиции, впервые представляющей в Москве весь спектр этой коллекции, работы словно «проговариваются» о том, что запечатленная в них жизнь — не «светлый путь», а тяжелое существование, лишенное света, радости и надежды. Эти картины изображают сцены рабочих собраний, митингов и обсуждений, труд на заводе, на ковроткацкой фабрике, в горячем цеху, в продуктовом магазине и в кулинарном отделе.

Самым противоречивым материалом — в контексте сегодняшнего восприятия — являются полотна, поступившие в архив в 1950-е годы после развенчания культа личности Сталина. На многие годы башня в Загорске стала местом, где лежали снятые с подрамников монументальные портреты вождя, исполненные главными официальными живописцами сталинской эпохи — А. Герасимовым, В. Сварогом, Б. Ефановым. Весь этот живописный массив работал на прославление личности лидера шестой части земного шара, заново творя мифологизированную историю страны и легенду о высшей власти, воплощенной в одном человеке. Созданные соцреализмом мифологизированные формулы представления власти, опиравшиеся на опыт мирового искусства, но воспроизводившие его гипертрофированно, отрабатывались не только на картинах с изображением Вождя народов — отблески этой методики видны и в портретах соратников Сталина — В. Молотова, К. Ворошилова и других. Нельзя не отдать должного совершенству разработанных соцреализмом методов сильнейшего воздействия на психологию потенциального потребителя подобных произведений — художники не чурались самых неожиданных и рискованных, но льстящих власти приемов.

Сегодня эти работы отреставрированы, натянуты на подрамники, вошли в искусствоведческий обиход и активно показываются на выставках, задача которых — не ностальгирование по ушедшему в прошлое режиму, а анализ сложной художественной ситуации тех лет и изобразительных приемов, выработанных официальным искусством. Поэтому широкий диапазон работ, выбранных для проекта «Соцреализм: Инвентаризация архива», включает и переходную эстетику «советского идеализма», и массовое внедрение жестко контролируемых официальной доктриной методов, и стопроцентно отработанные мэтрами соцреализма формулы.
Attached Thumbnails
Click image for larger version

Name:	enter_logo.jpg
Views:	284
Size:	22.2 KB
ID:	539431   Click image for larger version

Name:	soc_01_auto_450.jpg
Views:	294
Size:	203.0 KB
ID:	539441   Click image for larger version

Name:	soc_02_auto_450.jpg
Views:	280
Size:	115.3 KB
ID:	539451   Click image for larger version

Name:	soc_03_auto_450.jpg
Views:	298
Size:	93.9 KB
ID:	539461  



Евгений is offline   Reply With Quote
The Following 4 Users Say Thank You to Евгений For This Useful Post:
artcol (15-12-2009), SDN (15-12-2009), Vladimir (15-12-2009), Самвел (15-12-2009)
Old 15-12-2009, 18:30 Original language: Russian        #2
Гуру
 
artcol's Avatar
 
Join Date: Sep 2008
Posts: 12,068
Thanks: 6,204
Thanked 6,549 Times in 3,041 Posts
Reputation: 12901
Send a message via Skype™ to artcol
Default

Quote:
Originally Posted by Евгений View Post
Искусство 1930-х — 1940-х годов из собрания ГМВЦ «РОСИЗО».
Дата проведения: 17 декабря 2009 — 17 января 2010
Адрес: Государственный музей современного искусства РАХ, Гоголевский бульвар 10
---------------------------------------------------------------
Выставка «Соцреализм: Инвентаризация архива» приурочена к 50-летию Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и 10-летию Московского музея современного искусства. Проект впервые представляет в Москве уникальное собрание произведений советского искусства 1930-х — 1940-х годов, хранящееся сегодня в фондах «РОСИЗО».

Читать дальше... 
История этой коллекции начинается в 1937-1939 годах, в период подготовки масштабной выставки «Индустрия социализма». Огромный пласт живописи, графики и скульптуры, выполненный для этой несостоявшейся экспозиции, оседает в фондах созданной в 1940 году Дирекции художественных выставок и панорам. В 1951 году при Загорском музее-заповеднике создается Специальный архив художественных произведений, и туда в срочном порядке передается около 1500 единиц хранения из фондов Дирекции. В 1958 году в этот архив, преобразованный в Специальное централизованное хранилище художественных произведений, поступает следующая порция искусства — портреты уже почивших или впавших в немилость прежних советских лидеров, в первую очередь Сталина.

Уникальное собрание Специального архива наглядно показывает, насколько идеологизированным был подход властей к искусству и художественной продукции, даже в годы оттепели. На первый взгляд, трудно понять, что можно было в 1960-е годы найти крамольного в полотнах Б. Цветкова «Гидроавиация» (1933) или «Доставка плотов» (1937), воспевавших советскую утопию — «все выше и выше, и выше!». Тем не менее, Специальный архив, активно снабжавший в период хрущевской оттепели и брежневской стагнации многие музеи страны, придерживал эти и многие другие произведения в силу их «сомнительного происхождения», то есть заказа сталинского режима. Впрочем, иногда создается впечатление, что такие полотна, как «Пограничники в Батуми» (1932) В. Люшина или «Наступление танков» (1933) Е. Зерновой, созданные к выставке «15 лет РККА», могли показаться худсоветам 70-х слишком необычными и авангардными. Этим и многим другим обстоятельствам мы обязаны сохранением в архиве, переданном в начале 1990-х годов в ведение ГМВЦ «РОСИЗО», большого блока произведений, позволяющего оценить своеобразие «советского идеализма» первых сталинских десятилетий и перипетии «борьбы за знамя» (формулировки Екатерины Деготь).

Искусство этого переходного периода (1920-е — 1930-е годы) не случайно продолжает привлекать к себе внимание кураторов и зрителей. Свидетельство тому — целый ряд успешных выставочных проектов, осуществленных за последние годы в Европе и России: «Коммунизм: фабрика мечты» (2003, Франкфурт), «Советский идеализм» (2005, Льеж), «Красноармейская студия» и «Борьба за знамя» (2008, Москва). Во всех этих выставках участвовали работы из фондов «РОСИЗО». Это, с одной стороны, прекрасный материал для разговора о «дискурсе», с другой — крайне интересный художественный феномен, демонстрирующий, как во множестве случаев живописное мастерство пробивается сквозь жесткие рамки идеологически регламентированной задачи и находит выход в эстетической неординарности предложенного решения.

Конечно, произведения архивного собрания ГМВЦ «РОСИЗО» неоднородны по художественным достоинствам. Тем не менее, в рамках экспозиции, впервые представляющей в Москве весь спектр этой коллекции, работы словно «проговариваются» о том, что запечатленная в них жизнь — не «светлый путь», а тяжелое существование, лишенное света, радости и надежды. Эти картины изображают сцены рабочих собраний, митингов и обсуждений, труд на заводе, на ковроткацкой фабрике, в горячем цеху, в продуктовом магазине и в кулинарном отделе.

Самым противоречивым материалом — в контексте сегодняшнего восприятия — являются полотна, поступившие в архив в 1950-е годы после развенчания культа личности Сталина. На многие годы башня в Загорске стала местом, где лежали снятые с подрамников монументальные портреты вождя, исполненные главными официальными живописцами сталинской эпохи — А. Герасимовым, В. Сварогом, Б. Ефановым. Весь этот живописный массив работал на прославление личности лидера шестой части земного шара, заново творя мифологизированную историю страны и легенду о высшей власти, воплощенной в одном человеке. Созданные соцреализмом мифологизированные формулы представления власти, опиравшиеся на опыт мирового искусства, но воспроизводившие его гипертрофированно, отрабатывались не только на картинах с изображением Вождя народов — отблески этой методики видны и в портретах соратников Сталина — В. Молотова, К. Ворошилова и других. Нельзя не отдать должного совершенству разработанных соцреализмом методов сильнейшего воздействия на психологию потенциального потребителя подобных произведений — художники не чурались самых неожиданных и рискованных, но льстящих власти приемов.

Сегодня эти работы отреставрированы, натянуты на подрамники, вошли в искусствоведческий обиход и активно показываются на выставках, задача которых — не ностальгирование по ушедшему в прошлое режиму, а анализ сложной художественной ситуации тех лет и изобразительных приемов, выработанных официальным искусством. Поэтому широкий диапазон работ, выбранных для проекта «Соцреализм: Инвентаризация архива», включает и переходную эстетику «советского идеализма», и массовое внедрение жестко контролируемых официальной доктриной методов, и стопроцентно отработанные мэтрами соцреализма формулы.
По делу и грамотная аннотация.



artcol is offline   Reply With Quote
Old 15-12-2009, 20:59 Original language: Russian        #3
Гуру
 
Кирилл Сызранский's Avatar
 
Join Date: Jul 2008
Location: РФ, Самара
Posts: 75,397
Thanks: 27,867
Thanked 55,330 Times in 24,283 Posts
Blog Entries: 126
Reputation: 102390
Send a message via Skype™ to Кирилл Сызранский
Default

Quote:
Originally Posted by Евгений View Post
Впрочем, иногда создается впечатление, что такие полотна, как «Пограничники в Батуми» (1932) В. Люшина или «Наступление танков» (1933) Е. Зерновой, созданные к выставке «15 лет РККА», могли показаться худсоветам 70-х слишком необычными и авангардными.
Надо посмотреть до 17-го января, очень интересно, что же не показывали в то время и хранили в Спецархиве.



Кирилл Сызранский is offline   Reply With Quote
Old 15-12-2009, 21:48 Original language: Russian        #4
Гуру
 
Join Date: Jun 2008
Posts: 14,663
Thanks: 18,865
Thanked 16,456 Times in 4,506 Posts
Blog Entries: 254
Reputation: 32443
Default

Quote:
Искусство этого переходного периода (1920-е — 1930-е годы) не случайно продолжает привлекать к себе внимание кураторов и зрителей.
Это одно из самых интереснейших направлений в коллекционировании живописи...



Евгений is offline   Reply With Quote
Reply


Posting Rules
You may not post new threads
You may not post replies
You may not post attachments
You may not edit your posts

BB code is On
Smilies are On
[IMG] code is On
HTML code is Off

Forum Jump

Similar Threads
Thread Thread Starter Forum Replies Last Post
Sell: Картины. Соцреализм SergeSS Продам 9 13-08-2012 18:26
Sell: В.В.Зараневский (Соцреализм) Art Продам 0 17-11-2009 20:41
Соцреализм Sakamuni Цены, оценка, атрибуция 1 22-03-2009 21:18
Sell: Инвестиции в соцреализм SergeSS Продам 1 20-03-2009 13:14
Sell: Соцреализм Г.В.Васягин Stanislav Продам 0 26-12-2008 00:02





All times are GMT +3. The time now is 19:57.
Telegram - Contact Us - Обработка персональных данных - Archive - Top


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.